Настоящая работа посвящена разработке обобщенной модели формирования судоходных маршрутов в акватории арктических морей. Тема исследования связана с решением стратегической задачи обеспечения круглогодичной навигации в акватории Северного морского пути. Дана характеристика навигационно-гидрографических и ледовых условий функционирования морской арктической транспортной системы. Приводятся основные показатели, характеризующие объём грузоперевозок, выполненных по трассам Северного морского пути в 2021 году и количество судов, работающих в акватории. Определены основные факторы, влияющие на развитие сети круглогодичных судоходных маршрутов. Выполнен аналитический обзор известных моделей и методов оценки навигационных рисков. Установлен перечень основных факторов навигационных рисков. Предложена обобщенная модель совместного учета влияния малых глубин, ледовых условий и стесненности акватории на безопасность судоходства. Приведены основные формулы, соотношения и ограничения модели, а также обобщенные и частные критерии показателей навигационной безопасности. Представлены результаты проверки работоспособности модели. Рассмотрена возможность круглогодичного плавания крупнотоннажных судов двух типов в проливе Санникова. Использование модели позволило выполнить сравнительную оценку маршрутов плавания судов по обобщенному критерию навигационной безопасности и частным критериям. Разработана методика практического использования предложенной модели для решения задач обеспечения безопасного судоходства в условиях продленной и круглогодичной навигации в акватории Северного морского пути. Намечены пути дальнейшего исследования.
северный морской путь, судоходные маршруты, модель, круглогодичная навигация
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 3120 р. «План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/38714/ (дата обращения: 18.03.2022).
2. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/74810556/ (дата обращения: 19.03.2022).
3. Решетняк С.В., Тезиков А.Л. Метод повышения эффективности гидрографического обследования высокоширотных трасс Северного морского пути // Геодезия и картография. 2011. № 6. С. 45-49.
4. Решетняк С.В., Тезиков А.Л. Северный морской путь. Численная оценка гидрографической обеспеченности трасс для судов с большой осадкой // Геодезия и картография. 2008. № 6. С. 59-61.
5. Королев И.Ю. Оценка допустимого отклонения пути судна от обследованной полосы // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2016. №6 (40). C. 105-112. DOI:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2016-8-6-105-112.
6. Снопков В.И. Управление судном. СПб: АНО НПО «Профессионал», 2004. 536 с.
7. Сазонов К.Е. Теоретические основы плавания судов во льдах. СПб.: ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, 2010. 274 с.
8. Клюев В.В. Количественная оценка показателя стесненности акватории Северного морского пути // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2016. №5 (39). С. 109-117. DOI:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2016-8-5-109-117.
9. Клюев В.В. Формализация оценки безопасности акватории Северного морского пути // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2016. № 4 (38). С. 69-74. DOI:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2016-8-4-69-74.
10. Tezikov A., Afonin A., Kljuev V. Research of quantitative indicators of tightness of the northern sea route (NSR) // Proceedings of the International Conference on Port and Ocean Engineering Under Arctic Conditions. - Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions (POAC), 2017.
11. Afonin A.B., Ol'khovik E.O., Tezikov A.L. Influence of the bottom relief on the formation of the navigable routes network in the water area of the Northern Sea Route // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 378. № 1. С. 012003.
12. Правила классификации и постройки морских судов. - Ч. 1. Классификация - НД № 2 020101 104. - СПб: Российский морской регистр судоходства, 2018. 69 с.
13. Ершов А.А., Михневич А.В. Использование характеристик маневрирования для обеспечения безопасности движения судов в узкостях // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2018. Т. 10. № 5. С. 897-910. DOI:https://doi.org/10.21821/2309- 5180-2018-10-5-897-910.
14. Афонин А.Б., Ольховик Е.О., Тезиков А.Л. Разработка методов оценки проходных глубин на трассах Северного морского пути в зависимости от подробности съёмки рельефа дна // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2016. №4 (38). C. 62-68. DOI:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2016-8-4-62-68.
15. Андреева Е.В., Тезиков А.Л. Формализация показателя стесненности акватории Северного морского пути // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. - 2022. №1 (71). C. 55-62. DOI:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2022-14-1-55-62.
16. Холопцев А.В., Подпорин С.А. Перспективы безледокольной навигации транзитных судов в районе Новосибирских островов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. 2019. Т. 11. № 4. С. 683-695. DOI:https://doi.org/10.21821/2309-5180-2019-11-4-683-695.