В статье рассматриваются основные методы профилактики девиантного поведения подростков, анализируется возможность их осуществления в деятельности общеобразовательной школы. Подчеркивается эффективность комплексного подхода к решению проблемы – включенности в профилактические мероприятия всех субъектов данного процесса: учителей, психологов, социального педагога, девиантных подростков и их родителей.
отклоняющееся поведение, девиации, девиантный подросток, социальная профилактика.
Подростковый возраст является одним из самых сложных кризисных периодов развития человека. В этом возрасте, по мнению Л.С. Выготского, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. При благоприятных внутрисемейных отношениях, а также положительном влиянии ближайшего окружения, подросток благоприятно преодолевает кризис данного возраста. Однако вследствие социальной дезадаптации часто возникают неблагоприятные психические состояния, которые по-разному влияют на формирование и закрепление свойств личности.
Е.В. Заика выделяет следующие изменения в особенностях личности девиантного подростка:
- выраженные акцентуации различных типов в сочетании с неразрешенными внутриличностными конфликтами и зачастую низким уровнем самосознания и несформированным «Я-образом»;
- преобладание конфликтных отношений практически со всеми взрослыми и изоляция межличностных отношений в делинквентной группе сверстников в сочетании с высоким конформизмом в принятии внутригрупповых норм;
- отсутствие четких жизненных ориентаций, выражающих отрицание настоящего, что свидетельствует об отсутствии представлений о будущем.
Таким образом, девиантное поведение подразумевает под собой отклонение, поступки и действия, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе (В.Е Каган, психиатр).
1. Беличева С.А. Основы превентивной психологииа [Текст] / С.А. Беличева. - М.: Социальное здоровье России, 2011. - 144 с.
2. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю.А. Клейберг. М., 2001.; EDN: https://elibrary.ru/RVYFED
4. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений [Текст]; Авт.-сост. Е.Ю. Ляпина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 231 с.
5. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков [Текст]; под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003.
6. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. - М.: Союз, 1997. - 358 c.