Нидерланды
Россия
Россия
Введение. Расширение контактов и взаимодействия с иностранными государствами по вопросам обеспечения безопасности и стабильности повышает требования к профессиональной языковой подготовке военных специалистов, к их способности к профессиональной коммуникации на иностранном языке. Ориентация на международное сотрудничество обязывает военнослужащих постоянно совершенствовать свои знания, самостоятельно осваивать новую информацию, связанную с новыми видами вооружений и военной техники. Предполагается, что языковая подготовка военных специалистов будет эффективной, если она будет ориентирована на профессиональную коммуникацию. Цель исследования – выявить отношение будущих военных специалистов к профессиональной коммуникации в процессе языковой подготовки в военном вузе. Методы и материалы. Методологической ориентацией данного исследования выступает интегрированный подход к обучению иностранным языкам. В ходе исследования был проведен анкетный опрос курсантов 3-4 курсов Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища. Общее число респондентов составляет 64 человека, в возрасте 19-22 лет, юноши. Результаты исследования. На основе интегрированного подхода осуществляется включение военной терминологии в содержание занятий по иностранному языку, подчеркивается необходимость рассмотрения опыта участия российских военнослужащих в боевых операциях, в международных конфликтах и в миротворческих миссиях. Научная новизна. Доказано, что применение педагогических технологий активизации и интенсификации деятельности обучающихся способствует совершенствованию их подготовки к профессиональной коммуникации. Определено, что участие курсантов в проведении проектных технологий, ролевых игр и в анализе конкретных ситуаций, ориентированных на раскрытие их творческого потенциала и развитие стремления к познавательной активности, требует от них большей самостоятельности и самоорганизации. Заключение. В условиях эскалации международных конфликтов всё более актуальными становятся вопросы готовности военных специалистов к профессиональной коммуникации. Результаты исследования могут быть использованы для разработки индивидуальных траекторий обучения военных специалистов.
профессиональная коммуникация, профессиональная языковая подготовка, военные специалисты, межличностная коммуникация, педагогические технологии активной деятельности
1. Абрамова И. Е. Наставничество и командное взаимодействие студентов-нелингвистов в иноязычной профессионально интегрированной среде [Текст] / И. Е Абрамова, Е. П. Шишмолина, О. О. Николаева // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 5 (59). - С. 264-275. DOI:https://doi.org/10.32744/pse.2022.5.16
2. Костикова Л. П. Актуальные вопросы профессиональной языковой подготовки студентов неязыкового вуза: коллективная монография [Текст] / Под ред. Л. П. Костиковой и Л. Ф. Ельцовой. - М.: Перспектива, 2021. - 162 с.
3. Барышников Н. В. Формирование профессиональной коммуникативной межкультурной компетенции: обобщение опыта, поиск методических решений [Текст] / Н. В Барышников., В. Л. Бернштейн // Язык и культура. - 2018. - № 43. - С. 136-147.
4. Безукладников К. Э. Электронное обучение как способ оптимизации образовательного процесса по иностранному языку в военном вузе в контексте цифровой трансформации образования [Текст] / К. Э. Безукладников, О. В. Вахрушева // Язык и культура. - 2022. - № 58. -С. 128-149. DOIhttps://doi.org/10.17223/19996195/58/8
5. Воевода Е. В. Обучение иностранным языкам в контексте межкультурной коммуникации [Текст] / Е. В. Воевода // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 8. - С. 14-17.
6. Гончарова Л. М. Профессиональная коммуникация в ракурсе вопросов современной коммуникативистики: вызовы и задачи в условиях цифровизации и пандемии [Текст] / Л. М. Гончарова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2021. - № 3 (52). - С. 5-10.
7. Гончарова Л. М. Современная коммуникативистика: многоликость проблем и многоаспектность задач [Текст] / Л. М. Гончарова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2021. - № 5 (54). - С. 5-10. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2021-10-5-5-10.
8. Гураль С. К. Теоретический контекст интегрированного предметно-языкового обучения в вузе [Текст] / С. К Гураль., Э. П. Комарова, С. А. Бакленева, А. С. Фетисов // Язык и культура. - 2020. - № 49. - С. 138-147. DOI:https://doi.org/10.17223/19996195/49/8
9. Дейкина А. Д. Обучение терминологической точности как качеству профессиональной коммуникации [Текст] / А. Д. Дейкина, Е. И. Цуканова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2021. - Т. 10. - № 4 (53). - С. 49-53. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2021-10-4-49-53
10. Иванова Л. Б. Функционирование военных метафор в англоязычном медиатексте [Текст] / Л. Б. Иванова // Научный резерв. - 2022. - № 4 (20). - С. 72-80.
11. Моладикова А. А. Ролевая игра как средство решения военно-специальных задач на занятиях по иностранному языку [Текст] / А. А. Моладикова // Научный резерв. - 2020. - № 1 (9). - С. 76-81
12. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст] / А. М. Новиков // М.: Издательский центр ИЭТ, - 2013. - 268 с.
13. Соколова В. А Интегративный подход в преподавании иностранного языка в профессиональной деятельности [Текст] / В. А Соколова, Ю. В. Титова // Высшее образование в России. - 2021. - № 10. - С. 78-86. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-78-86
14. Соловьева А. В. Лингвистическая подготовка военных переводчиков в условиях профессионально-личностной направленности образовательной среды вуза [Текст] / А. В. Соловьева // Научный резерв. - 2021. - № 4 (16). - С. 91-97.
15. Сысоев П. В. Дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению в России [Текст] / П. В. Сысоев // Язык и культура. - 2019. - № 48. - С. 349-371. DOI:https://doi.org/10.17223/19996195/48/22
16. Тимофеева Е. В. Военный перевод первого иностранного языка (немецкий язык): учебное пособие. Часть 1. [Электронный ресурс] / Е. В. Тимофеева, Б. А. Шевченко // Рязань: РВВДКУ, 2018.
17. Трегубчак А. В. Коллективное обучение как средство интенсификации учебного процесса [Текст] / А. В. Трегубчак // Научный резерв. - 2022. - № 3 (19). - С. 71-77.
18. Фомашина Н. В. Тематический анализ военной терминологии военно-политического дискурса [Текст] / Н. В. Фомашина // Научный резерв. - 2022. - № 2 (18). - С. 53-58.
19. Чернявская Е. С. Специфика терминологической системы воинских званий в русском и немецком языках [Текст] / Е. С. Чернявская, И. Ю. Кремер // Научный резерв. - 2022. - № 3 (19). -С. 64-70.
20. Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
21. Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki