Москва, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются вопросы владения студентами цифровыми технологиями и отмечаются проблемы, связанные с недостаточным развитием у студентов цифровых компетенций реализации командной проектной работы. В противовес расхожему мнению о негативном влиянии на использование цифровых технологий в образовательном процессе сложностей адаптации к программным продуктам профессорско-преподавательского состава университета авторы статьи делают акцент на примитивном владении цифровыми продуктами и гаджетами студентами и нежелании студентов осваивать новые технологии для управления личными знаниями и знаниями команды. Одной из основных проблем авторы выделяют неразвитость у студентов навыков, позволяющих им погружаться в исследование функциональности программного обеспечения, поиска возможных к потреблению цифровых продуктов и исследования современного рынка цифровых сервисов. Это обусловлено особенностями рассматриваемой социальной категории, которые представлены в статье, а также преобладающим у студентов потребляющим типом поведения и наличием лишь поверхностных знаний о функционировании технологий. Кроме того, одной из причин данного явления является чрезмерная нацеленность молодых людей к использованию общедоступных и общепопулярных программных средств, не требующих предварительного изучения и осваиваемые интуитивно. Авторы статьи рассматривают необходимость формирования у студентов компетенций управления личными знаниями и знаниями проектных команд в цифровой среде и с использованием современных цифровых технологий и гаджетов, описывают ряд трудностей, возникающих при попытке наладить цифровое взаимодействие и управление знаниями при работе со студенческими проектными командами и анализируют причины их возникновения.
управление знаниями проектных команд, цифровые компетенции, студенческая проектная работа, цифровые технологии управления знаниями, управление проектами
Введение. Тема организации проектной работы обучающихся в образовательных организациях разных видов образования на сегодняшний день является очень распространенной и обсуждаемой как с точки зрения практических административных процессов и факторов ее реализации в учебном учреждении, так и с точки зрения целесообразности и необходимости ее проведения для формирования у обучающихся требуемых рынком и установленных образовательными стандартами компетенций [1]. В высших учебных заведениях особый акцент в рамках проектной работы сделан на формировании у обучающихся универсальных компетенций, развитие которых в большой степени обусловлено работой студентов в составе проектных команд и становлению у них навыков командной работы, коммуникаций, взаимодействия внутри команды и с внешней средой, планирования и распределения функциональных обязанностей и социальных ролей и пр.
В этой связи в эпоху цифрового общества и цифровой экономики на первый план выходят навыки формирования и управления командой в цифровой среде с использованием современных программных средств и цифровых технологий. Однако данному аспекту в образовательных учреждениях на настоящий момент уделяется недостаточно внимания. Даже наряду с тем, что вузы (например, Государственный университет управления) начинают привлекать к сотрудничеству в рамках проектного обучения цифровые платформы и развивают цифровые экосистемы проектного обучения, нельзя однозначно утверждать, что данные шаги способствуют развитию навыков управления знаниями в команде. Скорее, данные платформы и технологии позволяют обеспечить доступ к независимым консультантам, менторам и оценщикам и сформировать некую прозрачную систему проектного обучения. Внимания же развитию навыков управления проектами и знаниями команды с использованием современных цифровых технологий уделяется недостаточно.
Поэтому целью данной статьи является анализ существующих в современное время проблем использования студентами цифровых технологий в проектном обучении и в управлении знаниями студенческих проектных команд.
Обзор литературы. Большинство проводимых исследований в рамках вопросов использования цифровых средств в обучении делают акцент на недостатке компетенций у старшего возрастного поколения и, в частности, у профессорско-преподавательского состава. Однако авторы изучили работы Астаховой Л.В., Ашурбекова Р.А., Кузьминовой Т.В., Белозеровой Л.А., Полякова С.Д., Петруневой Р.М., Васильевой В.Д., Топорковой О.В., Руденкина Д.В. и др. авторов, которые так или иначе в своих исследованиях затрагивали вопросы цифрового мировоззрения молодежи, необходимости формирования цифровых компетенций у современных студентов и ошибок в восприятии цифровой продвинутости «цифровых аборигенов».
Гипотезы и методы исследования. По мнению авторов, возникновение проблем в использовании студентами современных цифровых средств управления знаниями и личными ресурсами обусловлено несколькими причинами: от недостаточной обеспеченности самих университетов техническими и программными средствами до недостатка развития у населения навыков взаимодействия с технологиями и программными средствами. В данной статье авторы делают акцент именно на непопулярной точке зрения ограниченности цифровой грамотности и цифровой компетентности у студентов, несмотря на то, что большинство научных и научно-практических работ ученых в журналах, монографиях, учебниках, а также исследовательские публикации в экспертных блогах, социальных сетях, профессиональных форумах и других источниках сводят проблему использования цифровых технологий в образовательном процессе к недостатку знаний и сложности адаптации к ним у профессорско-преподавательского состава, особенно сотрудников старшей возрастной категории. Авторы статьи же придерживаются мнения, что и сами студенты не обладают требуемыми навыками и сложившимся цифровым мировоззрением, позволяющими им активно включаться в цифровую среду. Для проведения дальнейшего исследования авторы использовали метод наблюдения за своими учебными группами, шире проанализировали данную проблему, изучив выделяемые учеными психологические особенности представителей поколения Z, трактовку понятий и точный перевод используемые в отношении современного молодого поколения терминов, а также рассмотрели и охарактеризовали основные этапы студенческой проектной работы и роль управления знаниями команды в рамках ее реализации.
Результаты исследования. Весьма распространенное мнение гласит, что современная студенческая молодежь выросла с телефоном, планшетом и другими гаджетами в руках, поэтому они легко ориентируются в технологиях и с техникой на «ты». Однако опыт преподавания в вузе, активной работы в последние 2 года в дистанционном формате, поиска интерактивных методов удаленного взаимодействия со студентами, а также построения студенческих проектных команд и попыток сформировать рабочую систему управления знаниями команды с использованием современных сервисов управления проектами позволяет сделать вывод об ошибочности данного мнения. Возможно, такое мнение сформировалось ввиду того, что современные студенты с детства проводят много времени с гаджетами и предпочитают осуществление коммуникаций с использованием мессенджеров и, даже предпочтительнее, социальных сетей. Однако это ни в коей мере не свидетельствует о наличии у них навыков правильного и рационального использования цифровых технологий, цифровой культуры и необходимых цифровых компетенций.
Посмотрим на анализируемую проблему шире.
Современная студенческая молодежь является представителями, так называемого, цифрового поколения (согласно терминологии М. Пренски) или поколения Z (согласно поколенческой теории Н. Хоува и У. Штрауса). Данную группу людей выделяют в одну поведенческую категорию в связи с рождением в эпоху глобализации, экономического кризиса и социальной нестабильности, постоянной угрозы террористических актов, а также массового распространения Интернета и цифровых технологий, а потому наличием у них схожего образа жизни, ценностей и значимых жизненных событий, способствующих их личностному и социальному развитию. Ученые выделяют следующие особенности анализируемой социальной группы [2, 3]:
- общение с внешним миром преимущественно с использованием персональных гаджетов;
- высокая скорость восприятия информации и преобладания визуального ориентирования в контенте. Однако все это сопровождается, как правило повышением когнитивной нагрузки и, следовательно, проблемами удержания внимания, быстрого его переключения с одного источника информации на другой;
- «клиповость» мышления, т.е. его фрагментарный характер, отражающий дискретное восприятие и переработку информации и влекущий за собой, зачастую, слишком быстрое принятие решений, сопровождающиеся поверхностными суждениями;
- иллюзия «всезнайства» (ввиду открытого доступа к сети Интернет) и развития, так называемой, транзактивной памяти – социального совместного использования информации, появляющегося при долгой работе в одной группе и формированию у членов группы привычки полагаться на воспоминания другого. В современное время у молодежи возникает такое же отношение к интернету, как к внешнему коллективному хранилищу информации для всех людей. В таком случае процессы человеческой памяти трансформируются, фокусируясь на запоминании не сути информации, а пути доступа к ней;
- феномен многозадачности, которая, в основном, является иллюзией и часто приводит к снижению контроля внимания, рассеянности, снижению эффективности работы мозга и усилению стресса.
Данные особенности, присущие российской молодежи, были подтверждены в исследовании Руденкина Д.В. [4].
Вернемся к терминологии М. Пренски. Если осуществлять точный перевод введенных исследователем терминов, характеризующих степень «оцифровки» общества «digital native» и «digital immigrant», получится, соответственно «цифровые аборигены» и «цифровые иммигранты». В своей теории М. Пренски назвал современную молодёжь «аборигенами», руководствуясь тем, что для них гаджеты являлись и являются неотъемлемым атрибутом взросления.
Однако мы хотим отметить, что само понятие «абориген» в современном правовом поле подразумевает под собой коренные народы (этнические группы) некоторых развитых и развивающихся стран, которые сохранили первобытнообщинный образ жизни и, ввиду крайней отсталости, не могут адаптироваться к существующему укладу и развитию социума. При этом характеристиками первобытного общества, как известно, являются низкое развитие производительных сил, сильная зависимость от окружающей среды и присваивающее хозяйство.
Возможно, подобное сравнение может представиться чрезмерно грубым, однако использование термина «цифровые аборигены» в какой-то степени наталкивает на мысль о некой схожести характеристик с настоящими аборигенами в том, что современной молодежи не пришлось в период своего взросления и развития разбираться и изучать особенности функционирования гаджетов и программ, а повезло просто присваивать и использовать то, что было разработано предыдущими поколениями. Таким образом, у студентов нет развитых навыков, позволяющих им погружаться в исследование функциональности программного обеспечения, поиска возможных к потреблению цифровых продуктов и исследования современного рынка цифровых сервисов. В поле их внимания попадают, в основном, часто рекламируемые, используемые ровесниками либо предустановленные на гаджетах приложения.
Для рассматриваемой социальной группы современные технологии – это умные приложения, позволяющие пользоваться цифровыми благами нативно и без чтения инструкций. Однако такой потребляющий тип поведения и поверхностные знания о функционировании технологий обуславливает тот факт, что студентам тяжело находить решения проблем самостоятельно, осваивать более емкие и требующие анализа и изучения программы, разбираться в неочевидной и нативно непонятной функциональности цифровых сервисов [6].
Возвращаясь к вопросу студенческой проектной работы, нужно отметить, что под управлением знаниями авторы статьи подразумевают следующее:
- разработку актуальной и целесообразной системы планирования командной работы над проектом;
- выработку и использование эффективных средств коммуникаций, как внутри проектной команды, так и с внешней средой;
- использование современных, надежных и доступных всем членам проектной команды средств хранения, распространения и систематизации данных, информации, знаний команды.
Конечно, в современных условиях распространения удаленной работы и дистанционного обучения, все эти аспекты наиболее продуктивно организовывать с использованием цифровых сервисов и средств взаимодействия. Однако здесь, наряду с проблемой необходимости освоения данных программных средств студентами для организации эффективной работы, возникает и другая проблема: подобные технологии требуют наличия определенных компетенций не только цифровой грамотности, но и сформировавшегося цифрового и информационного мировоззрения [8], представляющего собой «динамичную систему знаний о законах виртуального информационного общества, роли и месте человека в нем, а также обусловленные этими знаниями эмоции, ценности и нормы, убеждения и поступки людей в ходе информационной деятельности, определяющие их способность к адекватному информационному поведению как отправителей и получателей информации для обеспечения защищенности и развития в безопасной информационной среде» [5].
В этой связи представляется важным сделать акцент на том, что простой серфинг в сети Интернет, постоянная доступность информации в социальных сетях и возможность быстрого получения ответов на интересующие вопросы с использованием мессенджеров отрицательно влияют на формирование у молодежи ответственного отношения к информации и обращению с ней. Что, в целом проявляется в неумении систематизировать данные, организовывать грамотные хранилища и средства распространения информации и знаний. Так, например, наблюдения преподавателей показывают, что основной формат передачи файлов между проектными командами – это их пересылка в мессенджерах и социальных сетях (WhatsApp, Вконтакте и др.), что не является эффективным способом передачи знаний, способствует постоянной потере окончательных итогов проделанной работы и появлению путаницы в большом количестве неструктурированных информации и данных. Точно также ведение общения и обмена идеями в мессенджерах и групповых чатах приводит к потере выработанных в рамках проекта идей в большом потоке сообщений.
Привычка использования поисковых систем, а также продвинутые функции поиска на персональных компьютерах в любых интерфейсах способствуют тому, что у современной молодежи отсутствует необходимость структурирования, например файлов, определения их мест хранения и присвоения правильных и понятных наименований [7]. Однако выработка эффективной системы обмена знаниями в рамках проектной команды требует либо выработки системы наименований файлов, которая позволит с помощью поиска находить актуальные и необходимые материалы, либо выработки дерева папок, четких правил и назначения ответственных за хранение всей необходимой поступающей и создаваемой информации. При этом весь подход не должен сводиться к использованию только облачного диска с одинаковым уровнем доступа для всех желающих. Должна быть выработана именно система, определяющая уровни доступа задействованных лиц, права публикации, редактирования и замещения материалов и пр. Только в таком случае может быть гарантирован грамотный подход к управлению знаниями проекта и обеспечена безопасность, сохранность и актуальность обрабатываемых информации и данных.
Также тут важно отметить, что необходимость использования цифровых средств управления знаниями также обусловлена преимущественной поэтапностью и периодичностью работы над проектами, необходимостью иметь постоянный доступ к данным о ходе проектной работы, ее результатах и назначенных к выполнению конкретным ответственным лицам задач. Однако всем известный синдром студента зачастую работает против обозначенной выше задачи, заставляя проектную команду начинать беспокоиться о проекте или конкретной задаче в последний момент и в крайне сжатые сроки, что отбрасывает необходимость цифрового планирования и следования разработанным планам. Суть данной проблемы, конечно, кроется глубже, чем просто использование цифровых средств, в частности, в необходимости формирования у студентов навыков гибкого управления проектами. Однако отсутствие этих навыков также негативно сказывается на осознанности студентов и желании использовать цифровые технологии в проектной работе.
Заключение. В перспективе, данная тематика, конечно, требует более глобального изучения ввиду небольшой проработанности рассматриваемого вопроса в современной науке и практике. Целесообразно проведение социологического исследования на достаточной выборке студенческих проектных команд для более глубокого понимания мотивации студентов к проектной работе вообще и развития в рамках нее навыков командного взаимодействия, межличностных коммуникаций и управления знаниями, а также студенческой мотивации к углубленному изучению современных цифровых технологий и цифровых средств управления проектами.
Таким образом авторы статьи видят необходимость в акцентировании внимания на развитии у студенческих проектных команд цифровых компетенций, а именно: цифровой и информационной культуры, цифровой грамотности и цифрового этикета. Это напрямую повлечет за собой более внимательное отношение молодежи к вопросам планирования и тайм-менеджмента, саморазвития и самоорганизации, обработки и хранения личных знаний, что поможет им в будущем при трудоустройстве быстрее адаптироваться и влиться в корпоративную проектную среду, эффективнее организовывать свою трудовую деятельность и определять объем и ценность накопленных ими знаний.
1. Ашурбеков Р.А., Кузьминова Т.В. Возможности формирования информационных и цифровых компетенций специалиста по управлению персоналом в рамках высшей школы// Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России, 2021, № 4(55), с. 44-48
2. Белозерова Л.А., Поляков С.Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития, 2021, т.10, вып. 1(37), с. 23-32
3. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Топоркова О.В. Студенческая молодежь в эпоху цифрового общества// Актуальные проблемы образования, 2019, №1, с. 77-85
4. Руденкин Д.В. Эвристический потенциал теории «цифровых аборигенов» М. Пренски при исследовании современной российской молодежи// Социодинамика. - 2019. - №9, с. 9-19
5. Астахова Л.В. Информационное мировоззрение: понятие и уровни// Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств, 2014/4(40), с. 9-16
6. Цифровое поколение: мифы и правда, режим доступа: https://mel.fm/blog/courseburg-rossiya/50796-tsifrovoye-pokoleniye-mify-i-pravda (дата обращения: 30.09.2022).
7. A generation that grew up with Google is forcing professors to rethink their lessons plans, режим доступа: https://www.theverge.com/22684730/students-file-folder-directory-structure-education-gen-z (дата обращения: 30.09.2022)
8. Лобачёва А.С., Каштанова Е.В. Цифровая грамотность и цифровая культура общества// Сб. «Шаг в будущее: Искусственный интеллект и цифровая экономика: Smart Nations: экономика цифрового равенства: Материалы III Международного научного форума. Вып. 2». - М.: Издательский дом ГУУ, 2020. - с. 218-225.