Распад Советского Союза не привел к изменению статуса Каспийского моря, которое продолжало принадлежать двум государствам: Российской Федерации как континуатору (правопродолжателю) СССР и Исламской Республике Иран. Это вызывало серьезные противоречия между Россией и новыми прикаспийскими государствами по поводу использования акватории, дна и недр Каспия. В нарушение существовавшего статуса Каспийского моря новые прикаспийские государства захватывали наиболее разработанные и перспективные его участки, чему противодействовали Россия и Иран. Для решения подобных проблем требовалось установление нового правового статуса Каспия с учетом интересов всех прикаспийских государств. Целью статьи является проведение юридического анализа Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. для выявления положений, могущих иметь множественное толкование, а значит, вызывать определенные сложности при их практическом применении. Также в статье приводятся факты нарушений новыми прикаспийскими государствами соглашений, определявших статус Каспия, и реакция на них России и Ирана, анализируются причины неправомерных требований об уступках, предъявлявшихся России при разработке проекта Конвенции. Методы исследования: историко-правовой, системный, структурный, функциональный, формально-юридический анализ. Начатая по инициативе России работа над проектом Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, проходившая с участием представителей всех прикаспийских государств, проводилась с 1996 по 2018 г. Несмотря на имеющиеся спорные положения, следует отметить беспрецедентный успех российской дипломатии в принятии Конвенции, которая предотвратила возможность размещения на Каспии иностранных военных баз и плавания судов не под флагами прикаспийских государств.
Каспийское море, Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, природные ресурсы, прикаспийские государства, международное право
No data
1. No data