Россия
В статье изложены теоретические подходы к разрешению проблем, с которыми сталкивается общее образование при обеспечении его доступности для всех без исключения детей. На основе международных документов по мониторингу образования анализируются используемые теоретические подходы к образованию для всех, обсуждаются возможности биопсихосоциального подхода. Доказывается целесообразность разработки модели образования для всех, которая позволяет формировать целостный взгляд на человека, ориентируясь не только на его биологические возможности, но и на потенциал социального окружения.
принцип «образование для всех»; инклюзивное обучение; модели образования; биопсихосоциальный подход
1. Всемирный доклад по мониторингу образования 2000-2015 гг.: достижения и вызовы / Oбразование для всех. ЮНЕСКО (20 июля 2015) [Электронный ресурс]. - URL: https://books.google.ru/books?id=0AhgCgAAQBAJ(дата обращения: 27.09.2022).
2. Всемирный доклад по мониторингу образования 2021 г.: Для всех означает для всех. Инклюзивность и образование: Центральная и Восточная Европа, Кавказ и Средняя Азия // ЮНЕСКО. Европейское агентство по особым потребностям и инклюзивному образованию [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.unesco.org/gem-report/Eurasia2021inclusion (дата обращения: 27.09.2022).
3. Дзятковская Е.Н. Проблема доступности образования // Учёные записки ЗабГУ. - 2022. - Т. 17. - № 2. - С. 17-24.
4. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья // ЗдравМедИнформ - онлайн-справочник по здравоохранению и медицине [Электронный ресурс]. -URL: https://zdravmedinform.ru/icf.html?ysclid=l8eodsa3w9981310789 (дата обращения: 27.09.2022).
5. Об образовании в Российской Федерации / Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 27.09.2022).
6. Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми образовательными потребностями // Материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями «Доступ и качество». ЮНЕСКО (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.) [Электронный ресурс]. - URL: https://static.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/pdf/salamanka.pdf (дата обращения: 27.09.2022).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2021. - 57 с.
8. Boyle C., Anderson J. The justification for inclusive education in Australia / Prospects. - 2020. - V. 49. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11125-020-09494-x.
9. Education for All, 2021. - URL: https://www.educationforall.co/.
10. International Classification of Functioning, Disability and Health. URL: https://www.who.int/standards/classifications/international-classification-of-functioning-disability-and-health.
11. Isăilă N. Social inclusion in the context of informational society // Social and Behavioral Sciences. - 2021. - Vol. 46. - URL: https://cyberleninka.org/article/n/153483.
12. Leading SDG 4 - Education 2030: Coordinating the work to reach the ten targets of the Sustainable Development Goal for education / UNESCO. - URL: https://www.unesco.org/en/education/education2030-sdg4.
13. Meskhi B., Ponomareva S., Ugnich E. E-learning in higher inclusive education: needs, opportunities and limitations // International Journal of Educational Management. - 2019. - Vol. 33. - No. 3. - URL: https://doi.org/10.1108/IJEM-09-2018-0282.
14. Peters S. Education for All? A Historical Analysis of International Inclusive Education Policy and Individuals With Disabilities. - URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/10442073070180020601?journalCode=dpsa.
15. Rothman J.C. The Challenge of Disability and Access: reconceptualizing the Role of the Medical Model // Journal of Social Work in Disability and Rehabilitation. - 2010. - Vol. 9. - No. 2-3. - URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/20730675/.