сотрудник
Оренбург, Оренбургская область, Россия
УДК 656.072 Управление пассажирскими перевозками
ББК 393 Автодорожный транспорт
Цель: Минимизировать количество неисправностей, возникающих в автомобилях Lada Vesta, находящихся на гарантии. Задача: Исследовать надежность на примере автомобилей Lada Vesta в гарантийный период, анализируя количество и виды отказов при различных условиях эксплуатации, а также узнавая советы владельцев данного автомобиля. Экспериментальные исследования проводились методом наблюдения и ведением статистики по отказам. Исследованием надежности автомобилей Lada Vesta в гарантийный период эксплуатации не было посвящено ни одной научной работы, следовательно, материал и методы, используемые в данной статье, являются новизной, позволяющие сформировать рекомендации для завода-изготовителя, которые помогут усовершенствовать данный автомобиль и снизить количество обращений владельцев Lada Vesta в дилерский центр в гарантийный период. Также сократится время диагностирования автомобиля, поскольку сформированные рекомендации помогут механикам по ремонту быстрее и надежнее находить неисправности. Соответственно, увеличится количество обслуживаемых автомобилей, сократится время для записи других клиентов, которые останутся довольны.
автотранспортное средство, надежность, гарантийный период, неисправность, трансмиссия
Введение
Во время гарантийного периода у автотранспортных средств (АТС) существует вероятность отказа какого-либо узла или агрегата. Причем отказы могут иметь как постепенный, так и внезапный характер. Причин обращений клиентов в дилерские центры в гарантийный период большое количество.
Владельцы новых автотранспортных средств зачастую даже не открывают и не осматривают подкапотное пространство, не говоря уже о проверке уровня жидкостей, состояния элементов тормозных систем. Но как показывает практика, надеяться только на плановое техническое обслуживание, утвержденное дилерским центром, является серьезной ошибкой, которая может «дорого» обойтись.
Информация об отказах, полученная дилерским центром, передается заводу-производителю АТС, а также предприятиям, выпускающим соответствующие запасные части. Такая стратегия позволяет своевременно вносить коррективы в технологию сборки, ремонта и более серьезно относится к качеству поставляемых запасных частей. Проведенные научные исследования в данном направлении позволят повысить эксплуатационную надежность «проблемных» узлов и агрегатов [1, 2].
Методы
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволил выявить основные недостатки в исследовании эксплуатационной надежности узлов и агрегатов автотранспортных средств.
Такие ученые как Э.И. Беляев [3, 4] и В.В. Бурба [5] занимались изучением гарантийного обслуживания автотранспортных средств за рубежом.
Работы М.Н. Гладких [6], Д.В. Мальцева [7], Р.П. Старикова [8] и А.М. Шутова [9] посвящены качеству выполнения работ технического обслуживания автомобилей в гарантийный период, а также особенностям организации гарантийного обслуживания в России.
При этом необходимо выделить работы И.В. Денисова и А.А. Смирнова [1, 10], которые посвящены исследованию надежности автомобиля Lada Kalina в гарантийный период эксплуатации, проанализированы основные отказы по системам автомобиля, а также подробно рассмотрены неисправности в узлах трансмиссии.
Результаты
Исследования эксплуатационной надежности автомобилей Lada Vesta в гарантийный период эксплуатации, проведенные автором данной работы в Оренбургской области в период с 01.06.2019 по 19.12.2021, выявили случаи отзывных компаний по нескольким причинам. Неисправности были незначительные, но владельцы АТС тратили время на поездку в дилерский центр, а также на устранение данных неисправностей, среди которых износ подушки опоры двигателя, люфт в рулевом механизме, стуки в подвеске. Несколько партий автомобилей, выпущенных в конце 2020 года, как выяснилось позже, при установке лобового стекла не были обезжирены необходимые поверхности, вследствие чего при эксплуатации автомобилей по неровностям лобовое стекло начинало «играть» и постепенно отклеивалось, и удерживалось только благодаря уплотнителям, что не безопасно, в первую очередь для водителя.
На рис. 1 представлен график распределения отказов основных составляющих автомобилей Lada Vesta, из которого видно, что отказы элементов электрооборудования являются наиболее частыми (28,1 %), далее элементы трансмиссии (17,8 %), затем элементы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) (11,5 %).
Из числа элементов электрооборудования автомобилей самое наибольшее относится к неисправностям катушек зажигания, перегоранию лампочек ходовых огней, габаритных огней и различных предохранителей. Бывали случаи возникновения неисправностей в блоке управления, который необходимо было заменить.
К основным неисправностям в узлах трансмиссии автомобиля относятся стук втулки ведомого диска сцепления, а также течь масла по стыку корпуса КПП.
В двигателях внутреннего сгорания частой проблемой, с которой обращаются владельцы, является стук верхней правой опоры двигателя. Также не редки случаи попадания масла в свечные колодцы.
В таблице представлены основные виды неисправностей автомобилей Lada Vesta.
Рис. 1. Распределение отказов автомобилей Lada Vesta
Fig. 1. Distribution of Lada Vesta car failures
Таблица
Основные виды неисправностей автомобилей Lada Vesta
Table
The main types of malfunctions of Lada Vesta cars
№ п/п |
Наименование неисправности |
Количество, шт. |
X, тыс. км |
Υ |
σ |
Причина неисправности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Скрип передней подвески |
351 |
17,4 |
0,68 |
10,4 |
Разрушение сайлентблоков |
2 |
Стук стоек стабилизаторов |
345 |
21,8 |
0,47 |
10,2 |
Деформация штока |
3 |
Стук опоры двигателя |
338 |
13,5 |
0,70 |
10,6 |
Разрушение втулки опоры |
4 |
Разрушение гофрированной вставки глушителя |
258 |
27,2 |
0,70 |
12,3 |
Разрушение втулки опоры |
5 |
Попадание масла в свечные колодцы |
243 |
18,8 |
0,65 |
10,9 |
Прокладка |
6 |
Образование трещин на шлангах пневмопривода дроссельной заслонки |
181 |
29,2 |
0,55 |
10,4 |
Температура воздуха |
7 |
Водяной насос |
102 |
18,1 |
0,44 |
10,4 |
Разрушение крыльчатки |
8 |
Негерметичное соединение наружной антенны с крышей |
93 |
14,7 |
0,65 |
9,8 |
Качество соединения |
9 |
Шум/стук втулки ведомого диска сцепления |
81 |
18,7 |
0,51 |
12,7 |
Демпферная пружина |
10 |
Течь масла по стыку корпуса КПП |
78 |
15,5 |
0,62 |
12,3 |
Качество нанесения герметика |
11 |
Неисправность катушки зажигания |
71 |
21,4 |
0,50 |
11,7 |
Брак |
12 |
Плафон освещения салона |
65 |
22,7 |
0,75 |
10,6 |
Брак |
13 |
Перегорание нитей обогрева стекла |
54 |
23,8 |
0,61 |
12,3 |
Нарушение контакта |
14 |
Заклинивание механизма открываний дверей |
47 |
25,2 |
0,53 |
10,6 |
Провисание дверей |
15 |
Негерметичный корпус наружных зеркал заднего вида |
36 |
22,2 |
0,69 |
15,1 |
Качество сборки |
16 |
Прочие неисправности |
173 |
- |
- |
- |
- |
Если взять автомобиль Lada Vesta с роботизированной коробкой передач, то около трети всех неисправностей в узлах трансмиссии связано с отказом диска сцепления. Замена диска на автомобиле с пробегом 55 тыс. км проводилась трижды.
С появлением автомобилей Lada Vesta SW Cross число гарантийных замен приводных валов ведущих колес увеличилось. Многие владельцы, приобретая «приподнятую» версию Vesta, ожидают от неё внедорожных способностей, эксплуатируя автомобиль в очень тяжелых условиях, соответственно некоторые узлы (шарниры равных угловых скоростей (ШРУС)) не выдерживают нагрузок, превышающих максимальные. Такие условия работы для ШРУСов, которые передают крутящий момент при критических углах между валами, значительно сокращают их ресурс (на 40 % и более).
Также происходят разрывы чехлов шарнира привода и рычага переключения передач, обрывы троса привода сцепления и тугое включение рычага коробки передач.
Полученные результаты исследований эксплуатационной надежности узлов и агрегатов автомобиля Lada Vesta позволяют сделать вывод о существующих проблемах в конструкции. Многие дефекты на автомобилях 2021 года выпуска исправили, некоторые на стадии устранения, но над другими еще предстоит поработать.
Многие неисправности, возникающие в процессе эксплуатации, обусловлены некачественным процессом сборки.
На рис. 2 представлено процентное соотношение основных видов неисправностей автомобилей Lada Vesta:
- А – скрип передней подвески; Б – стук стоек стабилизаторов; В – стук опоры двигателя; Г – разрушение гофрированной вставки глушителя; Д – попадание масла в свечные колодцы; Е – образование трещин на шлангах пневмопривода дроссельной заслонки; Ж – водяной насос; З – негерметичное соединение наружной антенны с крышей; И – шум/стук втулки ведомого диска сцепления; К – течь масла по стыку корпуса КПП; Л – неисправность катушки зажигания; М – плафон освещения салона; Н – перегорание нитей обогрева стекла; О – заклинивание механизма открывания дверей; П – негерметичный корпус наружных зеркал заднего вида; Р – прочие дефекты;
Рис. 2. Основные виды неисправностей автомобилей Lada Vesta
Fig. 2. The main types of malfunctions of Lada Vesta cars
- A – the creak of the front suspension; B – the knock of the stabilizer struts; C – the knock of the engine support; D – the destruction of the corrugated muffler insert; E – oil getting into the candle wells; F – the formation of cracks on the hoses of the pneumatic throttle valve; G – water pump; H – leaky connection of the external antenna with the roof; I – noise / knock of the sleeve of the driven clutch disc; J – oil leakage at the junction of the gearbox housing; K – malfunction of the ignition coil; L – interior lighting lamp; M – burning out of the glass heating threads; N – jamming of the door opening mechanism; O – leaky exterior rear–view mirrors; P - other defects.
Заключение
Результаты экспериментальных исследований, проводимых в течение 1,5 лет, имеют практическую значимость, которая заключается в том, что анализ видов неисправностей в исследуемых автомобилях является «средством» повышения качества автомобилей Lada Vesta дальнейшим устранением выявленных недостатков.
Хотелось бы обратить внимание, в первую очередь, на неисправности, при которых дальнейшая эксплуатация автомобиля будет невозможна или затруднительна при определенных условиях. При разрушении крыльчатки водяного насоса или заклинивания его подшипника происходит обрыв ремня газораспределительного механизма (ГРМ), а также велик риск перегрева двигателя автомобиля. Частый случай отказа катушки зажигания, который проявляется почти всегда внезапно.
Заводу-изготовителю необходимо обратить внимание на указанные отказы и неисправности и разработать план мероприятий по их устранению. Предприятиям автомобильного сервиса необходимо использовать данную информацию при выполнении планового технического обслуживания.
По личному опыту и советам многих других владельцев автомобиля Lada Vesta хотелось бы немного усовершенствовать направление воздуха в область ног водителя и пассажиров. Поскольку из-за маленького отверстия воздуховода нижняя часть салона автомобиля прогревается достаточно медленно, особенно при температуре ниже -15 С.
Капот и багажник автомобиля требуют дополнительных уплотнителей, поскольку вся дорожная грязь попадает в подкапотное пространство и загрязняет ДВС, аккумуляторную батарею, генератор и другие элементы, а листва и снег попадая в дренажные отверстия и водоотводы, забивает их и при открывании крышки багажника попадают внутрь.
1. Денисов И.В., Смирнов А.А. Исследование надежности автомобиля Lada Kalina в гарантийный период эксплуатации. Автотранспортное предприятие. 2016;10:33-34.
2. Заятров А.В. Комплексная оценка качества и надежности электрооборудования легкового автомобиля: специальность 05.09.03 «Электротехнические комплексы и системы»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Заятров Алексей Викторович; Самарский государственный технический университет. Самара, 2013. 19 с.
3. Беляев Э.И., Макарова И.В., Хабибуллин Р.Г. Повышение надежности автомобильной техники за рубежом путем совершенствования системы гарантийного обслуживания. Сборник докладов итоговой научной конференции профессорско-преподавательского состава. Набережные Челны, 2014. С. 156-162.
4. Беляев Э.И. Разработка проблемно-ориентированной системы для управления надежностью автомобилей на стадии гарантийного обслуживания: специальность 05.13.01 «Системный анализ, управление и обработка информации» / Беляев Эдуард Ирекович; Ижевский государственный технический университет. Ижевск, 2012. 24 с.
5. Бурба В.В., Иовлев Г.А. Организация обслуживания легковых автомобилей за рубежом. Молодежь и наука. 2018;03:76.
6. Гладких М.Н., Емельянов И.П. Техническое обслуживание автомобилей в гарантийный период. Автомобили, транспортные системы и процессы: настоящее, прошлое, будущее: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Курский государственный университет. Курск, 2019. С. 35-38.
7. Мальцев Д.В., Репецкий Д.С. О качестве выполнения работ технического обслуживания автомобилей. Грузовик. 2021;10:25-29. DOI:https://doi.org/10.36652/1684-1298.
8. Стариков Р.П. Особенности организации гарантийного обслуживания. Молодежь и наука. 2019;10-11:38.
9. Шутов А.М., Шиляев С.А. Обоснование определения характера недостатка транспортного средства в период гарантийного обслуживания. Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. 2012;2:97-100.
10. Денисов И.В., Смирнов А.А. Надежность автомобилей в гарантийный период их эксплуатации. Автомобильная промышленность. 2015;11:1-4.