Россия
УДК 316.752 Ценности
Цель исследования – определить ценностные ориентиры сервисной коммуникации и описать аксиологические составляющие данного вида институционального дискурса. В процессе работы проанализировано 217 текстов сервисной коммуникации, среди которых рекламные сообщения сервисных компаний, отзывы клиентов, а также информационные ресурсы сайтов. Использованы общенаучные и лингвистические методы исследования: методы наблюдения, сопоставления и описания; лингвистический и экстралингвистический подходы в работе с лексическим материалом, дискурсивный анализ, контекстный анализ, интерпретативно-контекстуальный и лексико-семантический анализ тестов. На основе исследованного материала выделено три группы ценностей, среди которых естественные ценности, определяемые общечеловеческими мерками жизни, морали и нравственности; прагматические ценности, связанные с собственно сервисной деятельностью и производимыми услугами и продуктами; искусственные ценности, позиционирующиеся сервисными компаниями в связи с рекламной практикой и необходимостью привлечения клиентов.
сервисная коммуникация, институциональный дискурс, ценности, ценностные ориентиры
1. Бурцев С. А. Система ценностей в сервисе и ее трансформация / С. А. Бурцев // Сервис plus. - 2008. - № 3. - С. 26-32.
2. Елишев С.О. Изучение понятий «Ценность», «Ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте // Ценности и смыслы. 2011. №2 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-ponyatiy-tsennost-tsennostnye-orientatsii-v-mezhdistsiplinarnom-aspekte (дата обращения: 13.09.2022).
3. Донскова Л.И. Сфера сервиса: сущность, уровень развития, проблемы // Известия Томского политехнического унверситета. - 2006. - Т.309. - №6. - С. 178-181. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sfera-servisa-suschnost-uroven-razvitiya-problemy (дата обращения: 14.01.2023)
4. Ингильери Л. Выдающийся сервис, отличная прибыль: принципы достижения настоящей клиентоориентированности / Леонардо Ингильери и Мика Соломон / пер. с англ. Т. Новиковой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 214 с.
5. Карасик В. И. Лингвокультурные ценности в дискурсе / В. И. Карасик // Иностранные языки в высшей школе. - 2015. - № 1(32). - С. 25-35.
6. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000. - С.5-20.
7. Кондратович С. В. Психологические аспекты коммуникации в сервисной деятельности: техники и технологии : учеб. пособие / С. В. Кондратович ; [науч. ред. С. В. Новаковский] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 122 с.
8. Королева Н.И. Клиентоориентированные технологии как показатель коммуникативной компетентности в сервисной деятельности: монография. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т сервиса и экономики, 2010. - 171 с.
9. Михайлова Е. Обслуживание покупателей в розничном бизнесе // Маркетинг. - 2006. - № 6. - с.34-36.
10. Морозова Н.С., Морозов М.А. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 287 с.
11. Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-ponyatie-i-fenomen (дата обращения: 12.09.2022).
12. Паклина, Л.А. Сервисное обслуживание в системе маркетинговых коммуникаций / Л. А. Паклина // Социально-экономические проблемы развития малого и среднего бизнеса: Сборник научных трудов преподавателей экономического факультета / Курганский государственный университет. - Курган : Курганский государственный университет, 2015. - С. 48-50.
13. Российская социологическая энциклопедия / РАН. Ин-т социал.-полит. исслед.; Под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. - 664 с. URL: http://sociology.niv.ru/doc/encyclopedia/sociology/articles/96/cennost.htm? (дата обращения: 11.09.2022).
14. Сакк И. В. Профессиональное общение и сфера сервиса / И. В. Сакк // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 33(248). - С. 118-120.
15. Усачева А.К. Лингвистические параметры концепта «состояние здоровья» в современном английском языке. Дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2002. - 167 с.
16. Шапошников В.А. Интеллектуальные услуги как категория в системе маркетинга // Практический маркетинг. - 2010. - №5 [Электронный ресурс] URL: http://www.cfin.ru/press/practical/2010-05/01.shtml (дата обращения: 22.01.2023).
17. Шаронов М. А. Эффективность коммуникаций в процессе сервисной деятельности / М. А. Шаронов // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2020. - № 1. - С. 355-362. - EDN IHACQP.
18. Шоул Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество / Пер. с англ. - М.: ООО «Альпина Паблишер», 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gd.ru/articles/3038-kak-prevratit-servis-v-konkurentnoe-preimushchestvo (дата обращения 12.01.2023).
19. Ядгаров Я.С. Бытовое обслуживание: экономика и культура сервиса М.: Экономика, 2009. - 206с.
20. Ян Цань, Гончарова Л.М. Сервисная коммуникация как статусно-ориентированный тип дискусра: языковые и коммуникативно-прагматические характеристики // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2022. - Т. 11. - №6. - С.29-39.