В статье описывается опыт применения методики формирования смыслового чтения на уроках обучения грамоте и математики в начальной школе. На примере фрагмента урока обучения грамоте в первом классе рассматривается поэтапное использование приема «комментированного чтения» как существенной части отработки умений смыслового чтения. Подчеркивается необходимость предварительной подготовки учителя к применению такой технологии. Показано, как можно использовать различные средства наглядности, в частности возможности интерактивной доски, цветового маркирования текстов, для успешного становления у младших школьников умения выделять главную мысль текста для наиболее полного его понимания, а также находить, анализировать, интерпретировать фактическую информацию, изложенную в текстовых математических задачах.
функциональная грамотность; технология смыслового чтения; комментированное чтение; маркирование текста; использование интерактивной доски; текстовая математическая задача
1. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника: книга для учителя /Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Изд-во Иститута стратегии развития образования РАО, 2016. - С. 143-215.
2. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения / 3-е изд. - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.
3. Соболева О. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст: пособие для учителей начальных классов. - М.: Баласс, 2013. -141 с.
4. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Изд-во Иститута стратегии развития образования РАО, 2016. - С. 143-215.
5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения / 3-е изд. - М.: Просвещение, 1985. - 288 с.
6. Соболева О. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст: пособие для учителей начальных классов. - М.: Баласс, 2013. -141 с.