Рассматриваются строевые знаки языка, занимающие важное место в формировании и выражении мысли, – средства обозначения принадлежности речи и субъективной манеры выражения в дискурсе. Определяется специфика их содержания и его конструктивные компоненты, роль дискурсивно-модальных слов в организации высказывания, отмечается их функционально-стилевое положение в системе языка. Описываются происходящие языковые изменения в этом поле: устаревание и уход некоторых слов, появление новых слов и их структурно-коммуникационное положение, смысловые преобразования некоторых языковых единиц и системные основания этих процессов.
языковая прагматика, семантика знака, структура высказывания, стратификация речевых фактов, языковые изменения.
(Продолжение. Начало в № 3–6, 2014 г.)
Многочисленная группа кинем – это жесты. Немецкие исследователи считают, что жесты облегчают общение в любом возрасте. Под жестом понимают единицу невербального языка, выполненную человеком в основном головой и (или) конечностями. Невербальный сигнал, жест представляет собой условно кинетический акт коммуникативного характера. Жесты демонстрируют проявление внутреннего состояния коммуниканта, свидетельствуют о его психологическом настрое, об интенсивности переживаний. Жесты дополняют представление о человеке, могут, например, сигнализировать о социальной принадлежности коммуниканта [3; 4]. Жесты могут быть исполнены осознанно или нет, несут информацию наблюдателю [8]. Еще Фридрих Ницше выразил мысль, что если словесной речью по какой-либо причине и хотят ввести в заблуждение, но то, что при этом делают, говорит правду.
Жесты, идущие снизу вверх, расцениваются немцами позитивно, а демонстрирующие движение вниз – отрицательно. Жесты дают представление о проявлениях внутреннего состояния человека, информацию о его психологическом состоянии и об интенсивности его переживаний. Жесты оживляют речь, придают ей определенную динамику, передают, если не поддельны, подлинную информацию о человеке и его намерениях.
Понимая жесты, коммуникант адекватно воспринимает обратную связь, без которой нет подлинного, реального речевого взаимодействия. Обратная связь выступает доминирующим звеном в процессе коммуникации.
Немцы считают, что ребенок уже с 9 месяцев может общаться врожденными жестами. Другие жесты усваиваются с юного возраста в национальной среде при наблюдении за окружением. Немцы также придерживаются мнения, что жесты облегчают общение в любом возрасте.
Словесная речь часто сопровождается движением рук, т.е. жесты выступают важным средством коммуникации. Если немцы, например, хотят показать что-то большое, то описывают руками большой круг.
Жесты дают информацию о намерениях действовать, могут полностью заменять слова, способствовать преодолению словесного языкового барьера. Немецкие исследователи насчитывают около 5000 различных жестов. Жесты руками подразделяются на те, что направлены на собственное тело, и те, что в стороны от него.
Жесты, направленные на собственное тело, сигнализируют о чувствах и характере немца. Они зачастую сигнализируют о защите или выражают какие-либо чувства.
1. Городникова М.Д. Проверьте свои знания и умения. (Трудности немецкого речевого общения). М.,1986.
2. Гулевский В.Я. Язык выразительных движений: мимика, жесты, поза: Методическое пособие по практической психологии. Брянск: Изд-во БГУ, 2004.
3. Дубинский В.И. Теория и практика социально-педагогической работы с учащейся молодежью в условиях современной России: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2000.
4. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2012.
5. Дубинский В.И. Использование невербальных средств в обучении межкультурной коммуникации русских и немцев // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2014. Т. 3. № 1. С. 26-30. DOI:https://doi.org/10.12737/2447.
6. Дубинский В.И. Невербальный язык в мимике, позе, поведенческих манерах // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2014. Т. 3. № 4. С. 17-21. DOI:https://doi.org/10.12737/5397.
7. Дубинский В.И. Исследование языка телодвижений посредством использования телепередач на примере телевещания Deutsche Welle («Немецкая волна») // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2014. Т. 3. № 6. С. 25-29. DOI:https://doi.org/10.12737/7160.
8. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Отв. ред. А.М. Шахнарович. М.: Наука, 1990.
9. Крейдин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2002.
10. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижения / Пер. с англ. Т.О. Новиковой. М.: Эксмо, 2012.