Москва, Россия
Статья рассматривает результаты проведения квалификационного экзамена для аудиторов и потенциальных руководителей аудиторских заданий в увязке с происходящими законодательными изменениями, событиями и тенденциями, определяющими актуальные потребности совершенствования аудиторской практики. Проведен анализ сдачи квалификационного экзамена на право осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации за период его реализации с июля 2020 г. по сентябрь 2022 г. на основе международных стандартов и модульного компетентностного подхода. Рассмотрены устоявшиеся и новые подходы, реализуемые Единой аттестационной комиссией в целях повышения уровня подготовки претендентов к сдаче квалификационного экзамена, предложены конструктивные проекты по информированию аудиторского сообщества о принципах и методах формирования экзаменационных вопросов и заданий экзамена.
аудиторская деятельность, компетенции, мониторинг компетенций аудитора, квалификационный экзамен, цифровая экономика, санкции
1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
2. Гузов Ю.Н., Золочевская В.К. Учет и аудит цифровых финансовых активов //Аудит. 2021. № 12. С. 4-10.
3. Казакова Н.А. Анализ результатов мониторинга компетенций аудиторов 2021 года //Аудитор. 2022. Т. 8. № 1. С. 33-37.
4. Мельник М.В., Казакова Н.А., Дудорова Е. В. Перспективы внедрения аналитики больших данных в аудиторскую профессию // Аудитор. 2021. Т. 7. № 3. С. 40-47.
5. Бровкина Н.Д., Казакова Н.А. Оценка компетенций и профессиональных навыков аудитора в цифровой среде: наиболее значимые аспекты использования информационных технологий в аудите //Аудитор. 2020. Т. 6. № 8. С. 20-24.
6. Аттестат для оценщика. Приложение «КоммерсантЪ» №159 от 31.08.2022. https://www.kommersant.ru/doc/5535944?from=doc_vrez
7. Казакова Н.А. Повышение престижа аудиторской профессии в условиях гармонизации национальных и международных стандартов образования и профессиональной деятельности //Аудитор. 2022. Т. 8. № 3. С. 25-32.
8. Новые компетенции ревизоров. Об аттестации и переаттестации аудиторов Приложение «КоммерсантЪ» https://www.kommersant.ru/doc/5379858
9. Сайт АНО «ЕАК» http://www.eak-rus.ru/ .
10. Казакова Н.А. О развитии профессионального аудиторского образования в Российской Федерации//Аудитор. 2021. Т. 7. № 12. С. 25-28.
11. Мельник М.В., Казакова Н.А., Красильникова И.В. Развитие системы квалификационной аттестации аудиторов в Российской Федерации: проблемы и решения. // Учет. Анализ. Аудит. 2017. № 5. С. 18-29.
12. Казакова Н.А. Риски трансформации профессии как навигатор развития аудиторского образования. В сборнике: Архитектура финансов: вызовы новой реальности. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией И.А. Максимцева, Е.А. Горбашко, В.Г. Шубаевой. Санкт-Петербург, 2021. С. 314-318.