сотрудник
студент
сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
студент
УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В настоящее время внимание государства и общества особо сфокусировано на проблемах безопасности детей, развития инклюзивного обучения и воспитания детей с ОВЗ, беженцев и мигрантов. Статистические данные гибели/травмирования детей и отдельные проблемные аспекты эвакуации на объектах образования подтверждают актуальность оперативного изменения отношения и поворот лицом к проблеме детской безопасности. Авторами рассмотрены вопросы сложности процессов эвакуации детей, в т.ч. с ОВЗ, связанной с невысокой психологической готовностью учителей/воспитателей и детей, отсутствием, а в отдельных случаях неисправностью передовых технических средств оповещения при чрезвычайных ситуациях и пожарах для различных категорий обучающихся и воспитанников. Предложены некоторые алгоритмы повышения эффективности эвакуационных тренировок в процессе обучения и воспитания детей, информационно-коммуникативных технологий, внедрения искусственного интеллекта в сфере безопасности образовательной среды. Освещена ответственность руководителей образовательных организаций за нарушение требований пожарной безопасности. Подчеркивается роль взаимодействия служб, обеспечивающих общественную безопасность.
дети, эвакуация, искусственный интеллект, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, пожарная безопасность
… Дети, как ростки, нуждаются в безопасности.
Сидоркин В.
Введение
Создание безопасного детского пространства – важнейшие задача государства и общества на современном этапе развития.
Планетарные вызовы и угрозы: природные катастрофы, техногенные события, террористические акты, гибридные войны, ДТП, пожары, суициды, заболевания, экологические последствия, ежеминутно уносят сотни человеческих жизней и среди них, дети – будущее наций [1].
По данным Росстата, Общественного Совета МЧС России, ГИБДД, за период 2000-2021 гг. от вышеперечисленных угроз и факторов погибло и травмировано более 100 тысяч детских жизней России. Увеличение количества погибших на пожарах детей наблюдался в 2012, 2014, 2018 гг., около 70 % дети до 6 лет и мы помним трагедию в Кемерово (ТЦ «Зимняя Вишня»), унесшую жизни многих детей. Трагична гибель 110 детей на пожаре в школе деревни Эльбарусово [4].
Эвакуация детей при экстренных обстоятельствах в общеобразовательных учреждениях – это очень ответственный процесс, который требует специальной подготовки. Первые, кто приходят на помощь во время ЧС – Учителя. Педагоги отвечают непосредственно за жизнь и здоровье каждого ученика/воспитанника, поэтому они должны обладать необходимыми знаниями и умениями в сфере безопасности, а также следовать инструкциям, чтобы как можно меньше учащихся/воспитанников пострадало. После осуществления педагогами эвакуации, приступают к работе подразделения МЧС, полиции, скорой помощи. Их задачами являются: вывести оставшихся детей, оказать им квалифицированную медицинскую помощь, устранить угрозу жизни и здоровью детей во времени и пространстве.
Вызываю озабоченность цифры гибели и травмирования детей на пожарах (рис.1).
Рис. 1. Основные причины гибели несовершеннолетних на пожарах
Проблемы, которые могут возникнуть при эвакуации
Первая проблема, с которой могут столкнуться учителя и воспитатели при чрезвычайной ситуации – это распространение паники у эвакуируемых детей. Как показывает практика, в состоянии стресса дети будут стремиться, как можно быстрее покинуть эпицентр раздражения, из-за этого возможна давка в коридорах и на лестницах, которая повлечет за собой тяжелые последствия в виде ран, переломов или даже летальных исходов. В основном эта проблема касается учащихся средней и начальной школы, так как у детей данных категорий стрессоустойчивость развита не так сильно, как у взрослых или учеников старших классов, резистенция которых выше. Вторая проблема – это наличие в некоторых организациях образования устаревшей или неисправной системы оповещения при чрезвычайных ситуациях, а также отсутствие современного технического оснащения для различных категорий защиты и функционирования систем безопасности жизнедеятельности. В наше время все еще эксплуатируются объекты образования, в которых недостаточно должного специального оборудования. К примеру, дети с поражением опорно-двигательного аппарата не могут покинуть здание самостоятельно по лестнице, поэтому в школах, специализированных детских садах должны быть предусмотрены пандусы, а для глухонемых и слабослышащих учащихся и воспитанников необходима световая система оповещения во всех помещениях, учитывая сложности геометрии пространства, конструктивные особенности здания и время движения.
Возможные решения
Через каждые шесть месяцев администрация школы, детского сада должна проводить плановую эвакуацию, включающую следующие этапы: организацию подготовки и проведения тренировок; корректировка графического плана эвакуации; составление перечня документов, оформляемых при подготовке для тренировки по эвакуации; определение порядка действий при пожаре и порядка пользования огнетушителями и подручными средствами пожаротушения; анализ (разбор) результатов противопожарной тренировки и подведение ее итогов; приказ об итогах подготовки и проведения тренировки и устранения выявленных недостатков.
Это поможет учителям/воспитателям и детям чувствовать себя в безопасности при реальном проявлении угрозы, с учетом их психологических, возрастных, физиологических и физических особенностей. Особенности переключения внимания, впечатлительность, активность, склонность к подражанию и их быстрая утомляемость [2].
Также, если педагоги будут проходить плановые курсы повышения квалификации по вопросам особенностей детской психологии – это определенно позволит более эффективнее организовать детей и практически полностью исключить панику во время чрезвычайной ситуации. Необходимы ЗУНы по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» и при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики. Имеется определенный опыт совершенствования системы образовательного контента подготовки и противопожарной работы с маломобильными группами населения, проводимой в Санкт-Петербургском Университете ГПС МЧС России [5].
В развитие программы воспитания, разработанной Институтом РАО по поручению Минпросвещения России, важно отметить роль Наставничества в воспитании подрастающего поколения, профессиональной ориентации и формировании уклада, в задачи которой входит аспекты формирования и обеспечения безопасного детства [3].
В образовательном учреждении должны проводиться плановые проверки систем оповещения при пожаре, приборов для его предотвращения и тушения, устанавливаться дополнительное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого создается приказ по образовательному учреждению, назначаются ответственные лица и фиксируется в журнале технического состояния систем пожарной безопасности.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий[1],[2] (таблица 1).
Таблица 1. Категория детей с ОВЗ
Категория детей с ОВЗ |
Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ |
Глухие дети |
1.1, 1.2, 1.3, 1.4 |
Слабослышащие дети |
2.1, 2.2, 2.3 |
Слепые дети |
3.1, 3.2, 3.3, 3.4 |
Слабовидящие дети |
4.1, 4.2, 4.3 |
Дети с тяжелыми нарушениями речи |
5.1, 5.2, 5.3 |
Дети с нарушениями ОДА |
6.1, 6.2, 6.3, 6.4 |
Дети с задержкой психического развития |
7.1, 7.2, 7.3 |
Дети с расстройствами аутистического спектра |
8.1, 8.2, 8.3, 8.4 |
…Полноценное развитие и формирование личности во времени и пространстве, возможно лишь в безопасной и защищенной среде обитания индивидуума. Необходимо с детства закладывать зерна культуры безопасного поведения, что в дальнейшем, определенным образом эффективно повлияет на процесс социальной адаптации ребенка, академической успешности в детском саду и в школе. Риски гибели и травмирования детей с ОВЗ – назрела необходимость решения проблемы эффективной эвакуации при ЧС и пожарах детей с ОВЗ (слепые и слабовидящие дети), посредством разработки и создания настенной сенсорной (вибро) ленты, на объектах дошкольного и школьного образования. Отдельные мысли (предложения) начинающего исследователя Г.В. Сидоркина.
Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях (СОУЭ) должна включаться автоматически от сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения.
В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется по способам оповещения на:
звуковой - (сирена, тонированный сигнал и др.);
речевой - (передача специальных текстов);
световой:
а) световые мигающие оповещатели;
б) световые оповещатели ≪Выход≫;
в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения;
г) свет[3],[4] овые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением.
На рис. 2 показаны основные этапы развития пожара в помещении, по которым происходит примерно 90% пожаров. Сначала поток теплого воздуха и образующегося дыма под действием архимедовой силы поднимается вверх (I). Затем он растекается в радиальных направлениях под потолком (II). После достижения стен помещения, происходит накопление газодымовоздушной смеси в подпотолочном пространстве (III), воздействуя на пожарные извещатели, количество которых зависит от высоты и площади защищаемого помещения.
Рис. 2. Этапы развития пожара
Также скорость локализации и ликвидации пожара может решить такое достижение, как искусственный интеллект. Искусственный интеллект (ИИ) – комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе. в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений. При внедрении его в систему оповещения школы, во время ее срабатывания, ИИ может более оперативно вызывать экстренные службы. Это уменьшит время прибытия пожарных подразделений и скорой помощи, что поможет сохранить больше жизней, ведь во время чрезвычайных ситуаций счет времени идет на секунды.
Скорость пожара определяется в соответствии интенсивности теплопередачи, которая зависит от следующих параметров: температуры протекания реакции; химический состав вещества; плотность материала; особенность строения; погодные условия; присутствие в воздухе активных компонентов, ускоряющих процесс; наличия флегматизаторов.
Скорость распространения пламени (Vл) на 1 м/мин на объектах образовательных, лечебные учреждений, в зависимости от перечисленных факторов, составляет в среднем от 0,6 до 3,0.
Для школ, которые расположены в зоне с резко континентальным климатом, который характеризуется холодной и продолжительной зимой, будет находиться пожарно-спасательный автомобиль в климатическом исполнении ХЛ (ПСА-С). «Гюрза» состоит из базового шасси, пожарной надстройки и водяной многофункциональной установки для резки конструкций, и подачи тонкораспыленной струи воды. Комплекс предназначен для работы в трех режимах: резки, пожаротушения водой и пожаротушения водой с добавкой пенообразователя, а ХЛ (ПСА-С) оснащен установкой подогрева воды, обеспечивающей работоспособность рукавных линий в условиях низких температур, обогревом воды в цистерне и удалением остатков воды из рукавной линии[5]. Наличие таких подразделений и специальной техники на территории учреждения могло бы сократить число пострадавших, так как время предоставления помощи сократилось бы к минимуму.
Руководитель образовательной организации несет персональную ответственность за обеспечение безопасности детей, педагогического и административного состава.
В статью 20.4 КоАП РФ «Нарушения требований пожарной безопасности» введена новая часть 2.1 «Приостановление деятельности за повторное нарушение (более 1 раза в год)».
Применима к объектам, у которых есть проблемы с:
- источник противопожарного водоснабжения;
- электроустановки, электрооборудование;
- автоматические или автономные установки пожаротушения;
- система пожарной сигнализации;
- технические средства оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- система противодымной защиты;
- эвакуационные пути и эвакуационные выходы.
Абзац второй части 6 …«влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от девяноста тысяч до ста десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.».
Абзац второй части 6.1 …«влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».[6]
Однако при рассмотрении административных дел с юридическими лицами бюджетных образовательных организаций, возникает вопрос эффективности правоприменения, в части оплаты и зачисления штрафа, из бюджета в бюджет.
Мы видим определенное развитие систем обеспечения безопасности объектов образования для защиты жизни и здоровья детей, вместе с тем, необходимо их эффективное совершенствование и применение, а также повышение профессиональной подготовки должностных лиц преподавательского состава и качественное проведение тренировок по эвакуации в случае пожара и иных чрезвычайных ситуаций. Крайне важно взаимодействие органов управления образованием с территориальными органами МЧС России, МВД России, ветеранскими организациями системы общественной безопасности, общественными объединениями (включая волонтеров), религиозными конфессиями и др. Вышеперечисленные мероприятия определенным образом смогут повлиять на минимизацию риска гибели и травмирования детей, материальных потерь при чрезвычайных обстоятельствах в образовательной среде и устойчивое развитие социально-экономической системы в целом.
[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
[2] Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
[3] Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2021 г. № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»
[4] Свод правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»
[6] Федеральный закон от 28 мая 2022 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
… Дети, как ростки, нуждаются в безопасности.
Сидоркин В.
1. Кравченко А.В., С.В. Петров, Симонов Н.Е., Сидоркин В.А. Уроки Кузбасса: чему научила нас трагедия в ТРК "Зимняя вишня"? // ОБЖ: Основы безопасности жизни. 2021. № 3. С. 7-14.
2. Сидоркин В.А. и др. Волонтерская деятельность как средство привития навыков пожарной безопасности детям дошкольного возраста. //Прикладная психология и педагогика. Вып. № 2 2020. - С. - 97-118.
3. Сидоркин В.А. и др. Социально-педагогические аспекты волонтерской деятельности курсантов, студентов и ветеранов Академии ГПС МЧС России.// Материалы 6-го межвузовского студенческого форума: «Волонтёрство - ресурсы обучения и воспитания». М: Академия ГПС МЧС России, 2021. - С. 11-14.
4. Тезисы доклада заместителя Министра МЧС России - главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору И.И. Кобзева «О принятии дополнительных мер по снижению гибели несовершеннолетних на пожарах и водных объектах», 2019.
5. Чистяков А.А. и др. Особенности и направления совершенствования противопожарной работы с маломобильными группами населения. //Вестник Санкт-Петербургского Университета ГПС МЧС России. Вып. № 3. 2020. - С. 23-29.