Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в муниципальных образованиях на современном этапе, обострила конкурентную борьбу между ними за ресурсы, позволяющие успешно развивать территорию. В статье изложена суть одного из подходов к решению указанной проблемы. Предлагается опыт применения социокультурного подхода с опорой на гуманитарные ресурсы территории при стратегическом планировании в муниципальных образованиях в процессе разработки программ социально-экономического развития муниципалитетов. Приводятся примеры успешной реализации такого подхода на территории муниципальных образованиях Тульской области. В статье представлен обзор тех нововведений и установок в сфере стратегического планирования, которые устанавливаются введением в действие положений Федерального закона Российской Федерации от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, социокультурный подход, гуманитарный ресурс, инвестиции, внутренний инвестор.
Стратегическое планирование является адаптированным инструментом теории управления к современным условиям развития таких сложных систем, как муниципальные образования. Его сущность заключается в ориентации на конечную цель развития, эффективное расходование ресурсов для ее достижения, использование возможностей и предотвращение угроз [3].
Сегодня каждое муниципальное образование несет ответственность за комплексное социально-экономическое состояние и перспективы развития.
Органы местного самоуправления имеют возможность самостоятельно принимать и организовывать выполнение стратегических планов и программ комплексного социально-экономического развития своих муниципалитетов [2].
До недавнего времени понятие «стратегическое планирование» в нормативно-правовой базе государственного и муниципального управления не использовалось. Однако в июле 2014 г. вступил в действие Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Закон).
Закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, а также полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
Законом определена система стратегического планирования: принципы и задачи, участники и документы. Также он регулирует отношения, возникающие между участниками стратегического планирования.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
2. Верховская Е.П. Стратегическое планирование как основа социально-экономической модернизации муниципальных образований Российской Федерации // Россия XXI века: пути и перспективы развития: Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. В.Ф. Дубяги. М.: Фонд «Общество», 2007. - 486 с.
3. Верховская Е.П. Стратегическое планирование как инструмент управления развитием муниципальных образований //Сборник материалов II научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых ТГПУ им. Л.Н. Толстого: В 2 т. / Отв. ред. О.Г. Вронский. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2006. Т. 1. 226 с.