Этнопсихологические особенности туркменской ментальности рассматриваются как фактор, влияющий на продуктивную коммуникацию между студентами - представителями различных национальностей при прохождении обучения в российском вузе. Цель статьи - выделить те характерные черты миропонимания и поведенческие паттерны, которые необходимо учитывать при выборе стратегии взаимодействия с туркменскими студентами. Методом исследования стал анализ теоретических работ в области межкультурной коммуникации, а также ситуаций, в которых проявились характерные особенности представителей данного этноса в учебной и внеучебной деятельности в поликультурной среде вуза. Результатом проведенной работы стало составление своего рода "этнопсихологического портрета" туркменского студента, знание которого поможет правильному выбору стратегии и тактики коммуникации с представителями этого народа в условиях поликультурной среды российского вуза.
межкультурная коммуникация, образовательная среда вуза, этнопсихологические особенности, туркменские студенты
1. Балыхина, Т. М., Юйцзян Чж. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления: Монография - М.: РУД, 2010. - 344с.
2. Воевода, Е. В. Межкультурная коммуникация в полиэтническом образовательном пространстве / Е. В. Воевода // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2016. - Т. 5. - № 3. - С. 24-28. - DOIhttps://doi.org/10.12737/19823.
3. Гончарова, Л. М. Коммуникативистика-2021: итоги и перспективы / Л. М. Гончарова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2021. - Т. 10. - № 6. - С. 5-10. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2587-9103-2021-10-6-5-10.
4. Дудин, А. А. Формирование межкультурных умений студентов на основе коммуникативно-этнографического подхода / А. А. Дудин // Язык и культура. 2015. No 3 (33). С. 86 - 99.
5. Костикова, Л. П. Межкультурная коммуникация в поликультурной образовательной среде вуза / Л. П. Костикова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2020. - Т. 9. - № 2. - С. 17-22. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2587-9103-2020-17-22.
6. Костикова, О.Ф., Трегубчак, А.В. Культурно-адаптивные технологии, применяемые для обучения иностранных военнослужащих / О. Ф. Костикова, А. В. Трегубчак // Научный резерв. 2021. № 1 (13). С. 79-85.
7. Кукса, П. В. Применение этнометодики в обучении РКИ арабских военнослужащих / П. В. Кукса // Научный резерв. 2021. № 3 (15). С. 87-94.
8. Мардахаев, Л. В. Влияние поликультурной среды российского вуза на языковую подготовку студентов-иностранцев / Л. В. Мардахаев, О. И. Воленко, Е. Ю. Варламова // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 6(48). - С. 192-203. - DOIhttps://doi.org/10.32744/pse.2020.6.15.
9. Погорельская, А. М. Эволюция системы высшего образования в Туркменистане на фоне современных образовательных трендов / А. М. Погорельская // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 5. - С. 150-160. - DOIhttps://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-150-160.
10. Сысоев, П. В. Основные положения коммуникативно-этнографического подхода обучению иностранному языку и культуре / П. В. Сысоев // Язык и культура. 2014. No 28. С. 184-202.
11. Сысоев, П. В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях "диалога культур" и "не-диалога культур" / П. В. Сысоев // Язык и культура. - 2018. - № 43. - С. 261-281. - DOIhttps://doi.org/10.17223/19996195/43/16.
12. Юревич, А. В. Факторы формирования и эволюции национальных менталитетов / А. В. Юревич // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Том 1. №3. С. 83-110
13. Pavlovskaya A.V. National Identity in International Education: Revisiting Problems of Intercultural Communication In The Global World // Training, Language And Culture. 2021. Vol. 5. No 1. P. 20-36. DOI:https://doi.org/10.22363/2521-442X-2021-5-1-20-36
14. Swallow D. Managing Diversity in the Classroom // Training, Language and Culture. 2020. Vol. 4. No 2. P. 67-80. DOI:https://doi.org/10.22363/2521-442X-2020-4-2-67-80.
15. Voevoda E.V. Intercultural communication in multicultural education space // Training, Language and Culture. 2020. Vol. 4. No 2. P. 11-20. DOI:https://doi.org/10.22363/2521-442X-2020-4-2-11-20