Направления цифровой трансформации научной и образовательной деятельности
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены актуальные направления цифровой трансформации научной и образовательной деятельности. В 2021 году Министерством науки и высшего образования была разработана Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, которая направлена на достижение цифровой зрелости как основы стратегического развития и цифровой трансформации научных учреждений и образовательных организаций высшего образования. Представлены пять основных направлений цифровой трансформации науки и высшего образования: архитектура цифровой трансформации; развитие цифровых сервисов; управление данными; модернизация инфраструктуры; управление кадровым потенциалом. Дополнительно выделены еще семь подпроектов: датахаб; система управления данными сферы науки и высшего образования; архитектура цифровой трансформации; цифровой университет; единая сервисная платформа науки; маркетплейс программного обеспечения и оборудования; цифровое образование; сервис хаб. В Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования отражена направленность на цифровое взаимодействие информационных систем, их взаимосвязанность, соподчиненность и единство работы применительно к научным и образовательным организациям высшего образования. Одним из векторов цифровой трансформации в настоящее время является определенное смещение ее фокуса, который заключается не только в цифровизации различных процессов и видов профессиональной деятельности, а еще в изменении и преобразовании систем цифрового взаимодействия. Ключевые аспекты цифровой трансформации науки и образования – это новые, по своему содержанию, направления и модели деятельности, в основе которых реализуется синтез постоянно обновляющихся цифровых решений и сервисов, возможности непрерывного профессионального образования и развития для специалистов, наличие условий для организации цифровых изменений, сопровождение и координация эффективной коммуникации между участниками проектов цифровой трансформации в рамках профессионального взаимодействия.

Ключевые слова:
цифровая трансформация, научная деятельность, образовательная деятельность, цифровые компетенции, информационные технологии, сфера науки и высшего образования, Стратегия цифровой трансформации науки и высшего образования
Текст

Современное общество развивается достаточно динамично и за последнее время оно претерпевает не столько количественные, сколько качественные изменения, касающиеся его различных сторон и выражаются они в цифровизации различных областей и видов деятельности. К сегодняшнему обществу применимы такие определения, как информационное общество, общество постиндустриального развития, цифровое общество, цифровой мир, которые отражают приоритет развития информационных (цифровых) технологий, их внедрение в общественную жизнь и влияние на успешную социализацию человека в целом [12].

В течение последних десятилетий применение информационных технологий играет все более значимую роль в различных видах профессиональной деятельности для достижения целей, связанных с эффективностью и производительностью труда. Если в XX веке научно-технический прогресс изменил в целом формат общественного производства, содержание различных видов труда и был связан с повсеместным развитием персональных компьютеров, робототехники, разработкой информационных систем и их внедрением в деятельность различных организаций, то в настоящее время говорят о следующем этапе развития общества и социального прогресса – четвертой индустриальной революции, которая основана на комплексном взаимодействии и взаимопроникновении существующих производительных сил, промышленного производства и глобальным распространением цифровых технологий [18].

Произошедшие качественные изменения в рамках четвертой промышленной революции, повсеместное использование информационных технологий, цифровые трансформации в различных сферах деятельности в настоящее время становятся основным вектором развития общества. Более того, значимость подобных цифровых трансформационных процессов в обществе, которым подвержена, безусловно, и сфера научно-исследовательской деятельности, достаточно четко осознается государством, что является основой для разработки различных нормативно-правовых документов, связанных со стратегическими направлениями деятельности в области цифровой трансформации (внедрение технологий искусственного интеллекта, больших данных, интернета вещей), разработкой мер по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в организациях и т.п. [10]. В данном ракурсе цифровая трансформация связана как с качественным обновлением и развитием информационных технологий, определением новых направлений деятельности в современной экономике, так и изменением содержания выполнения различных видов труда в обществе, а это, в свою очередь, определяет уже новые знания, умения, навыки, которыми должны владеть конкурентноспособные специалисты: владение цифровыми компетенциями, цифровой грамотностью, умение работать с современными программными средствами, наличие в целом достаточно высокого уровня цифровой профессиональной культуры.

Вполне закономерно, что такие понятия, как «цифровая трансформация», «цифровая экономика», «цифровые технологии», «цифровизация науки и образования», «цифровое государственное управление», «цифровая зрелость» становятся частью социально-экономической жизни граждан и организаций. Само развитие, внедрение и распространение информационных технологий различного порядка связано с огромными потоками информации, представленных в цифровом формате и здесь, конечно, возрастает роль науки как связующего звена [1, 6].

Как известно, обеспечение национальных интересов основывается на обеспечении не только таких стратегических национальных приоритетов, как оборона страны, повышение качества жизни граждан, экономический подъем и рост – значимыми и ключевыми приоритетами являются наука, технологии и образование и это является основанием для развития и реализации научно-исследовательских проектов, направленных на цифровую трансформацию и качественное изменение существующей цифровой экономики [3]. Можно выделить следующие программы и стратегические проекты:

Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

Паспорт национального проекта «Наука»;

Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 377
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» и др.

Данные программы устанавливают на ближайшие годы для сферы научных исследований приоритетные цели и задачи, большое внимание уделяется развитию национального интеллектуального капитала и повышению результативности деятельности научных кадров, а также развитию инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Особый интерес представляют мероприятия государственной политики в сфере цифровой трансформации науки. Так, в 2021 году Министерством науки и высшего образования была разработана Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (далее – Стратегия). Согласно данной Стратегии, в России должен появиться целый ряд собственных цифровых систем для научно-исследовательских институтов и образовательных организаций высшего образования [16].

Стратегия для науки и высшего образования – это только одна из стратегий цифровой трансформации в Российской Федерации. Другие государственные нормативно-правовые документы определяют стратегические направления развития по использованию информационных (цифровых) технологий в таких сферах, как государственное и муниципальное управление, здравоохранение, финансово-экономический сектор, транспортное обеспечение и логистика, социальное обслуживание различных категорий граждан, промышленный сектор, топливно-энергетический комплекс и др.

Разработанная Стратегия нацелена на достижение цифровой зрелости как основы стратегического развития и цифровой трансформации научных организаций и образовательных организаций высшего образования. При разработке Стратегии специально отобранными экспертами был проведен подробный анализ существующей цифровой трансформации научно-исследовательской и образовательной деятельности мировых практик стран, в которых представлены наиболее развитые образовательные системы в сфере информационных технологий (цифровых сервисов). Результатом проведенной работы явились проекты, которые направлены на цифровизацию научно-исследовательской и образовательной деятельности, модернизацию и развитие научно-образовательных программ, основными задачами которых являются: создание определенных условий для развития инициатив по цифровой трансформации науки и высшего образования с опорой на сложившийся мировой и российский опыт, развитие цифровых сервисов научно-исследовательской и образовательной деятельности, а в целом – формирование комплексной единой политики управления данными в научной и образовательной деятельности с позиций так называемых целевых архитектур [4, 5].

На сегодняшний день важна реальная оценка достигнутого уровня цифровой зрелости научно-исследовательских институтов и образовательных организаций высшего образования и на этой основе разработка рекомендаций и направлений по достижению ее необходимого уровня для обеспечения полного преобразования управленческих процессов с помощью использования цифровых технологий и сервисов, автоматизации процедур, применения современных технологий цифровой трансформации (цифровые платформы, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект и др.) [17].

В Стратегии указан период проведения мероприятий до 2030 года. Представлены пять основных направлений цифровой трансформации науки и высшего образования, отметим их.

I. Архитектура цифровой трансформации.

Информационные системы, обеспечивающие научно-образовательную деятельность научных организаций и российских университетов, разрабатывались в разное время различными компаниями и, как правило, недостаточно связаны между собой в плане единства и интеграции. Необходим единый подход к пониманию цифровой трансформации научно-исследовательской и образовательной деятельности для достижения стратегических задач реализации цифровизации [11].

II. Развитие цифровых сервисов.

Рынок цифровых сервисов растет, но научные организации и образовательные организации высшего образования часто внедряют цифровые технологии формально, кроме того, сохраняется проблема неравномерного доступа к цифровых технологиям. Предполагается развитие интегрированного пространства, улучшение существующих цифровых сервисов, реализация единого платформенного подхода с возможностью оптимизации и автоматизации процессов деятельности научных и образовательных организаций [7].

III. Управление данными.

Качество и безопасность данных, используемых в научно-исследовательской и образовательной деятельности, определяется грамотным управлением и контролем. Актуален вопрос о разработке информационной системы и планомерном переходе к управлению и принятию управленческих решений на базе предикативной аналитики (извлечение информации из данных для возможностей прогнозирования тенденций и моделей поведения).

IV. Модернизация инфраструктуры.

Традиционная проблема для науки и высшего образования. Необходимы мероприятия по усовершенствованию, своевременной замене, обновлению существующего оборудования, направленные на повышение работоспособности техники, повышение производительности научной и образовательной организации в целом – обязательный технологический путь, заключающийся в совершенствовании и прогрессе самих средств труда [19].

VУправление кадровым потенциалом.

В настоящее время информационные (цифровые) технологии используются как средства коммуникации между людьми и как педагогические средства учебного взаимодействия, при этом важно понимать, что стремительные и разноплановые темпы цифровизации, как правило, идут впереди по сравнению с имеющимися умениями, навыками, компетенциями у специалистов по освоению информационных технологий в той или иной области. Соответственно, актуальным становится решение вопросов, связанных с формированием цифровой культуры как у обучающихся, так и у уже работающих специалистов, необходимой для выполнения успешной профессиональной деятельности в цифровом обществе. Важное внимание следует уделять вопросам формирования цифровых компетенций у всех сотрудников научных и образовательных организаций высшего образования для обеспечения повышения успешности профессиональной деятельности и конкурентноспособности специалистов в рамках складывающейся цифровой экономики [2].

Рассмотрим далее отдельные подпроекты Стратегии, среди которых: Датахаб: Система управления данными сферы науки и высшего образования; Архитектура цифровой трансформации; Цифровой университет; Единая сервисная платформа науки; Маркетплейс программного обеспечения и оборудования; Цифровое образование; Сервис хаб. Данные проекты должны обеспечить развитие научных и образовательных организаций в условиях цифровой трансформации для достижения цифровой зрелости по вышерассмотренным пяти направлениям деятельности. Первые прототипы сервисов по каждому из подпроектов должны быть разработаны и внедрены в опытную эксплуатацию к 2024 году.

1. Датахаб.

Планируется интегрированная система управления различными данными в научных и образовательных организациях, которая представляет собой соподчиненные процессы, цифровые сервисы, инфраструктуру, направленных на обработку, повышение качества имеющихся данных, систематизацию управления. Реализация данной системы должна оптимизировать взаимодействие по обмену информацией между научными и образовательными организациями, а также обеспечить в дальнейшем доступ к данным и внешним пользователям по определенному регламенту. С позиций взаимодействия и открытости информации предполагается фактически прямой доступ бизнеса и коммерческих организаций к результатам научных исследований.

2. Архитектура цифровой трансформации.

В рамках данного проекта должна быть разработана специальная BI-система (Business Intelligence) – набор инструментов и технологий для сбора и аналитико-статистической обработки различных данных научных и образовательных организаций в ходе реализации глобальной цифровой трансформации науки и высшего образования. Система предполагает проведение мониторинга оценки цифровой зрелости организации по методике, предусмотренной паспортом цифровой зрелости организаций и их публичное представление на сайтах.

3. Цифровой университет.

Достаточно комплексный и масштабный проект, предполагающий охват цифровыми сервисами фактически всех процессов в научных и образовательных организациях: от составления расписания и реализации дистанционного обучения на цифровых платформах до мониторинга качества научно-педагогической деятельности и финансово-экономической работы. Согласно Стратегии, к 2024 году не менее 50% подведомственных Минобрнауки образовательных организаций высшего образования уже должны не только провести оценку собственной цифровой зрелости, но и разработать и внедрить модель цифрового университета с учетом реализации подхода по индивидуализации образовательных траекторий (обеспечение условий эффективного освоения обучающимися необходимого и достаточного уровня общепрофессиональных, профессиональных, цифровых компетенций).

4. Единая сервисная платформа науки.

Предполагается созданий единой цифровой платформы для научного взаимодействия между научно-педагогическими работниками для возможности проведения совместных исследований, доступа к различным информационным базам данных, электронным цифровым ресурсам, фондам грантов на проведение научных исследований, формирования электронного портфолио ученых и т.п. Реализация данного проекта связана с необходимостью формирования адресных механизмов поддержки научной деятельности, развития репутационных механизмов регулирования в науке, формирование национальной цифровой платформы для обеспечения информационной поддержки исследователей [9].

Это достаточно сложный, масштабный и финансово затратный проект и он имеет важную информационно-прикладную значимость для научно-исследовательской деятельности. Как известно, с 2013 по 2017 год был реализован проект «Карта российской науки» – специальная информационная система, которая была создана для автоматического обновления информации об ученых-исследователях, научных коллективах, российских научных и образовательных организациях, осуществления сопоставительного сравнительного анализа показателей эффективности научно-исследовательской деятельности и сбора аналитических материалов о состоянии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в стране. Но, как показала практика, в результате проведения оценки деятельности информационной системы «Карта российской науки» было установлено неудовлетворительное качество работы данной системы и ее отдельных сервисов за четыре года опытной эксплуатации.

5. Маркетплейс программного обеспечения и оборудования.

Для постепенного обновления инфраструктуры научных и образовательных организаций предполагается создание информационной системы, которая сможет обеспечить взаимодействие с поставщиками оборудования и специализированного программного обеспечения отечественной разработки. Использование отечественного программного обеспечения позволяет исключить влияние иностранных компаний на создание, развитие, модернизацию продукта и на его доработку под конкретные запросы. Это становится возможным благодаря 100% локализованной поддержке программного обеспечения. Кроме того, так как не все иностранные производители имеют представительство на территории РФ, большим преимуществом отечественного программного обеспечения является полная русскоязычная поддержка [20]. Предполагается, что уже к 2024 году более половины закупок оборудования и программного обеспечения будет проводиться в специальной онлайн-информационной системе.

6. Цифровое образование.

В рамках данного проекта предполагается формирование и развитие цифровых компетенций как у обучающихся, так и у научно-педагогических работников. Низкий уровень цифровых компетенций является одним из факторов, сдерживающих развитие цифровой трансформации научно-исследовательской и образовательной деятельности. Цифровая трансформация образования непосредственно связана с качеством профессиональной подготовки как педагогов, так и обучающихся на различных уровнях высшего образования и определяется расширением способов работы с информацией и технологиями по ее усвоению. Происходит взаимопроникновение традиционной, академической модели образования и комплекса информационных (цифровых) образовательных ресурсов [18]. Образование сегодня основывается на возможности доступа к интернету с различных устройств, использованием большего числа персональных компьютеров в компьютерных классах и различных практикоориентированных программных продуктов при проведении занятий, возможностью реализовывать цели образования с опорой на электронное обучение (дистанционное обучение, с помощью облачных технологий, в электронной информационной среде образовательной организации и др.), доступом к электронным библиотекам и т.п. [8].

Для реализации данного проекта планируется формирование и обучение команд специалистов по цифровой трансформации в образовательных организациях высшего образования. В настоящее время разрабатываются программы для обучения, вводятся должности, связанные с управлением по цифровой трансформации и т.п. Важно учитывать, что при формировании и обучении команд возникает необходимость координации и выстраивания эффективной коммуникации между участниками проектов цифровой трансформации и учитывания уже сложившегося профессионального опыта; сформированных знаний, умений, навыков, компетенций; профессионально-личностных качеств обучающихся специалистов [14].

До 2030 года все работники научных и образовательных организаций должны пройти дополнительное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации по формированию и развитию цифровых компетенций и по работе в командах цифровой трансформации.

7. Сервис хаб.

Здесь предполагается регламентирование бизнес-процессов между образовательными организациями высшего образования и Министерством науки и высшего образования с помощью еще одной информационной системы, которая должна быть реализована через Интернет, представлена на сайте или в мобильных приложениях для формирования обратной связи, получения определенных услуг по запросу и т.п.

Как видно, в Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования отражена направленность на цифровое взаимодействие информационных систем, их взаимосвязанность, соподчиненность и единство работы применительно к научным и образовательным организациям высшего образования [15].

Сегодня, в условиях динамичной интенсификации научно-технического прогресса, значимыми аспектами является исследование вопросов, связанных с цифровой трансформацией. Одним из векторов цифровой трансформации в настоящее время является определенное смещение ее фокуса, который заключается не только в цифровизации различных процессов и видов профессиональной деятельности, а еще в изменении и преобразовании систем цифрового взаимодействия [13]. В сфере науки и высшего образования сегодня происходят качественные изменения, связанные с развитием и внедрением информационных технологий. Направления цифровой трансформации научной и образовательной деятельности должны быть реализованы скоординированным образом с учетом решения таких основных задач, как разработка цифровых сервисов, адаптация технологического обеспечения под задачи участников науки и образования.

Ключевые аспекты цифровой трансформации науки и образования – это новые, по своему содержанию, направления и модели деятельности, в основе которых реализуется синтез постоянно обновляющихся цифровых решений и сервисов, возможности непрерывного профессионального образования и развития для специалистов, наличие условий для организации цифровых изменений, сопровождение и координация эффективной коммуникации между участниками проектов цифровой трансформации в рамках профессионального взаимодействия.

Список литературы

1. Ахметшин Э.М., Васильев В.Л., Исламутдинова Д.Ф. Цифровая трансформация экономики и университетов: методологические особенности и прикладные задачи // Казанский экономический вестник. 2020. № 5 (49). С. 68-78.

2. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование - наука - производство» // Вопросы инновационной экономики. 2019. Том 9. № 4. С. 1573-1584.

3. Головина А.Н., Левченко Р.Ю., Юрченко К.П. Новые контуры научно-технической кооперации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Том 11. № 2-1. С. 226-237.

4. Гусев А.Б., Юревич М.А. Проблемы «цифровых» целей государственной научно-технической политики в регионах // Общество и экономика. 2019. № 1. С. 33-51.

5. Добролюбова Е.И. Оценка цифровой зрелости государственного управления // Информационное общество. 2021. № 2. С. 37-52.

6. Дюдюн Т.А., Трефилова С.В. Информационные и коммуникационные технологии, науки и инновации в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы развития // Проблемы науки. 2020. № 9 (57). С. 46-53.

7. Ерохин М.Н., Ценч Ю.С. Формирование интеграционного цифрового научно-образовательного пространства при сетевом взаимодействии инженерных вузов и научных центров // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2018. № 3 (47). С. 27-30.

8. Зыбин Д.Г., Бокадаров С.А. Актуальные вопросы профессиональной подготовки инженерно-технических кадров в Воронежском институте ФСИН России / Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 30-31 мая 2019 года. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2019. С. 80-82.

9. Зыбин Д.Г., Николаев А.А., Горященко И.С., Истомина И.А. Перспективы создания единой системы авторизации, идентификации и аутентификации уголовно-исполнительной системы // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2022. № 3. С. 60-68.

10. Ильина И.Е., Клыпин А.В. Научно-технологическое развитие Российской Федерации: текущее состояние и перспективы // Управление наукой и наукометрия. 2020. Том 15. № 4. С. 458-485.

11. Канатникова Е.А., Юсипов Е.А. Трансформация научно-коммуникативных связей в контексте построения информационной экономики // Гуманитарный вестник. 2019. № 3 (77). С. 9.

12. Мальцева Т.В. Основные тенденции и подходы современного образования // Прикладная психология и педагогика. 2016. Том 1. № 2. С. 8.

13. Овчинникова Т.И., Булгакова И.Н. Эволюция категории «Методология исследования инновационной деятельности» в цифросетевой экономике // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Том 11. № 3. С 63-77.

14. Попков Д.В., Ведров А.А., Жуков А.О. Цифровая трансформация производственной системы высокотехнологичных оборонных предприятий: проблемы и перспективы: монография. М.: ФГБНУ «Аналитический центр» Минобрнауки России, 2022. 217 с.

15. Семенов Е.В., Соколов Д.В. Методологические проблемы комплексных исследований цифровой трансформации научных коммуникаций // Управление наукой: теория и практика. 2021. Том 3. № 2. С. 75-98.

16. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (утв. Минобрнауки России) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 11.11.2022).

17. Фролова Е.А., Соколова Е.В. Ключевые аспекты цифровизации научно-исследовательской деятельности наукоемких предприятий // Наука и бизнес: пути развития. 2021. № 4 (118). С. 87-93.

18. Царькова Е.Г., Антоновский А.В. Электронное обучение как современный формат образовательной деятельности // Прикладная психология и педагогика. 2022. Том 7. № 1. С. 39-50.

19. Чураков Д.Ю. Современные технологии в научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности / Сборник научных работ сотрудников ФКУ НИИИТ ФСИН России. Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2016. С. 63-70.

20. Шохина А.И., Осминина А.В. Отдельные аспекты использования специализированного программного обеспечения отечественной разработки // Информационные технологии в УИС. 2022. № 3. С. 14-19.

Рецензии
1. Направления цифровой трансформации научной и образовательной деятельности Авторы: Красноштанова Наталья Николаевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?