Россия
Объект. Федеральный бюджет как аспект социальной политики. Предмет исследования. Объем и качество социальных обязательств. Искажения в определении инфляции. Рост чрезмерного богатства и потребления. Экономическое неравенство. Оффшоры и амнистия капиталов. Рост платности и экономия затрат. Проект консолидированного бюджета. Дефицитарность социального страхования. Неравенство населения в социальных правах как следствие различий в ресурсах по территориям и отказ от участия федерального бюджета в обеспечении социальных услуг. Открытый бюджет. Содержание статьи. Рассматриваются идеи проекта бюджета на следующий год в части социальных программ, влияющих на положение населения по основным составляющим и социальным группам, определяются тенденции в части соблюдения социальных обязательств в конкретных измерениях, включая новеллы самого финансового процесса, платность услуг для бенефициаров, дифференциация социальных прав и гарантий, расширение открытости и прозрачности, экспертной пригодности бюджетной политики на всех уровнях — федеральном и региональном. Цель. Экспертиза федерального бюджета в социальной политике государства.
бюджет, социальные обязательства, социальные расходы, инновации в бюджетной политике.
Социальная политика федерального бюджета
При оценке бюджета в наиболее важной для населения части — социальных расходов — руководство страны уверено в том, что выполняются все социальные обязательства.
Так, главная задача при формировании бюджета, по словам Д.А. Медведева, состояла в том, чтобы «...сбалансировать его основные параметры, сохранив при этом макроэкономическую стабильность и выполнив все социальные обязательства» [1]. В.И. Матвиенко на парламентских слушаниях 7 октября 2014 г. о прогнозе социально-экономического развития РФ до 2017 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов заявила: «Нам крайне важно, чтобы бюджеты всех уровней были сбалансированы и соответствовали тем задачам, которые определены майскими указами Президента России по стратегии экономического и социального развития страны» [2]. Министр финансов РФ А.Г. Силуанов уточнил: «Приоритетами бюджетной политики является обеспечение реализации социальной политики и оборона». Наконец, глава думского Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров обратил внимание на то, что «…независимо от цены на нефть, независимо от развития внешнеполитических рисков социальные гарантии, которые установлены законом для граждан, бюджетом будут, безусловно, выполнены» [3].
Кто и где зафиксировал объем и качество этих социальных обязательств? Это предвыборные указы или еще и другие документы (Концепция демографической политики РФ, Национальная стратегия действий в интересах детей, Конвенция семейной политики и пр.)? Но даже и по Указам Президента авторы проекта бюджета на 2015 г. могут сказать об их соблюдении очень формально, поскольку, например, зарплата бюджетников вырастет на 5,5% против 10–15% по дорожной карте [Бобков В.Н., Вередюк О.В., 2014, 25, с. 7–16]. Это означает, что у бюджетников практически роста не будет, если иметь в виду намеченную Минфином России инфляцию в 5,5%, хотя в 2013 г. фактически она уже была 6,5% и ожидается в 2014 г. не менее 8% (МЭР даже 9–10%).
1. РИА-Новости 30-09-2014.
2. council.gov.ru›media 41d50f4d7e9aa7c640e9.pdf
3. МК 30.09 2014.
4. Ведомости от 6 ноября 2012 г. magazine. rusimperia. info›newspaper/2012/172.htm; pasmi.ru›archive/56965
5. Мировые финансы, 22 ноября 2013.
6. newsland.com›news/detail/id/1410213
7. FINMARKET.RU 9.09.2014
8. Изображая «скорую». Монолог фельдшера из российской глубинки // Российская газета. 2014. 3 окт. 9. Проект (по состоянию на 7 августа 2014 г.), подготовлен Минтрудом России.
9.
10. Постановление Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1075.
11. Эхо Москвы 6 сентября 2014 г. http://echo.msk.ru/programs/beseda/1413178-echo
12. Открытый бюджет. minfin.ru›ru/om/
13. Закон города Москвы от 16 апреля 2014 г. № 16 «О внесении изменений в закон города Москвы от 18 декабря 2013 г.».
14. Закон города Москвы от 18 декабря 2013 г. № 70 «О бюджете города Москвы на 2015 г. и плановый период 2006-2017 годы».
15. http://www.mos.ru/press-center/themes/news/index.php?id_4=30764№point-list
16. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы: http://www.mos.ru/press-center/themes/news/index.php?id_4=30764№point-list; Открытый бюджет города Москвы: http://budget.mos.ru/
17. Бобков В.Н., Гулюгина А.Л. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России в I V квартале 2013 года // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 1. С. 26-37.
18. Бобков В.Н., Гулюгина А.А. Мониторинг доходов и уровня жизни (1 кв. 2014 г.) // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 2. С. 62-75.
19. Бобков В.Н., Гулюгина А.А. Мониторинг доходов и уровня жизни (II кв. 2014 г.) // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 3. С. 100-107.
20. Бобков В.Н., Гулюгина А.А. Мониторинг доходов и уровня жизни (III кв. 2014 г.) // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 4.
21. Найден С.Н., Мотрич Е.Л., Грицко М.А. Региональный мониторинг качества жизни населения: Хабаровский край и Дальний Восток // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 2. С. 76-85.
22. Васильева Е.В., Куклин А.А., Лыков И.А. Программа комплексной диагностики уровня жизни в регионе: функциональные характеристики и возможности ее применения // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 1. С. 118-123.
23. Международная научно-практическая конференция «Устойчивое развитие: общество и экономика» 23-26 апреля 2014 г. в Санкт-Петербурге // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 2. С. 22, 23.
24. Григорьев С.И., Миронова С.В., Мартынова М.Ю., Толстых Г.В. Социальное оправдание неравенства и проблема справедливости // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 4.
25. Бобков В.Н., Вередюк О.В. Социальная уязвимость российского общества вследствие высокого неравенства уровня жизни // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 1. С. 7-16.