Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Цель – выявить особенности сенсомоторных и перцептивных процессов у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Предмет исследования – характеристики сенсомоторных процессов, зрительно-моторной координации, ощущений и перцепции детей младшего школьного возраста (9–11 лет). В исследовании приняли участие 40 обучающихся Общеобразовательной школы психолого-педагогической поддержки № 101 г. Кемерово. Основным диагностическим инструментом выступала методика Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревича, объединяющая комплекс диагностических заданий, направленных на измерение уровня моторного и перцептивного развития ребенка. В основу экспериментального исследования были положены элементы нейропсихологического подхода. Занятия по развитию сенсомоторных и перцептивных процессов были направлены на формирование у детей указанной категории целенаправленных произвольных действий с предметами и материалами; обогащение чувственного опыта в процессе систематического воздействия на сохранные анализаторы; развитие зрительно-моторной координации и формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов. Отобранные для работы упражнения имели нейропсихологическую направленность; способствовали формированию навыков ориентации в схеме собственного тела и ориентировки в пространстве относительно предметов; компенсации остаточных рефлексов; развитию речевой и общемоторной ритмизации при помощи работы на ортопедических ковриках, упражнений с массажными мячиками, мячиками су-джок, упражнений на зрительно-моторное восприятие и интеграцию, упражнений по методу мозжечковой стимуляции Balametrics. Статистическая обработка результатов исследования показала положительную динамику в сенсомоторных и перцептивных процессах за исключением сложных форм восприятия – восприятия пространства и времени.
сенсомоторная сфера, перцептивные процессы, когнитивная реабилитация, сенсомоторная координация, младший школьный возраст, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, метод мозжечковой стимуляции
1. Алехина С. В. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования. Российский научный журнал. 2013. № 5. С. 132-139.
2. Фуряева Т. В. Интеграция особых детей в общество. Педагогика. 2006. № 7. С. 29-38.
3. Усачева Л. В. Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития как фактор познавательной деятельности. Молодой ученый. 2018. № 17. С. 297-298.
4. Родин Ю. И. Психомоторика человека в свете системной и эволюционной парадигм. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 3-1. С. 389-395.
5. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе, под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой, Т. Н. Головиной. М.: Педагогика, 1980. 176 с.
6. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
7. Выготский Л. С. Основы дефектологии. М.: Юрайт, 2021. 332 с.
8. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Академия, 2003. 208 с.
9. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С. Д. Забрамной, О. В. Боровика. М.: Владос, 2003. 32 с.
10. Шаламова Н. В., Шатунова С. А., Егорова Н. Л. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста. Инновационные технологии в науке и образовании: мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 марта 2016 г.) Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. Т. 1. № 1. С. 287-290.
11. Гальперин П. Я. Опыт изучения формирования умственных действий. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 4. С. 3-20. https://doi.org/10.11621/vsp.2017.04.03
12. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. 95 с.
13. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики. М.: Академия, 2006. 224 с.
14. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. М.: Книголюб, 2007. 120 с.
15. Андрушко Е. Н., Шкляр Н. В. Рекомендации для учителей-дефектологов и воспитателей по организации коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1. С. 7-10.
16. Осипова Л. Б., Балина Е. В. Индивидуализация коррекционной работы по развитию мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения. Молодой ученый. 2016. № 24. С. 494-497.
17. Токарская Л. В., Дубровина Н. А., Бабийчук Н. Н. Особенности преподавания физической культуры детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Екатеринбург: УрФУ, 2015. 190 с.
18. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: КАРО, 2005. 294 с.
19. Психологическая диагностика, под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: УРАО, 1997. 304 с.
20. Кисова В. В., Фролова Е. Н. К проблеме эффективности методического инструментария в психолого-педагогической диагностике нарушений психического развития. Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 1. С. 17-20. https://doi.org/10.26140/knz4-2019-0801-0004
21. Серкина А. В. Средства коммуникации, используемые детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития и глубокой умственной отсталостью. Дефектология. 2019. № 6. С. 68-71.
22. Горина Е. Н. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях дома-интерната. Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4. С. 47-51. https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0804-0009
23. Асикритов В. Н., Алексеева Т. А. Обучение и воспитание детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Из опыта работы ДДИ № 1 Санкт-Петербурга. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2019. № 5. С. 54-61.
24. Дополнительные общеобразовательные программы для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития, под ред. В. Н. Асикритова, Т. А. Алексеевой, Е. Ю. Коржовой. СПб.: ЛЕМА, 2015. 447 с.
25. Толкачева А. В. Формирование сенсомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития. Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: сб. ст. III Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. участием. (Кемерово, 6 декабря, 2019 г.) Кемерово: КемГУ, 2020. С. 115-117.
26. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПб.: Питер, 2020. 768 с.
27. Хаустова Е. Г., Мартынов А. А. Использование средств мозжечковой стимуляции в вестибулярной гимнастике младших школьников с задержкой психического развития. Педагогический ИМИДЖ. 2021. Т. 15. № 3. С. 324-334. https://doi.org/10.32343/2409-5052-2021-15-3-324-334