сотрудник
сотрудник
Казань, Республика Татарстан, Россия
Тренды на цифровизацию и нивелирование углеродного следа предопределяют приоритетные направления развития зернопродуктовых систем. Возрастает роль устойчивого развития таких систем, которое охватывает всю цепочку агропромышленных предприятий, поскольку 25% всего углеродного следа формируется в сельском хозяйстве и смежных с ним отраслях. Энергетический профиль мировой экономики претерпевает фундаментальные структурные изменения под воздействием формирующейся глобальной климатической политики, с одной стороны, и под воздействием массовых технологических инноваций, с другой стороны. В настоящее время не существует единых схем снижения объемов углеродного следа и его влияния на эффективное производство крупных экономических систем в агропромышленном комплексе. Научная новизна исследования будет заключаться в применение дедуктивных, индуктивных и традуктивных умозаключений в исследовании проблем снижения объемов углеродного следа и его влияния на эффективное производство крупных экономических систем на примере зернопродуктового подкомплекса. Оценка влияния углеродного следа на экономическую эффективность хозяйственного механизма зернопродуктового подкомплекса, в т.ч. его инновационной и инвестиционной составляющей - проблема, не имеющая однозначного решения. В современных условиях хозяйствования зернопродуктовые подкомплексы – это сложные социально-экономические системы, имеющие разноплановые иерархически структурированные связи. Анализ влияния распределения углеродного следа в увязке с оцениванием экономической эффективности хозяйственного механизма агропромышленного комплекса, его инновационной и инвестиционной составляющей в условиях цифрового пути развития экономики относится к разряду наиболее актуальных и значимых для народного хозяйства страны. Теоретическая значимость исследования заключается в объединении концепции экологизации экономики (углеродного следа) с концепцией определения экономической эффективности иерархически сложных экономических систем. Практическая научная значимость заключается в разработке методики оценки эффективности деятельности иерархически сложных экономических систем в условиях цифровой трансформации экономики. Научная проблема заключается в выявлении закономерностей распределения углеродного следа во всей цепочке производства, распределения, обмена и потребления зерновых, а также в объективном и системном оценивании экономической эффективности хозяйственного механизма зернопродуктового подкомплекса (в т.ч. инновационной и инвестиционной составляющей), включая в возможность оценки и внеэкономической деятельности (социальной, экологической и т.п.).
выбросы парниковых газов, импортозамещение, зерновое производство, углеродный след, цифровизация, сельское хозяйство.
Введение. Решение проблем снижения объемов углеродного следа и методов его регулирования в крупных экономических системах на примере зернопродуктового подкомплекса представляет актуальную задачу современной экономики [1, 2]. Задачи вкачают в себя следующие блоки: выявление закономерностей оптимизации распределения углеродного следа во всей цепочке производства, распределения, обмена и потребления зерновых на экономическую эффективность хозяйственного механизма зернопродуктового подкомплекса [3]; разработка инструментария по оценке эффективности деятельности зернопродуктовых подкомплексов, их инновационной и инвестиционной составляющей в условиях цифрового пути развития экономики [4]. Наиболее активно ведутся исследования по нивелированию влияния углеродного следа в США и странах западной Европы [5-9]. Но доступность литературы по данной тематике в части исследований углеродного следа и его влияния на экономическую эффективность крупных экономических систем на территории Российской Федерации практически отсутствуют.
Углеродный баланс может быть показателем эффективности сельскохозяйственного производства (чистая первичная производительность характеризуется способностью к фиксации диоксида углерода). До настоящего времени были рассчитаны только выбросы углерода в результате определенных процессов в цепочке производства, распределения, обмена и потребления зерновых культур. Например, Линквистом, Коул и др. оценены выбросы оксида азота из почвы, вызванные удобрениями, и метана с рисовых полей, но не учитывались выбросы углерода в результате производства сельскохозяйственных ресурсов в верхней цепочке производственного цикла или потребления углеродного топлива сельскохозяйственной техникой и при орошении [5]. Некоторые исследования включали частичную оценку углеродных выбросов для первого сектора зернопродуктового подкомплекса, но при этом не содержали оценку всех источников выбросов углерода. Например, Чен и др. включали выбросы углерода при производстве органических и части минеральных удобрений, но они не включали выбросы от производства пестицидов и полимерных материалов [10]. Кроме того, экосистемы сельскохозяйственных угодий способны как выделять, так и поглощать углерод, тем не менее в многочисленных исследованиях рассматривались выбросы, упуская из виду данное обстоятельство. Разработка методики расчета углеродного следа зерновых культур, по регионам и производственных технологий необходимо для содействия скоординированному экономическому и экологическому развитию.
Условия, материалы и методы. Использованы методы системного анализа с применением дедуктивных, индуктивных и традуктивных умозаключений в исследовании проблем снижения объемов углеродного следа и его влияния на эффективное производство крупных экономических систем на примере зернопродуктового подкомплекса.
Результаты и обсуждение. Углеродный след – это выбросы парниковых газов, которые были произведены прямо или косвенно человеком, предприятием или же продуктом [1]. Основная часть углеродного следа возникает благодаря косвенным источника, таким как сжигание топлива для производства или же доставки продуктов к потребителю. Использование продуктов питания, произведенных недалеко от потребителя, помогает снизить углеродный след из-за снижения затрат на транспортировку продукции [11]. В России запустят систему учета выбросов парниковых газов.
Процессы, которые связаны с производством, переработкой и транспортировкой продукции, приводит к выделению парниковых газов, то есть к образованию углеродного следа. В настоящее время при производстве 1 килограмма пищевого продукта, измеряют диоксид углерода в килограммах. Многие винят нефтегазовый сектор в отравлении планеты, данная сфера производит 12% парниковых газов, сельское хозяйство производит около 13%, весь АПК – около ¼. С 2023 года Европейский Союз начнет брать сборы с некоторых импортных товаров в зависимости от того, сколько парниковых газов они выбрасывают. Все эти изменения могут повлиять на глобальный рынок. Производство продуктов питания ежегодно выбрасывает около 18,4% углеродного следа. Если не принять меры, то выбросы парниковых газов в области сельского, лесного и рыбного хозяйства будут только расти, так как за последние 50 лет выбросы почти удвоились. На долю животноводства приходится до 40% сельскохозяйственных парниковых газов. Также еще одним крупным источником выбросов парниковых газов является применение синтетических удобрений при выращивании растений и содержанием большого числа жвачных животных [10, 12-15].
К 2030 году всему миру необходимо уменьшить прямые выбросы в сельском хозяйстве до 1 Гигатонны в год. Необходимо удерживать углерод в почве с помощью усовершенствования земель для пашни и пастбищ, также необходимо возобновлять раннее истощенные земли, уменьшению выбросов в атмосферу также может помочь и снижение пищи из мясных продуктов. Например, вегетарианская диета приводит к достаточно большому снижению углеродного следа. Для того чтобы уменьшать выброс парниковых газов, ученые моделировали введение углеродных сборов, но чем они выше, тем быстрее истощаются технические возможности сектора. Было бы целесообразно сокращение производства и потребление продуктов с высоким углеродным следом. Возможны три пути решения проблемы воздействия на климат: создание кормовых добавок для повышения усваивания пищи у жвачных животных; совершенствование способов ведения сельского хозяйства и животноводства; изменения в процессах производства. Ученые некоммерческой организации GRAIN сделали расчеты и пришли к выводу, что США, Канада, страны ЕС, Бразилия, Аргентина, Австралия и Новая Зеландия лидируют по экспорту мяса и молочных продуктов. На эти страны, в свою очередь, приходит 43% глобальных выбросов парниковых газов в данной сфере.
Правительство РФ утвердило оператора Федеральной системы для анализа производства зерна. Им станет ФГБУ «Центр Агроаналитики». Система слежения будет запущена в 2022 году. Тестовый период пройдет с 1 июля по 1 сентября. Он подразумевает добровольную регистрацию, предоставление сведений и учет зерна. С 1 сентября будущего года регистрация и учет зерна станут обязательными. Тестовый период по учету продукции переработки зерна – риса, муки, круп, крахмала, зерновых продуктов для завтраков – пройдет с 1 января по 1 марта 2023 года. С 1 марта 2023 года учет этих продуктов в Федеральной системе прослеживаемости зерна будет обязательными. В системе будет осуществляться слежение за продукцией на всех этапах: от поля (зерно) до конечного продукта (продукция переработки зерна). При этом в систему не будет вноситься информация о продуктах переработки зерна, предназначенных для поставок в ритейл, и о зерне и продуктах его переработки для госрезерва. «Центр Агроаналитики» как оператора системы будет собирать, хранить, обрабатывать и обобщать информацию, связанную с производством, перевозкой, хранением, обработкой, переработкой, реализацией и утилизацией зерна и продуктов переработки зерна. У центра агроаналитики около 60 филиалов в регионах РФ. Благодаря своей широкой сети учреждение сможет консультировать пользователей системы вне зависимости от их часового пояса [16].
До сих пор полный мониторинг движения и качества зерна нового урожая оперативно не осуществляется. В этой системе будут собираться все данные о валовом сборе. В том числе лабораторные исследования намолоченного зерна и исследования при экспорте-импорте. Система позволит отслеживать перемещение зерна, его балансы, потребительские свойства, вклад каждого региона и потенциальные точки роста. Благодаря данной системе появится возможность мониторинга углеродного следа с помощью предлагаемой методики его оценки при производстве зерна (Рис.1). В числе поставщиков информации в систему – Минсельхоз, Россельхознадзор, ФТС, Росаккредитация, Росстат, региональные органы исполнительной власти и сельхозтоваропроизводители. Ожидается, что после внедрения системы количество проверок резко сократится.
Одним из факторов благополучия будущего внешнеэкономического положения страны, является уменьшение последствий изменения климата. Государства и организации постоянно ищут новые подходы, они стремятся решить климатическую проблему и при этом сохранить экономическую конкурентоспособность [17-20]. Существуют инструменты, которые помогают ограничить и сократить выбросы парниковых газов. Самые известные из них углеродные налоги и системы торговли квотами.
Рис.1. Методика расчёта углеродного следа при производстве зерна
Виды инструментов регулирования выбросов парниковых газов:
1. Административно-технические (прямое ограничение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду):
- техническое регулирование;
- количественное ограничение выбросов;
- нормы расходования ресурсов.
2. Экономические (создание экономических стимулов для производителей):
- углеродные налоги;
- субсидии на сокращение выбросов;
- субсидии на чистую продукцию [21-23].
Для того чтобы уменьшать влияние углеродного следа в сельском хозяйстве, в России продолжает развиваться углеродное регулирование, но при этом углеродное ценообразование не применяется, как это делают другие страны. По Указу Президента Российской Федерации от 04.11.2020 года №666 «О сокращении выбросов парниковых газов» [24] был определен национальный вклад в реализацию Парижского соглашения. Предельный уровень выбросов к 2030 году ограничен уровнем 70% от значения 1990 года. В условиях «климатического пакета» инструментов управления выбросами, разрабатываемого Министерством экономического развития России, предполагается принятие закона о выбросах парниковых газов, стратегии развития с малым углеродным, а также система добровольных климатических проектов. Многие страны в настоящее время применяют углеродное ценообразование. Углеродное ценообразование – это метод, необходимый для предотвращения глобального потепления.
Таблица 1 – Действующие системы углеродного ценообразования в ключевых странах [25]
Страна |
Форма регулирования |
Доля покрытых выбросов от общих в стране |
Доля покрытых выбросов от мировых |
Китай |
Система торговли квотами с 2021 года |
26% |
6,4% |
Европейский Союз |
Система торговли квотами |
45% |
4,1% |
Германия |
Система торговли квотами |
40% |
0,7% |
Франция |
Углеродный налог |
35% |
0,3% |
Япония |
Региональная система торговли квотами, углеродный налог |
СТК Токио 20% СТК Саитама 18% Углеродный налог 68% |
СТК Токио 0,18% СТК Саитама 0,11% Углеродный налог 3,1% |
Канада |
Система торговли квотами, углеродный налог |
СТК 9% Углеродный налог 19% |
СТК 0,1% Углеродный налог 0,3% |
ЮАР |
Углеродный налог |
80% |
0,9% |
Аргентина |
Углеродный налог |
20% |
0,2% |
Чили |
Углеродный налог |
39% |
0,1% |
Мексика |
Углеродный налог |
46% |
0,7% |
В России проводится климатическая политика, ее основой служит «Климатическая доктрина Российской Федерации» от 17.12.2009 год № 861. План этой политики заключается в следующем: совершенствование и разработка политики в области климата; создание долгосрочных мер по помощи экономических субъектов и объектов в адаптации к изменению климата; разработка стратегий и методов по снижению воздействия на климат человеком; развитие сотрудничества с другими странами в сфере воздействия на климат и его изменения; создание мер и контроль за реализацией плана климатической доктрины [26].
В настоящее время государственные органы создают специальные документы и правила по уменьшению углеродного следа и воздействия на климат. В большинстве случаев климатическая политика в нашей стране направлена на адаптацию к изменившемуся климату, восстановление лесов, создание природоохранных зон. В рамках регулирования углеродного следа в нашей стране была принята «Концепция формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов…» [27]. На январь 2021 года продолжается планирование и выработка правил внедрения обязательной углеродной отчетности, создание условий для проведения добровольных инициатив по уменьшению углеродного следа. В России растет интерес к «зеленому» финансированию.
На данный момент в России создан интенсивный сценарий, в котором говорится о выбросах только на 0,6%, а также их снижение на 79% от настоящего уровня к 2050 году. Достижение углеродной нейтральности в Российской Федерации предполагается к 2060 году и раннее. Предлагаются следующие меры снижения выбросов: 1) углеродное ценообразование (система торговых квот, введение нормативов, развитие низкоуглеродных технологий); 2) разработка стратегий и методов в области зеленого финансирования; 3) развитие программы распространения сертификатов происхождения энергии при производстве продукции разного назначения. Также существует инерционный сценарий, в этой программе выбросы, наоборот, растут на 25% к 2050 году при неизменяющейся поглощающей способности лесов.
На данный момент Россия может запустить реализацию следующих мероприятий по нивелированию углеродного следа в зернопродуктовых системах: 1) развитие мер углеродного регулирования, работающих в добровольном режиме; 2) введение симметричных мер для импорта из Европейского Союза (это необходимо для выравнивания условий с ЕС и другими странами); 3) разработать меры поддержки для пострадавших организаций и подотраслей зернопродуктового подкомплекса от введения трансграничного углеродного регулирования; 4) совершенствование уже существующей климатической политики; 5) модернизация защиты лесного фонда; 6) применение новейших цифровых технологий [28]; 7) введение национальной системы отчетности, наблюдение и оценка выбросов парниковых газов в регионах и отраслях экономики, связанных с зернопродуктовыми системами; 8) прогнозирование последствий проводимой климатической политики.
Хоть данные меры и требуют больших вложений со стороны государства, их необходимо принимать, так как это отразится на будущем страны и населения. Государственное регулирование в области углеродного следа необходимо, так как если не уменьшать выбросы в атмосферу, то в будущем это может дать плохие последствия.
Выводы. Угроза изменения климата сама по себе является серьезным риском для компаний и финансового сектора, поскольку количество и частота стихийных бедствий, разрушающих инфраструктуру и местную экономику, значительно увеличились за последние двадцать лет. Однако предлагаемые меры по борьбе с изменением климата часто представляют собой равные угрозы для отраслей и предприятий во всем мире. В этой связи климатические риски уже несколько лет являются одной из ключевых повесток дня как на государственном, так и на бизнес-уровне. Случайность и непоследовательность действий по международному регулированию выбросов углерода, а также новые эпидемиологические факторы вынуждают страны принимать меры на местном уровне для компенсации как углеродного следа, так и последствий мер, принимаемых их экономическими партнерами. Однако европейский трансграничный налог на выбросы углерода, благодаря его единообразию и сильной поддержке, кажется достойным решением для Европейского Союза в области регулирования выбросов углерода и восстановления после глобальной эпидемии. В то же время в российской экономике могут произойти существенные изменения и негативные последствия от введения этих мер.
Таким образом, по всему миру сельское хозяйство в целом и зернопродуктовые системы частности, выбрасывают ощутимое количество парниковых газов, но в то же время страны всего мира стараются уменьшать углеродный след с помощью государственного регулирования, которое включает в себя различные меры. Страны мира используют различные стратегии для уменьшения антропогенного влияния на климат. Такие меры и стратегии должно принимать не одно государство, а все страны мира, так как при работе в этой сфере совместно, можно добиться больших результатов в области изменения климата. Следует сказать, что сокращение выбросов углерода, метана и других газов является ключевой целью компаний, стран по всему миру. Становление на путь экологического улучшения является выгодным как для экономики компании, страны, так и для экологии всей планеты. Зернопродуктовые системы с помощью предложенных методов регулирования по нивелированию углеродного следа смогут добиться успеха привлекая долгосрочные инвестиции и внедряя новейшие достижения науки и техники.
1. Амиров, М. Ф. Интенсивность усвоения углерода полевыми культурами в зависимости от технологии возделывания в условиях Республики Татарстан / М. Ф. Амиров // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2021. - Т. 16. - № 3(63). - С. 14-18. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2021-14-18.
2. Сафин, Р. И. Современное состояние и перспективы развития углеродного земледелия в Республике Татарстан / Р. И. Сафин, А. Р. Валиев, В. А. Колесар // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2021. - Т. 16. - № 3(63). - С. 7-13. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2021-7-13.
3. Столбовой В.С. Регенеративное земледелие и смягчение изменений климата // Достижения науки и техники АПК. 2020. Т. 34. № 7. С. 19-26.
4. Амирова, Э. Ф. Теоретические вопросы сущности и структуры зернопродуктового подкомплекса АПК / Э. Ф. Амирова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2015. - Т. 10. - № 4(38). - С. 5-9.
5. Kosniko S, Aygumov T, Khamkhoeva F and Krasnoselskaya D 2020 Regional specificities of small business development in Russia. Amazonia Investiga. 9(28) 519-527.
6. Линквист Б., Груниген К.Дж., Адвьенто-Борбе М.А., Питтелков С. и Кессель С. Агрономическая оценка парниковых газов выбросы от основных зерновых культур. Шарик. Чан. Биол.18, 194-209 (2012).
7. Khudyakova T, Lyaskovskaya E 2021 Improving the Sustainability of Regional Development in the Context of Waste Management. Sustainability 13 1755 https://doi.org/10.3390/su13041755
8. Kirillova O V, Sadreeva A F, Markova S V and Mukhametshina F A 2020 Current trends in the development of the Russian agrarian economy in ensuring food security. BIO Web of Conferences. International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2020). 00035
9. Izotov A.V., Rostova O. V. (2017). Development of a system of sectoral investment priorities// Proceedings of the 29th International Business Information Management Association Conference 3-4 May 2017 Vienna Austria.2017, pp.1822-1832.
10. Nasybullin R, Akhmadiev F and Bakhareva O 2021 Method for optimizing the number of glass-fiber reinforced plastic rebars in concrete structures. E3S Web of Conferences 274 09001 https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127409001
11. Safiullin N A 2021 Assessment of Digital Maturity of Agricultural Enterprises. BIO Web of Conferences. EDP Sciences Т 37 00160 https://doi.org/10.1051/bioconf/20213700160
12. Ченг К. и др. Углеродный след растениеводства в Китае: анализ данных национальной статистики. J. Agric. Sci. 153, 422-431 (2014).
13. Амирова, Э. Ф. Оптимизация структуры российского зернопродуктового подкомплекса АПК / Э. Ф. Амирова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2007. - Т. 2. - № 1(5). - С. 5-8.
14. Timiryanova V, Grishin K, Krasnoselskaya D 2020 Spatial Patterns of Production-Distribution-Consumption Cycle: The Specifics of Developing Russia. Economies. 8(4):87. https://doi.org/10.3390/economies8040087
15. Fattakhov R V, Nizamutdinov M M and Oreshnikov V V 2019 Analysing and modelling of trends in the development of the territorial settlement system in Russia. Economy of Region 15(2) 436-450
16. Safiullin, N.A.Analysis of agricultural production in actual prices in the Russian Federation / N.A. Kurgan, May 20, 2021. - Kurgan, 2021. S. 168-172.
17. Ченг К. и др. Углеродный след растениеводства в Китае: анализ данных национальной статистики. J. Agric. Sci. 153, 422-431 (2014).
18. ФГБУ «Центр Агроаналитики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://specagro.ru/ (дата обращения 30.12.2021).
19. Амирова Э.Ф. Функционирование зернопродуктового подкомплекса в условиях продовольственного эмбарго // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2018. Т. 13. № 1 (48). С.147-151.
20. Industrial transformation of Kazakhstan in digitalization's era / A. Y. Agumbayeva, E. G. Chmyshenko, N. N. Pulyaev [et al.] // Journal of Advanced Research in Law and Economics. - 2019. - Vol. 10. - No 6(44). - P. 1861-1867.
21. Khudyakova T, Shmidt A and Shmidt S 2020 Sustainable development of smart cities in the context of the implementation of the tire recycling program. Entrepreneurship and Sustainability Issues 8(2): 698-715.
22. Mentsiev, A. U. Digitalization and mechanization in agriculture industry / A. U. Mentsiev, E. F. Amirova, N. V. Afanasev // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies, Volgograd, Krasnoyarsk, 18-20 июня 2020 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. - Volgograd, Krasnoyarsk: Institute of Physics and IOP Publishing Limited, 2020. - P. 32031.
23. Safiullin N.A. Development of Electronic Public Services in Agriculture. BIO Web of Conferences. EDP Sciences. 2021. Т 37. 00159.
24. The Eurasian economic union in the context of digital transformation: Main directions in the development of industrial cooperation / A. P. Garnov, N. A. Prodanova, E. V. Malakhova [et al.] // Webology. - 2020. - Vol. 17. - No 1. - P. 333-340.
25. Оценка продовольственной безопасности России / И. Н. Сафиуллин, Б. Г. Зиганшин [и др.] // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2021. - Т. 16. - № 2(62). - С. 124-132.
26. Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2020 г. № 666 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/45990 (дата обращения 10.01.2022).
27. Международные подходы к углеродному ценообразованию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения 15.01.2022).
28. Распоряжение Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 861-рп «О климатической доктрине Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения 16.01.2022).
29. Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2015 N 716-р (ред. от 30.04.2018) «Об утверждении Концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 17.01.2022).
30. Mentsiev, A. U. IoT and mechanization in agriculture: problems, solutions, and prospects / A. U. Mentsiev, A. U. Mentsiev, E. F. Amirova // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science : III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies, Volgograd, Krasnoyarsk, 18-20 июня 2020 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. - Volgograd, Krasnoyarsk: Institute of Physics and IOP Publishing Limited, 2020. - P. 32035.