Россия
В статье представлены результаты изучения проявлений школьной травли среди учащихся 9-11-х классов. Цель - выявление особенностей буллинга в старшем подростковом возрасте. Основными методами исследования являются: анализ научной литературы, посвященной проблеме буллинга в образовательной среде; методы диагностики, включающие тестирование с помощью опросника; опросник, связанный с ситуацией в области буллинга в старших классах. В работе подчеркивается, что с явлениями школьной травли с той или иной частотой сталкивается большинство учащихся. Проблема насилия в образовательной среде является актуальной для учащихся старшей школы.
буллинг, насилие в школе, травля, жертва, агрессор, старшая школа
1. Ахлебинина Т. В. Саморазвитие личности школьников в ходе реализации проекта по созданию личностно-развивающей образовательной среды // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т.5. - №5. - С. 37-42.
2. Борисова Л.Г. Мониторинг школьных конфликтов: причины, выводы, рекомендации // Педагогические технологии. - 2005. - №1. - С. 57-71.
3. Брайцева С.В. Психолого-педагогическое раскрытие саморазвивающейся личности в условиях дополнительного online-образования // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т.6. - №3. - С. 28-33.
4. Иванова И.В. Комплекс условий для саморазвития детей в процессе реализации общеразвивающей программы дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т.6. - №5. - С.75-82.
5. Иванова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение как одно из средств управления качеством дополнительного образования детей и молодежи // Методист. -2011. - №2. - С.34-39.
6. Иванова И.В. Рефлексивно-ценностный подход к организации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании // Журнал педагогических исследований. - 2020.-Т.5. - №5. - С.23-36.
7. Кутузова Д.А. Травля в школе: что это такое и что можно с этим // Журнал практического психолога. - 2007. - №1. - С. 72-90.
8. Майкова К.В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в ходе моделирования и реализации социальных проектов // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т.6. - №2. - С. 26-30.
9. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. - М.: Педагогика, 1988. - 273 с.
10. Рожков М.И. Социальные пробы как средство формирования социальной ответственности школьников // Журнал педагогических исследований. - 2018. - Т.3. - №2. - С. 12-19.
11. Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков: монография / И.В. Иванова, М.И. Рожков, Т.В. Машарова, Л.В. Байбородова, Т.В. Лушникова; под ред. И.В. Ивановой. - М.: КноРус, 2020. - 132 с
12. Цымбаленко Н.А. Буллинг. Как остановить травлю ребенка. - М., 2019.- 160 с.