аспирант
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
На сегодняшний день множеством исследователей отмечается тенденция цифровизации, которая представляет внедрение инновационных технологий во все сферы общественной жизнедеятельности, при этом, правоохранительная деятельность не является исключением. Абсолютным новшеством текущего времени стала необходимость взаимодействия инспектора ПДН с цифровым пространством, что обосновано в первую очередь увеличением активности несовершеннолетних в информационном пространстве. В современных реалиях, инспектор ПДН должен быть компетентен в вопросах цифрового пространства, более того, цифровая компетенция сотрудника может способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности в целом. В статье обоснована значимость формирования цифровой компетенции у инспектора ПДН, как одного из компонентов профессиональной подготовки. Предмет исследования – цифровая компетенция как неотъемлемый элемент профессиональной деятельности инспектора ПДН. Цель исследования состоит в обосновании значимости цифровой компетенции инспектора ПДН, определении составляющих цифровой компетенции, а также выявлении основных компонентов формирования цифровой компетенции. По итогу проведенного исследования выявлено, что формирование цифровой компетенции ещё на этапе профессиональной подготовки инспектора ПДН, позволяет специалисту рационально взаимодействовать с инновационными продуктами и применять цифровые технологии в процессе реализации должностных обязанностей, таким образом, повышается эффективность и результативность профессиональной деятельности в целом.
цифровая компетенция, профессиональная подготовка, профилактика правонарушения, должностные обязанности инспектора ПДН, инновационные технологии, цифровое развитие
Рассматривая вопрос профессиональной подготовки инспектора по делам несовершеннолетних (далее-инспектор ПДН), необходимо выделить основные должностные обязанности, которые выполняет данный сотрудник – мониторинг и ведение учёта несовершеннолетних на закрепленном (обслуживающем) участке, организация и проведение профилактических мероприятий с неблагополучными семьями, проведение профилактических лекций, оформление проблемных подростков в воспитательные учреждения [5]. Инспектор ПДН, так же имеет право вызывать несовершеннолетних совместно с их законными представителями для проведения профилактических бесед, доставлять несовершеннолетних в территориальный отдел не более чем 3 часа, посещение образовательных организаций с целью осуществления профилактики и информирования.
Среди источников правового регулирования деятельности инспектора ПДН является ФЗ №3 «О полиции»[1], приказ МВД России от №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов Российской Федерации»[2], уголовный и уголовно-процессуальный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушениях и другие нормативно-правовые акты. Важно отметить, что инспектор ПДН должен обладать не только рядом профессиональных качеств, но и личных, ведь каждый случай в профессиональной деятельности инспектора является индивидуальным, при этом, сотруднику важно осознавать мотивы несовершеннолетних и прогнозировать дальнейшее развитие событий, рационально избирать методы взаимодействия с несовершеннолетних лицами. Профессиональная подготовка инспектора ПДН предполагает не только передачу необходимых знаний, но и формирование умений и навыков работы с несовершеннолетними лицами и их законными представителями.
Неоспоримым фактом является то, что большинство инспекторов ПДН испытывают трудности при организации профилактических мероприятий с применением цифровых технологий, поиске и отборе информации при помощи инноваций, а также при организации и поддержании коммуникации посредством цифровых инструментов [7]. Недостаточная цифровая компетенция специалистов (инспекторов ПДН) отражается на снижении эффективности всей профессиональной деятельности в целом. Для решения данной проблемы представляется рациональным ещё во время профессиональной подготовки инспектора ПДН, а именно в образовательном процессе формировать у сотрудников цифровую компетенцию, которая включала бы в себя не только теоретическую подготовку, но и практическую (умений и навыков взаимодействия с виртуальной средой).
Необходимо акцентировать внимание также на том, что цифровая компетенция инспектора ПДН включает в себя не только знания касательно способов взаимодействия с цифровыми технологиями; о высоком уровне цифровой компетенции инспектора ПДН свидетельствует также наличие таких умений и навыков, как:
- подготовка профилактического контента (умение разрабатывать презентации, графики, документы при помощи цифровых технологий);
-придание наглядности профилактическим материалам и мероприятиям при помощи инновационных технологий;
-умение находить необходимую интересующую информацию на платформах виртуальной сети (проведение контент-анализа);
-организовывать и вести коммуникацию при помощи цифровых средств (с несовершеннолетними и их законными представителям, а так же со всеми субъектами организующие профилактическую деятельность);
-умение осуществить рассылку профилактических материалов, мониторинг социальных сетей.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что формирование цифровой компетенции инспектора ПДН необходимо не только для повышения уровня профилактической работы с несовершеннолетними и их законными представителями, но так же для оптимального и эффективного выполнения служебной деятельности инспектора ПДН, в общем. Стоит отметить, что на сегодняшний день существует множество цифровых технологий, цифровых инструментов, которые могут быть использованы в деятельности инспектора ПДН.
Рассматривая актуальные стратегии формирования цифровой компетенции [9], необходимо отметить, что данный процесс осуществляется поэтапно, где на начальном этапе формируется система цифровых знаний, которые в последующем применяются на практике и образуют соответствующие умения и навыки взаимодействия инспектора ПДН с цифровыми инновациями. Использование цифровых продуктов и умение взаимодействовать с ними, предоставляет множество преимуществ, среди которых можно выделить: автоматизацию процессов, сокращение времени на поиск информации, возможность централизованного хранения информации, возможность преподнести информацию наглядным и доступным образом и т.д.
С.С. Дубов выделяет пять уровней освоения цифровой компетенции – начальный, базовый, продвинутый, профессиональный и экспертный [6], при этом каждый уровень является развитием предыдущего и предполагает освоение новых навыков и методов решения различных задач при помощи цифровых технологий.
На текущий момент система образования внедряет цифровые технологии в профессиональную подготовку будущих специалистов, это регламентировано рамками государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 г. Правительством РФ, проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ» [3], так же осуществляется реализация национального проекта «Цифровая экономика»[4], который определяет необходимость изменений компетенций государственных служащих.
Также стоит отметить ФГОС 3+++, по направлению подготовки 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения», в котором перечислен перечень компетенций (УК - универсальные компетенции и ОК-общепрофессиональные компетенции), необходимый для овладения будущим специалистом. Отметим что, одной из универсальных компетенций, является, способность будущего специалиста применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия. К структурным элементам, данной компетенции относятся:
-область коммуникации (взаимодействие инспектора ПДН со всеми объектами и субъектами, при помощи цифровых технологий);
-информационная область (поиск, выбор и оценочные действия);
-техническая область (владение необходимой техникой, безопасность в техническом плане);
-потребительская область (использование цифровых инструментов, сервисов применительно профессиональной деятельности инспектора ПДН).
Любой структурный элемент, который актуален для цифровой сферы, включает в себя ряд аспектов, которые относятся к сфере ответственности и мотивации. Мотивация подразумевает появление осмысленного желания повысить свой уровень цифровой компетентности как базу для активности в цифровом пространстве, которая необходима человеку для достижения профессионального успеха. Цифровая компетентность подразумевает постоянное получение новых компетенций (мотивация, знания, ответственность, умения, навыки), умение критично, уверенно, безопасно и эффективно определять, и использовать коммуникационные и информационные технологии во всех сферах своей деятельности без исключения. Под цифровой компетентностью понимается не только наличие каких-либо умений и знаний, но и желание получать максимальный эффект от своей деятельности.
Нами был проведен опрос действующих инспекторов ПДН с целью определения уровня их взаимодействия с цифровыми технологиями. Для того, что бы реально оценить текущее положение в сфере взаимодействия с цифровыми технологиями, представим результаты данного опроса (рис. 1).
Рисунок 1. Результаты опроса Инспекторов ПДН
На основании представленных результатов проведенного опроса можно сделать вывод, что большая доля респондентов, на сегодняшний день производными и базовыми цифровыми навыками (69,6%) и лишь 8,7% опрошенных обладают специальными цифровыми навыками; кроме того среди наиболее распространённых цифровых компетенций, которыми обладают респонденты, можно выделить – использование программного обеспечения, ИКТ-грамотность и цифровая связь. Такие цифровые компетенции, как разработка цифрового контента, управление данными, оценка и мониторинг данных, коммуникация с использованием цифровых технологий, остаются проблемными аспектами большинства специалистов, что только подтверждает необходимость формирования цифровой компетенции ещё на этапе профессиональной подготовки.
Кроме того, для формирования цифровой компетенции инспектора ПДН, мы рекомендуем:
-в процессе профессиональной подготовки будущего инспектора ПДН формировать цифровую компетенцию, а так же осуществлять разъяснение положений действующих нормативно-правовых актов в области информационной безопасности несовершеннолетних.
- наделить инспектора ПДН правом изучения и использования любой информации, размещённой в виртуальном пространстве, которая необходима для организации работы по профилактике, предупреждению и минимизации преступлений и правонарушений несовершеннолетних;
-предоставление перечня цифровых технологий, а так же цифрового инструментария, для возможного использования в профессиональной деятельности инспектором ПДН;
-для действующих сотрудников ПДН, целесообразно и рационально организовать курсы по повышению квалификации, по вопросам применения цифровых инноваций в профессиональной деятельности.
Таким образом, можно утверждать, что профессиональная подготовка инспектора ПДН должна включать в себя формирование цифровой компетенции, о высоком уровне которой свидетельствует наличие у сотрудников таких навыков, как умение применять инновационные продукты в профессиональной деятельности, способность ориентироваться в цифровом пространстве, осознание значимости умений использования цифровых инноваций. В целом, цифровую компетенцию инспектора ПДН можно разделить на четыре основные составляющие:
– медиаграмотность (умение воспринимать цифровую информацию),
– информационная грамотность (умение применить инновационные инструменты в профессиональной деятельности);
– коммуникативная грамотность (умение организовать и реализовать коммуникацию при помощи цифровых технологий), а так же отношение к инновациям (понимание роли и значимости цифровых технологий).
Все вышеизложенное подтверждает факт того, что цифровая компетенция является на сегодняшний день необходимым компонентом профессиональной деятельности инспектора ПДН. Основными элементами цифровой компетенции являются использование программного обеспечения, ИКТ-грамотность, цифровая связь, разработка цифрового контента, управление данными, оценка и мониторинг данных, коммуникация с использованием цифровых технологий. Статистические данные, полученные в результате анкетирования и опросов различных аналитических компаний свидетельствуют о том, что уровень цифровой компетенции специалистов различных сфер деятельности является на текущий момент недостаточным, собственно данный фактор только подчеркивает необходимость формирования цифровой компетенции ещё на этапе профессиональной подготовки.
1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (с изменениями и дополнениями)//СПС Консультант Плюс
2. Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 (ред. от 31.12.2018) "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 N 31238)//СПС КонсультантПлюс
3. Портал «Современная цифровая образовательная среда в РФ» http://neorusedu.ru.
4. Паспорт национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 15.06.2022).
5. Гайсина С. В. Цифровая грамотность и цифровая образовательная среда школы [Электронный ресурс]. - URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/02/ФСП_цифровая-грамотность_МР_Гайсина-С.pdf (дата обращения: 14.06.2022).
6. Дубов, С.С. Информационная безопасность ребенка в цифровом пространстве Российской Федерации / С.С. Дубов, В.В. Линьков, М.А. Карбаинова // Российский технологический журнал. - 2019. - N 7. - С. 21-30.
7. Попов Е. С., Дидковская Я. В. Цифровые компетенции специалистов поколения Y и Z в условиях цифровизации экономики // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы VI Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 апреля 2020 г.) : в двух томах. - Издательство Уральского университета: Екатеринбург , 2020. - Т. 1. - С. 58-64.
8. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Модели цифровой компетентности и деятельность российских подростков онлайн // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 2 (22). - С. 50-60.
9. Официальный сайт Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО: [сайт] URL: https://www.rusnano.com/infrastructure
10. EROFEEVA, M. A.; BELINSKAYA, D. B.; KIDINOV, A. V.; BUROVKINA, L. A.; PAKHOMOV, R. V. .; MEDZHIDOVA, K. O.; TENYUCKOVA, G. G. Subcultura e educação de jovens. Revista on line de Política e Gestão Educacional, Araraquara, v. 25, n. esp.6, 2021. DOI:https://doi.org/10.22633/rpge.v25iesp.6.16133 . Disponível em: https://periodicos.fclar.unesp.br/rpge/article/view/16133. Acesso em: 27 jan. 2022 https://doi.org/10.22633/rpge.v25iesp.6.16133