сотрудник
Брянск, Россия
Брянск, Брянская область, Россия
УДК 001.891 Научно-исследовательские работы. Методы исследований
Интернет и веб-сайты являются бесценным источником информации, которой делится весь мир. Естественно, разные типы структур веб-сайтов могут создать совершенно разный пользовательский опыт. Существует несколько типов и подкатегорий структур, в данной статье мы сосредоточимся на особенностях построения структуры образовательных веб сайтов. Структурирование веб-сайта имеет решающее значение как для удобства его использования посетителями, так и для удобства его администрирования. Многим сайтам не хватает продуманной структуры, чтобы направлять посетителей к интересующей их информации. Помимо вышесказанного разработка продуманной структуры сайта способствует его лучшему индексированию и ранжированию в поисковых системах (ПС) Яндекс и Google, что черезвычайно для поискового продвижения (SEO).
разработка веб-сайта, структура образовательного сайта, научная деятельность
Введение
В настоящее время онлайн-образование находится на пике своей актуальности: многие университеты, школы и предприятия предоставляют онлайн-образование. Кроме того, пандемия заставила людей изменить системы образования и электронного обучения.
На этом рисунке 1 представлено влияние пандемии на динамику актуальности онлайн-образования.
Хорошо спланированная структура превращает беспорядочный набор веб-страниц в сайт, понятный для пользователей и поисковых системам. В обоих случаях крайне важно получить четкое представление о том, как организован веб-сайт и как его структурировать [1].
Для анализа значимости данного исследования в процессе подготовки материалов были проанализированы работы, посвященные разработке веб-сайтов их проектированию и дизайну [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10].
На основе проанализированных работ и практического опыта автора (проведено более 100 аналитических аудитов сайтов, составлено более 400 технических (ТЗ) заданий на разработку сайта) весь процесс разработки сайта можно разделить на следующие работы [2]:
Рис. 1 Рост популярности онлайн обучения в условиях пандемии
Fig. 1 The growing popularity of online learning in a pandemic
1. Материалы, модели, эксперименты, методы и методики
1.1. Инструменты используемые в работе
https://www.similarweb.com/ - сервис позволяющий оценить аудиторию веб-сайтов [3].
https://spywords.ru/ - сервис позволяющий оценить пересечение СЯ, выведенные в ТОП 10 поисковые запросы сайтов конкурентной среды
wordstat.yandex.ru – сервис позволяющий оценить число показов поискового запроса за полный прошлый месяц
http://sitemap.aevrika.ru/ - сервис позволяющий сгенерировать интерактивную карту сайтов.
1.2. Анализ конкурентной среды
Чтобы разработать удобный для пользователя сайт необходимо проанализировать все достоинства и недостатки интернет-ресурсов ниши в области которой ведется разработка. Рассмотрим алгоритм анализа конкурентов.
-
Просмотр контента. Анализ и сравнение контента сайтов ниши.
-
Анализ репутации сайтов. Данный анализ позволит не только предотвратить ошибки, которые уже совершил кто-то другой, но и узнать, как сделать образовательные услуги, предлагаемые разрабатываемым сайтом лучше, чем у сайтов конкурентов [4].
-
Подбор и кластеризация статистики поисковые запросы в нише.
-
Составление матрицы сайта
-
Анализ и подбор URL адресов
В данной статье описываются результаты анализа по 1 и 2 пунктам.
1.2. Анализ аудитории сайтов
Понимание аудитории веб-сайта, местоположение, возраст и пол клиентов, является краеугольным камнем для определения целевой аудитории. Демография физического местонахождения часто фокусируется на социально-экономической информации, такой как образование, уровень дохода, размер семьи и многое другое [4].
Стандартные демографические данные сайта включают маркетинговые каналы, устройства, интересы и покупательское поведение. Существует множество способов сегментировать рынок и бесконечное количество способов группировать или определять аудиторию. Ниже представлены данные, которые необходимо собрать, приступая к анализу аудитории:
-
.Пол. Понимание гендерного признака влияет на выбор изображений, медиа, слов расположения элементов сайта.
-
.Возраст. Разные поколения выросли, используя разные инструменты и следуя разным тенденциям. После определения основных возрастных групп аудитории разрабатываемого веб-сайта можно соответствующим образом адаптировать как его функции, так и контент.
-
.Настольные и мобильные устройства. Это важная информация при рассмотрении того, какие функции включить и как отображать контент, особенно в отношении изменений размера экрана.
-
.Предпочтения Демографические данные аудитории веб -сайта могут также включать информацию об интересах и предпочтениях, чтобы помочь охарактеризовать и, возможно, сегментировать аудиторию. Помогают определить являются ли посетители спортивными фанатами или фанатами новостей, геймерами или любителями кино и т.д.
-
.Покупательское поведение В Интернете существуют разные типы покупателей. Первая группа покупают спонтанно приобретают товары и услуги. Вторая группа нерешительны или сильно усердны в своих исследованиях, тратя много времени от момента добавления товара или услуги в корзину до момента ее оплаты. Третья группа ждет, чтобы информация о продукте помогла им принять решение. Определение персоны, к которой принадлежит основная аудитория сайта, позволяет оптимизировать путь посетителя.
-
.Показатель отказов. Данный показатель очень важен при оценке удобства сайта или его отдельных страниц
-
.Среднее время на сайте, показывает насколько интересным оказался разработанный сайт пользователю
-
.Среднее число посещенных страниц. Показатель показывающий заинтересованность пользователя сайтом целиком, а не одной страницей решающей его потребности
1.3. Анализ структуры сайтов
Одной из главных причин, по которой посетители покидают сайт, является плохая структура сайта. 73,1% людей заявили, что покидают сайт с неадаптивным дизайном, а 34,6% заявили, что это связано с плохой структурой контента [5].
Есть три основные причины, по которым структура сайта важна.
Во-первых, логичная и хорошо спланированная структура идеально подходит для пользовательского опыта (UX). 88% онлайн-потребителей считают, что они с меньшей вероятностью вернутся на сайт после неудачного опыта. Веб-сайты, на которых легко ориентироваться, создают положительный опыт для аудитории.
Во-вторых, более 25% специалистов по поисковой оптимизации считают, что структурированные данные являются новым фактором SEO, а 36,6% считают, что обновление Google Core Web Vitals станет одним из наиболее важных компонентов стратегии SEO в будущем [5].
В-третьих, хорошая структура сайта помогает предотвратить дублирование контента и переспам ключевых слов. Другими словами, контент, который охватывает схожие темы, будет отличаться один от другого, давая пользователям и роботам поисковых систем четкое представление о намерениях каждого фрагмента контента.
О хорошей структуре сайта говорят многие показатели основными из них выступают: таксономия, удобная внутренняя линковка, хлебные крошки и др.
Структура веб-сайта показывает особенности организации и связи страниц сайта друг с другом, а также особенности навигация по разделам и страницам. Существует три наиболее часто используемых типа структуры, каждая из которых лучше всего подходит для определенного типа веб-сайта.
Линейная, или последовательная структура. Страницы сайтов данного типа связаны линейным образом и все следуют логическому пути действий, например, с главной страницы на страницу всех курсов и на страницу конкретного курса. Такой тип структуры хорошо работает для небольших веб-сайтов, целью которых является представление продукта, услуги или бренда. На рисунке 2 представлена схема линейной структуры сайта.
Рис. 2 Линейная структура сайта
Fig. 2 Linear structure of the site
2.1. Результаты анализа конкурентной среды.
Рис. 4 Иерархическая структура сайта
Fig. 4 Hierarchical structure of the site
Наукометрические показатели преподавателей факультета отраслевой и цифровой экономики (топ-10)
Scientometric indicators of teachers of the Faculty of Industrial and Digital Economics (top 10)
Домен |
Уровень конкуренции, % |
Общих запросов |
Уникальных запросов |
Запросов в ТОП-50 |
Запросов в ТОП-10 |
Трафик из поиска |
Сайт 1 |
22 |
67 442 |
187 571 |
255 013 |
80 487 |
128 636 |
Сайт 2 |
22 |
55 113 |
90 830 |
145 943 |
19 687 |
54 555 |
Сайт 3 |
21 |
49 427 |
60 908 |
110 335 |
21 880 |
36 949 |
Сайт 4 |
21 |
50 520 |
73 108 |
123 628 |
24 475 |
28 422 |
Сайт 5 |
20 |
66 021 |
215 198 |
281 219 |
48 716 |
123 994 |
Сайт 6 |
17 |
48 389 |
142 115 |
190 504 |
54 556 |
110 794 |
Сайт 7 |
17 |
180 895 |
1 554 541 |
1 735 436 |
430 505 |
739 660 |
Сайт 8 |
16 |
35 272 |
34 677 |
69 949 |
13 145 |
10 887 |
Сайт 9 |
15 |
45 016 |
183 224 |
228 240 |
29 525 |
33 533 |
Сайт 10 |
15 |
36 487 |
85 827 |
122 314 |
36 710 |
47 421 |
Рис. 5 Зависимость Трафика из ПС от числа запросов из ПС
Fig. 5 Dependence of Traffic from the PS on the number of requests from the PS
Рис. 6 Зависимость Трафика из ПС от числа запросов из ПС для сайтов с самым высоким показателем трафика
2.2. Результаты анализа аудитории сайта.
Рис. 7Отношение глубины просмотра к показателю отказа
Fig. 7 Ratio of viewing depth to failure rate
2.3. Результаты анализа структуры сайтов
На рисунке 8 представлена упрощенная схема разрабатываемого сайта.
Рис. 8 Упрощённая схема разрабатываемого сайта
Fig. 8 Simplified scheme of the developed site
1. Кузьменко А.А., Кондратенко С.В. Сазонова А.С. и др. Разработка структуры web-ресурса на основе потребностей конечного пользователя. Материалы XХIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, молодых ученых и специалистов: в 2 томах. 2018. С. 183-185. ISBN 978-5-7722-0274-6.
2. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2020667117 Российская Федерация. Приложение для проведения технического и поискового аудита веб-сайтов : № 2020666665 : заявл. 07.12.2020 : опубл. 21.12.2020 / Л. Б. Филиппова, Д. А. Марченков, А. С. Сазонова [и др.] ; заявитель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный технический университет».
3. Симилар-веб. Анализ показателя отказов сайтов. 2022. URL: https://www.similarweb.com/corp/blog/research/market-research/website-demographics/ (дата обращения: 01.07.2022).
4. Голубева Г.Ф., Тришин А.А. Массовые открытые онлайн-курсы в России и за рубежом с позиций глобального информационного пространства // Эргодизайн. 2018. №2(02). С. 8-14. DOIhttps://doi.org/10.30987/article_5bf98b63306ed0.91342378.
5. Дергачев К.В., Кузьменко А.А., Спасенников В.В. Анализ взаимосвязи объекта и парадигмы исследования в эргономике с использованием информационных технологий // Эргодизайн. 2019. №1(03). С. 12-22. DOI 10.30987/ article_5c518d8bd8e3d8.46297271.
6. Симилар-веб. URL:https://www.similarweb.com/ru/top-websites/category/science-and-education/education/ (дата обращения: 01.07.2022).
7. Иост. URL:https://yoast.com/site-structure-the-ultimate-guide/ (дата обращения: 01.07.2022)
8. Вандюк Д. К., Вестгейт М. CMS Drupal. Руководство по разработке системы управления сайтом. М.: Вильямс, 2008. 400 c. ISBN 978-5-8459-1356-2.
9. Сабин-Вильсон Л. WordPress для чайников. М.: Вильямс, 2010. 368 c. ISBN 978-5-8459-1613-6.
10. Уильямс Б., Дэмстра Д., Стэрн Х. WordPress для профессионалов. Разработка и дизайн сайтов. М.: Питер. 2014. 464 с. ISBN 978-5-496-00948-5.