Волгоград, Россия
Цель – исследование преимуществ, актуальных проблем и направлений развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в российской системе образования. Методологическую основу исследования составил общенаучный метод диалектического познания экономических и финансовых явлений. Применены также методы анализа, синтеза, экспертной оценки и др. Подчеркнута важность обеспечения всеохватного, доступного и качественного образования для достижения устойчивого развития страны. При этом на основе статистических данных отмечено существенное недофинансирование российской системы образования со стороны государства и, как следствие, неудовлетворительное (неработоспособное) техническое состояние имущества образовательных организаций. Сделан вывод о необходимости применения ГЧП как способа привлечения в российскую систему образования финансовых и иных ресурсов, а также способностей и компетенций частного партнера. В подтверждение вывода выделены: преимущества ГЧП в системе образования; потребности трех основных стейкхолдеров проектов ГЧП, удовлетворяемые посредством организации в системе образования партнерства государства и бизнеса; социально-экономические эффекты реализации проектов ГЧП в системе образования. На основе выявленных финансовых, экономических, правовых, управленческих и иных проблем ГЧП в российской системе образования сформулированы практические рекомендации по их устранению: содействие на государственном (местном) уровне развитию проектного финансирования; разработка универсальных коробочных решений для типовых объектов образования; формирование легитимного инструмента изменения проектов ГЧП и др. Вышеотмеченное в совокупности с анализом современного состояния отечественного рынка ГЧП в образовании позволило сделать выводы о важности применения системного подхода к формированию и развитию практики ГЧП в российской системе образовании. Практическая применимость представленных в статье материалов заключается в возможности их использования при принятии управленческих решений, связанных с развитием российской системы образования на основе ГЧП и направленных на обеспечение устойчивого развития страны.
ГЧП, российская система образования, устойчивое развитие, государство, бизнес, население, частный партнер, публичный партнер, проекты
1. Шрюфер Г., Вренгер К., Линдеманн И. Образование в интересах устойчивого развития: «рефлексии» как инструмент формирования компетенций. Вопросы образования. 2020. № 2. С. 152-174. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-2-152-174
2. Грачев В. А., Ильин И. В., Урсул А. Д., Урсул Т. А., Андреев А. И. Образование для устойчивого развития в России: проблемы и перспективы. М.: Учитель; МГУ, 2017. 207 с.
3. Ермаков Д. С., Ермаков А. С., Колесова Е. В. О применении форсайта в образовании для устойчивого развития. Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16. № 4. С. 55-64. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2021-16-4-55-64
4. Урсул А. Д. Цифровизация и образование для устойчивого развития: перспективы взаимосвязи в процессе эволюции. Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 39-54. https://doi.org/10.17805/zpu.2020.2.4
5. Patrinos H. A., Barrera-Osorio F., Guaqueta J. The role and impact of public-private partnerships in education. Washington D.C. World Bank Publications, 2009, 116.
6. Kim J., Han M. Education financing and public-private partnership development assistance model. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, 177: 100-103. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.345
7. LaRocque N. Public private partnerships in basic education: an international review. CFBT Education Trust, 2008, 60.
8. 李飞龙. 国外基础教育PPP办学模式的实践及启示. 外国教育研究, 2010, (7): 1-5.
9. 唐祥来, 倪琳. 国际基础教育公私伙伴关系(PPP)模式:论争与启示. 外国教育研究, 2013, (4): 88-95.
10. Zhang M., Liu Y., Cheng J. International experience and reference of PPP model in inclusive preschool education. Proceedings of the 2nd International Workshop on Education Reform and Social Sciences (ERSS 2019), 2019, 147-152. https://doi.org/10.2991/assehr.k.191206.030
11. Алеев Б. Р. Государственно-частное партнерство в образовательном кластере. Человеческий капитал и профессиональное образование. 2018. № 2. С. 9-13.
12. Бакшеева А. Д. Взаимодействия государства, бизнеса и образовательных организаций в рамках государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство. 2016. Т. 3. № 1. С. 63-78. https://doi.org/10.18334/ppp.3.1.35139
13. Веселова Н. Ю., Ероян А. Е., Смычагин Е. О. Государственно-частное партнерство в образовательной сфере России. Наука и мир. 2016. № 6-2. С. 21-25.
14. Завьялова Е. Б. К вопросу о целесообразности ГЧП в образовании. Государственно-частное партнерство. 2015. Т. 2. № 4. С. 217-226. https://doi.org/10.18334/ppp.2.4.36982
15. Киреева А. В., Золотарева А. Б. Правовые модели организации государственно-частного взаимодействия в сфере образования. Юридические исследования. 2016. № 1. С. 1-17. https://doi.org/10.7256/2409-7136.2016.1.17562
16. Мельников М. С. Использование государственно-частного партнерства в образовании. Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 3. С. 303-308. https://doi.org/10.18334/rp.18.3.37296
17. Павловская С. В., Сироткина Н. Г. Государственно-частное партнерство в сфере образования. Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сб. ст. по итогам XV Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 23-24 апреля 2020 г.) СПб.: СПбГЭУ, 2020. С. 367-373.
18. Тесленко И. В., Долгих М. Н. Государственно-частное партнерство в системе образования: тренды, проблемы, перспективы. Фундаментальные исследования. 2016. № 2-1. С. 211-215.
19. Глушко Ю. В., Колодина Н. В. Особенности государственно-частного партнерства в сфере образования в России и за рубежом. Государственно-частное партнерство. 2017. Т. 4. № 2. С. 147-153. https://doi.org/10.18334/ppp.4.2.37834
20. Ибятов Ф. М. Зарубежный опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения и образования. Управление. 2019. Т. 7. № 1. С. 35-39. https://doi.org/10.26425/2309-3633-2019-1-35-39
21. Трунова О. Д., Силин М. В. Особенности реализации государственно-частного партнерства в сфере образования в России и за рубежом. Ars Administrandi. Искусство управления. 2015. № 4. С. 82-96.
22. Зарипова И. Р., Маргилевская Е. В. Необходимость разработки экономического механизма государственно-частного партнерства в профессиональном образовании. Креативная экономика. 2016. Т. 10. № 3. С. 279-290. https://doi.org/10.18334/ce.10.3.34965
23. Килинкаров В. В. Государственно-частное партнерство в сфере высшего образования и науки в России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. Т. 10. № 2. С. 210-225. https://doi.org/10.21638/spbu14.2019.202
24. Романова Т. Ф., Меликсетян С. Н. Развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего образования. Экономические науки. 2018. № 162. С. 146-151.
25. Тесленко И. В. Развитие государственно-частного партнёрства в Российской Федерации на примере системы среднего профессионального образования. Вестник Поволжского государственного технологического университета. Сер.: Экономика и управление. 2019. № 2. С. 5-17. https://doi.org/.25686/2306-2800.2019.2.5