Новосибирская область, Россия
Россия
сотрудник
Новосибирск, Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
Вопросы разработки единой информационной системы на зерновом рынке и цифровой трансформации транспортно-логистической инфраструктуры приобретают высокую значимость в современных экономических условиях. Особенно актуально данный вопрос стоит в Сибирском федеральном округе, как регионе - крупнейшем производителе зерна. Уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры в Сибирском федеральном округе не позволяет субъектам зернового рынка оперативно и в срок поставить потребителю по межрегиональным связям и на экспорт большие объемы зерна, а удаленность от основных рынков сбыта приводит к удорожанию зерна в силу высоких трансакционных издержек. В статье отражены основные показатели производства зерна в России и Сибирском федеральном округе в динамике за 2017-2021 гг. Представлен механизм организации цифровой системы транспортно-логистической инфраструктуры зернового рынка. Авторами выделены принципы, определяющие развитие единой информационной системы для зерновой транспортно-логистической инфраструктуры Сибирского федерального округа, их содержание. Исследование акцентирует внимание на предпосылках и необходимости применения цифровых технологий, способствующих осуществлению субъектам более эффективной деятельности на зерновом рынке, в кратчайшие сроки обрабатывать требуемый объем данных и оптимизирующих трансакционные издержки. Обмен оперативной и достоверной информацией между субъектами зернового рынка является фактором успеха в управлении цепочками зерновых поставок.
зерновой рынок, Сибирский федеральный округ, транспортно-логистическая инфраструктура, трансакционные издержки, цифровизация
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что зерновой рынок, являясь составной частью агропродовольственного рынка, взаимосвязан с различными отраслями народного хозяйства. Практика показывает, что развитие зернового рынка и эффективность функционирования всей экономической системы региона зависит от состояния транспортно-логистической инфраструктуры и качества оказания транспортно-логистических услуг.
Развитие единой информационной системы на зерновом рынке и цифровая трансформация транспортно-логистической инфраструктуры для Сибирского федерального округа – это вопросы конкурентоспособности зерновых компаний региона, которые стремятся увеличить свое присутствие на российском и зарубежном рынках. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что цифровая трансформация инфраструктуры способствует снижению трансакционных издержек и росту доходов субъектов рынка [2,4].
В Сибирском федеральном округе валовой сбор зерновых культур составляет 14,7 – 17,6 млн т зерна, 1,6 млн т поставляется на экспорт (Таблица 1) [7]. Доля округа в производстве зерна в Российской Федерации за 2017-2021 гг. составляет 11,2 – 14,6%.
Таблица 1
Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий, тыс. т.
Table 1
Gross harvest of grain and leguminous crops in farms of all categories, thousand tons
|
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Российская Федерация |
135 538,7 |
113 255,0 |
121 199,9 |
133 464,9 |
120655,7 |
Сибирский федеральный округ |
15622,2 |
14908,1 |
14662,0 |
14931,8 |
17579,5 |
* составлено автором по [1].
Такие объемы производства зерна при сложившемся уровне и культуре потребления позволяют Сибирскому федеральному округу ежегодно по межрегиональным поставкам и на экспорт поставлять от 4 до 7 млн тонн зерна и продуктов его переработки.
Цель исследования
Цель исследования состоит в обосновании необходимости развития единой информационной системы на зерновом рынке и цифровой трансформации транспортно-логистической инфраструктуры Сибирского федерального округа.
Материал и методы исследования
Информационная база исследования основана на данных Федеральной службы государственной статистики, Федеральной таможенной службы и других открытых источников. Методологическую основу исследования составили результаты исследований ученых, законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие зерновой рынок. При выполнении исследования использовались методы и приемы: монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический.
1. Агропромышленный комплекс России в 2020 году. М., 2021. - 564 с.
2. Дунаев, О.Н. Транслогистическая платформа в развитии Евроазиатских авиатранспортных связей / О.Н. Дунаев, Д.В. Нестерова // Транспорт Российской Федерации. 2015. № 6 (61). С. 32-37.
3. Золотарев, М.И. Блокчейн находит точку опоры в логистике и цепях поставок/ М.И. Золотарев // Инновации транспорта. 2018. № 1(31). С. 18-21.
4. Коростелев, В. Китайская национальная платформа для транспорта и логистики LOGINK - пример реализации цифровой экономики. 2017. URL: http://seanews.ru/2017/11/30/kitajskaja-nacionalnaja-platforma-dl/
5. Марусин, А.В. Особенности цифровой трансформации транспортно-логистической сферы / А.В. Марусин, Т.Х. Аблязов // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 2019, Vol. 9, Is. 3A. P. 71-78.
6. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации до 2024 года», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.
7. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [электронный ре-сурс]: https://customs.gov.ru/ (дата обращения 20.03.2022).
8. Синкин, А.С. Цифровая платформа транспортного комплекса РФ. [электронный ре-сурс]: https://events.ato.ru/upload/FILES/ DAF18_Sinkin_Ministry%20of%20transport.pdf
9. Яковлева, Е.А. Цифровизация транспортно-логистической отрасли в условиях глобализации мировой экономики / Е.А. Яковлева Е.А., В.А. Зеликов, Е.В. Титова, А.Ш. Субхонбердиев, Д.К. Костина, Е.А. Губертов Е.А. // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2019. Т. 81. № 4 (82). С. 243-250.
10. European Logistics Platform. [электронный ресурс]: http://www.european-logistics-platform.eu/en/members/
11. Gao, T. Dynamic optimization of fuel and logistics costs as a tool in pursuing economic sustainability of a farm / T. Gao, V. Erokhin, A. Arskiy // Sustainability (Switzerland) 11(19),5463.