ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена выявлению особенностей профессиональной деятельности учителя в контексте цифровой трансформации образования. Актуализирована проблема необходимости изменений в реализации учителем традиционной педагогической деятельности по обучению и воспитанию школьников. Цель – конкретизация и обоснование обновленной совокупности профессиональных функций учителя, сформированных под влиянием и в условиях цифровизации образования. В результате теоретического анализа выявлены новые функциональные особенности профессиональной деятельности учителя, заключающиеся в необходимости владения следующими педагогическими техно­логиями: управление учебной мотивацией обучающихся (педагогический коучинг), конструирование собственной обучающей программы (педагогический дизайн), создание сценария учебного занятия (педагогическая режиссура), сопровождение и оказание педагогической помощи (персональный тьюторинг), поддержка интереса и позитивной включенности обучающихся (педагогическая анимация). Выводы по исследованию позволили установить логическую связь новых видов деятельности и связанных с ними профессиональных функций в деятельности учителя с ключевыми принципами цифрового образования. Выполненная аналитическая работа представляет собой предложение и возможность обсуждения новых перспективных направлений в профессиональной подготовке учителей, одним из которых может стать теория и методика обучения и воспитания в условиях полномасштабной цифровой трансформации образования.

Ключевые слова:
цифровая трансформация образования, образовательная деятельность, педагогические функции, профессиональные роли учителя, гуманизация образования, педагогическое взаимодействие, цифровая компетентность педагога, неформальное образование
Список литературы

1. Даутова О. Б., Игнатьева Е. Ю., Шилова О. Н. Массовый формат смешанного обучения как движение к цифровой трансформации образования. Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 3. http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2020.6045

2. Андриенко Е. В. Педагогический профессионализм. Новосибирск: НГПУ, 2011. 188 с.

3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. 2-е изд., стер. М.: Академия, 2004. 208 с

4. Кузьмина Н. В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель: ГГУ, 1976. 57 с.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. М.: Академия, 2002. 576 с.

6. Биленко П. Н., Блинов В. И., Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Кондаков А. М., Сергеев И. С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 98 с.

7. Везиров Т. Г. Повышение квалификации педагогов в условиях цифровизации образования. Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4А. С. 414-423. https://doi.org/10.34670/AR.2019.44.4.006

8. Гребенюк Т. Б. Подготовка будущего педагога к цифровизации образования как педагогическая проблема. Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2020. № 2. С. 20-27.

9. Дьякова Е. А., Сечкарева Г. Г. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения. Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 24-35.

10. Сергеева И. В. Цифровой педагог в онлайн-образовании. Научные труды Института Непрерывного Профессио­нального Образования. 2016. № 6. С. 117-122.

11. Шульга И. И. Педагогическая культура: ценностно-смысловой контекст цифровой трансформации образования. Вестник педагогических инноваций. 2022. № 1. С. 5-12. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2201.01

12. Воронина Д. В. Педагогический дизайн в современной России: проблемы и пути развития. Педагогический журнал. 2016. № 3. С. 61-68.

13. Востокова С. Н. Педагогический дизайн как эффективная технология онлайн-образования. Наука, образование, инновации: актуальные вызовы XXI века: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 12 августа 2021 г.) Белгород: АПНИ, 2021. С. 116-120.

14. Задорина О. С. Сущность и принципы педагогической режиссуры. Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010. № 7. С. 46-55.

15. Шульга И. И. Педагогическая анимация. М.: Юрайт, 2019. 150 с.

16. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании»: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 56 с.

17. Колосова Е. Б. Применение приемов театральной и игровой педагогики в контексте тьюторского анализа учебного занятия. Опыт подготовки тьюторов для образовательных учреждений г. Москвы. М.: Карпов Е. В., 2015. С. 36-43.

18. Рыбалкина Н. В. Размышления о тьюторстве. М.: Ресурс, 2016. 188 с.

19. Kwiek M. Academic entrepreneurialism and changing governance in universities. Evidence from empirical studies. Multi-level governance in universities, eds. Frost J., Hattke F., Reihlen M. Cham: Springer, 2016, vol. 47: Higher education dynamics, 49-74. https://doi.org/10.1007/978-3-319-32678-8_3

20. Littlecott H. J., Moore G. F., Murphy S. M. Student health and well-being in secondary schools: the role of school support staff alongside teaching staff. Pastoral Care in Education, 2018, 36(4): 297-312. http://dx.doi.org/10.1080/02643944.2018.1528624

21. MacDonald F. J., Bottrell D, Johnson B. Socially transformative wellbeing practices in flexible learning environments: invoking an education of hope. Health Education Journal, 2019, 78(4): 377-387. http://dx.doi.org/10.1177/0017896918777005

22. McGill C. M., Ali M., Barton D. Skills and competencies for effective academic advising and personal tutoring. Front. Educ., 2020, 5. https://doi.org/10.3389/feduc.2020.00135

23. Rospigliosi P. A. Digital transformation of education: can an online university function fully? Interactive Learning Environments, 2020, 28(8): 945-947. http://dx.doi.org/10.1080/10494820.2020.1843240

24. Schulenberg J. K., Lindhorst M. J. Advising is advising: toward defining the practice and scholarship of academic advising. NACADA Journal, 2008, 28(1): 43-53. http://dx.doi.org/10.12930/0271-9517-28.1.43

25. Yale A. T. The personal tutor - student relationship: student expectations and experiences of personal tutoring in higher education. Journal of Further and Higher Education, 2019, 43(4): 533-544. http://dx.doi.org/10.1080/0309877x.2017.1377164

26. Шульга И. И., Сергеева О. Н. Университетский кампус: новые возможности для организации самостоятельной работы студентов в цифровую эпоху. Вестник педагогических инноваций. 2022. № 1. С. 49-59.

27. Шульга И. И. Педагогическая анимация: детский досуг и неформальное образование. Новосибирск: НГПУ, 2018. 158 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?