Статья подготовлена в ходе работы над словарем-справочником когнитивных терминов. Публикация фиксирует некоторые результаты работы над проектом, а именно: содержит характеристику аспектов описания когнитивных терминов в новом учебном словаре-справочнике, раскрывает методологические и инструментальные подходы, принятые при проектировании словаря. В основе исследовательского подхода лежит методология когнитивной семантики. Словарь является дополнительным учебным пособием для изучающих когнитивную лингвистику и справочником для исследователей в области когнитивистики. Основная цель проекта – описать термин и как формат знания, и как единицу лексического уровня языка. Моделирование формата знания осуществляется с помощью корпусных и программных инструментов, в том числе с использованием когнитивного (ассоциативного) эксперимента. Новизна проектируемого справочника в том, что это словарь тезаурусно-энциклопедического типа, позволяющий представить термины в их системной связи. Употребление термина анализируется на материале современной научной коммуникации и иллюстрируется примерами из научного дискурса. Корпус примеров научной коммуникации и подкорпус примеров научно-популярной коммуникации составлен и размечен участниками проекта с опорой на технологии и правила корпусной лингвистики. Данные, полученные в результате анализа научной коммуникации, верифицируются путем сопоставления их с результатами ассоциативного эксперимента и с данными подкорпуса научно-популярной коммуникации. Изложенное обусловливает принципиальную новизну справочника и его прикладную значимость для прояснения вопросов научной коммуникации когнитивной тематики.
термин; тезаурус; когнитивная лингвистика; научная коммуникация; корпус текстов
1. Асадов А., Хорошилов В. Что такое филология и в чем разница языка поколений // Сила тока. 2021[Электронный ресурс]// URL: https://music.yandex.ru/album/16148543/track/95753738?dir=desc&activeTab=about (дата обращения: 12.03.22).
2. Богин Г.И. Современная лингводидактика. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1980.
3. Головин А. Как машины понимают текст? - Виктория Земляк // Критмышь. 2021 [Электронный ресурс]// URL: https://music.yandex.ru/album/6965541/track/81820725?dir=desc&activeTab=about (дата обращения: 05.06.22).
4. Иванов Д.И., Лакербай Д.Л. Антропоцентрическая парадигма современного гуманитарного знания: метадисциплинарный "дом теорий" // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 58. С. 168-195.
5. Иванцова Е. В., Соломина Е.В. Об эффективных методах записи спонтанной устной речи при изучении языковой личности // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 3(29). С. 14-27.
6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.
7. Клепикова Т.А., Беседина Н.А. Международная научно-практическая конференция«Языковая личность в контексте времени»(26 ноября 2010 г.) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. № 3. С. 111-114.
8. Колесов В.В. Когнитивистика в аспекте терминологии // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. №1 (34). С.48-55.
9. Плеханов Д. Роман Бузунов - как с помощью сна изменить свою жизнь // Оптимум. 2020 [Электронный ресурс]// URL: https://music.yandex.ru/album/10901278/track/68533894?activeTab=track-list&dir=desc (дата обращения: 23.05.22).
10. Поздняков А. Как онлайн обучение изменит систему образования // The Big Beard Theory. 2020 [Электронный ресурс]// URL: https://music.yandex.ru/album/6408431/track/65163535?activeTab=track-list (дата обращения: 07.06.22).
11. Сабитова, З.К. Лингвистические образы языка ХХI века // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. № 1(26). С. 92-97.
12. Техника. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]// URL: https://gufo.me/dict/technology_modernenc/оперативная_память (дата обращения: 03.07.22).
13. Тупикова С.Е. О когнитивных механизмах формирования коммуникативной тональности // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. №3 (32). С. 84-90.
14. Шелестюк Е.В. Зависимость смыслового восприятия и речевого воздействия от уровня языковой личности // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. №2 (27). С.118-123.