Россия
В статье проводится анализ организационных и правовых проблем обеспечения гражданам доступа к высшему образованию в рамках реализации конституционной гарантии права каждого на образование. Задачи исследования - провести анализ организационно-правовых проблем и перспектив механизма обеспечения доступности высшего образования, отметить возможные направления совершенствования указанного механизма с учетом различных критериев и факторов. Методы исследования: аналитический, формально-юридический, сравнительно-правовой. Право на образование лежит в основе образовательной функции государства, является определяющим элементом в осуществлении государственной образовательной политики, призванной эффективно реализовывать частные и публичные интересы в образовательной сфере. Через призму принципов государственной политики в сфере образования, реализации социальноэкономической функции государства предлагаются меры по повышению уровня доступности высшего образования, а также институционализация данного базового принципа в действующем образовательном законодательстве. Автор полагает, что в настоящее время доступность высшего образования может быть рассмотрена и обеспечена наличием: оптимальной сети образовательных организаций, в том числе их обособленных подразделений, предоставляющих услуги в сфере высшего образования, в части их общего числа и территориального размещения; образовательных программ высшего образования соответствующего уровня (бакалавр - магистр) и форм (технологий) обучения у образовательных организаций, способных удовлетворить спрос потребителей образовательных услуг; экономических возможностей у абитуриентов и их родителей (законных представителей) обеспечить академическую мобильность (оплата расходов, связанных с проживанием в другой местности, стоимости проезда и т. п.); правореализационных механизмов расширения права доступа в образовательном законодательстве, включая регламентацию условий и процедуры целевого приема, отчисления, восстановления обучающихся в образовательных организациях. Последовательная реализация принципа доступности высшего образования должна найти отражение в подзаконных нормативных актах, в том числе на уровне целевых программ развития образования, направленных на практическое внедрение экономических и организационных инструментов обеспечения его доступности.
образование, право, гарантия, гражданин, государство, общество, благо, доступность
No data
1. No data