с 10.12.2008 по настоящее время
Институт законодательства и сравнительного правоведения (Отдел восточноазиатских правовых исследований, старший научный сотрудник)
с 01.09.2011 по настоящее время
Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова (Межвузовский факультет по преподаванию китайского языка, преподаватель китайского языка (юридический китайский))
с 01.09.1999 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье исследуются место и роль контрольных комитетов КНР в сфере противодействия коррупции. В результате конституционных поправок 2018 г. в системе высших органов государственной власти и управления КНР создан новый Государственный контрольный комитет, основной задачей которого является борьба с коррупцией и взяточничеством в стране. Тогда же был принят Закон КНР о контроле. В соответствии с ним органам контроля предоставлены широкие правоохранительные полномочия. Они вправе возбуждать уголовные дела, проводить дознание и предварительное следствие, допрашивать и ограничивать свободу проверяемых лиц. Объектами контроля выступают не только члены Коммунистической партии Китая и других демократических партий, но и широкий круг лиц, исполняющих публичные обязанности как в органах государственной власти, так и в образовательных, спортивных, медицинских, научно-исследовательских и других организациях. Цель и задачи исследования — анализ опыта Китайской Народной Республики по институционализации механизма противодействия коррупции, изучение особенностей правового статуса новых контрольных органов. Методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический. Результаты и краткие выводы: посредством конституционных поправок и принятия Закона о контроле в Китае был создан новый конституционный орган, формально юридически возглавивший борьбу с коррупцией. Центральная комиссия по проверке дисциплины и ее органы на местах лишились антикоррупционных правоохранительных полномочий и в настоящее время ответственны лишь за соблюдение дисциплины. В результате реформы произошло разделение функций: контрольные комитеты отвечают за расследование правонарушений в коррупционной сфере, а правящая партия — за дисциплину в своих рядах. Возможно, в будущем институционализации подвергнется и экзаменационная власть, которая, как и контрольная, существовала в Древнем Китае самостоятельно.
Китай, коррупция, контрольный комитет, сравнительное правоведение, правовое регулирование, право Китая, правовая система, институционализация, контрольное право
No data
1. No data