Россия
УДК 159.9 Психология
В статье на основе последних научных данных обобщены механизмы формирования и ключевые особенности клипового мышления. Рассмотрены снижающие степень психологической безопасности обучающихся аспекты несоответствия характеристик клипового мышления характеристикам традиционного образовательного процесса высшей школы. В качестве иллюстрации приведены промежуточные данные собственного исследования. Впервые предложен системный подход к модификации процесса высшего образования, включающий три блока. Первый – переориентация формата подачи материала с текстового на образный. Второй – коррекция самих учебных программ по направлениям: облегчение систематизирования профессиональных знаний, развитие сильных сторон клипового мышления, создание условий для развития системного мышления. Третий – формирование у студента мотивации к освоению интеллектуальных навыков системного мышления и соблюдения персональной информационной гигиены. Статья имеет прикладное значение – ее положения можно использовать для коррекции учебных программ высшей школы.
клиповое мышление, системное мышление, психологическая безопасность, интернет, информация, образовательный процесс
В последние годы активно изучается проблема клипового мышления молодежи в контексте образовательного процесса, большинство авторов предлагают адаптировать формат подачи информации под особенности клипового мышления. Но помимо способа подачи информации есть еще ряд существенных, на наш взгляд, моментов, недостаточно освещенных в литературе. Это вопросы запоминания информации при клиповом мышлении, приобретения навыков системного мышления на базе клипового, сохранение сильных черт клипового мышления при формировании системного, создание соответствующих образовательных условий, – то есть вопросы, неразрывно связанные с механизмом формирования клипового мышления, – и вопрос самого сценария высшего профессионального образования, рассчитанного на системное мышление. Кроме того, часто обучающийся рассматривается как пассивный объект воздействия, тогда как, по нашему мнению, эффективным будет взаимосодействие.
С учетом изложенного представляется актуальным системный подход к решению данной проблемы, учитывающий механизмы формирования клипового мышления, аспекты несоотвествия его характеристик характеристикам классических образовательных практик высшей школы, и способствующий вовлеченности и осознанной работе над построением системы знаний самого обучающегося.
Глубокая интеграция интернета во все сферы жизнедеятельности привела к тому, что человек с ранних лет попадает в бескрайнее информационное поле. А высокая конкуренция за пользователя между интернет-ресурсами является причиной того, что информационное поле не просто существует вокруг человека, а непрерывно воздействует на него. Связь с быстро меняющимся и насыщенным интернет-пространством обеспечивается посредством технических устройств, в основном компактных и мобильных.
В результате человек начинает воспринимать виртуальное пространство как неотъемлемую и часто самую интересную часть действительности, а соединяющее с ним устройство – как материальное воплощение своей виртуальной личности. Это предрасполагает к той или иной степени зависимости от интернет-пространства и от гаджетов и к высокой восприимчивости ко всему, что с ними связано, в частности – к интернет-контенту.
Тем временем типичный интернет-контент представляет собой текстово минимальный, визуально яркий и эмоционально окрашенный информационный стимул. Такие характеристики способствуют мгновенному поглощению информации без временных затрат на ее когнитивную обработку и критический анализ, позволяют просматривать большое количество постов, что ценно в условиях стабильно избыточного потока данных, и формируют привычку к потреблению именно такого информационного продукта.
Закреплению привычки к типичному интернет-контенту способствует целый ряд факторов. Так, малая площадь экранов гаджетов делает крайне некомфортным чтение больших текстовых объемов из-за сужения угла зрения и необходимости постоянной прокрутки или листания материала [3]. Часто всплывающие оповещения о новых сообщениях препятствуют длительной концентрации внимания на смысле материала. А эмоционально нейтральные данные запоминаются хуже по нейро-физиологическим причинам: дело в том, что эмоциональные колебания увеличивают концентрацию определенных гормонов, которые, воздействуя на определенные структуры головного мозга, в физиологических условиях обеспечивают хорошее запоминание информации, связанной с возникновением волнения, тогда как в состоянии эмоционального покоя концентрация гормонов не изменяется, головной мозг не подвергается их стимулирующему воздействию и запоминание осуществляется хуже. Произвольное же запоминание как навык не востребовано, так как, с одной стороны, любая информация в любое время доступна в интернете, а с другой стороны, любая информация в следующий временной период может устареть и запомненная ранее версия будет неактуальной.
В результате привычки к потреблению типичного интернет-контента формируется клиповое мышление – восприятие информации образами, клипами, фрагментами, без их логического связывания. При клиповом мышлении информационные потоки обрабатываются быстро, поверхностно, с легким переключением между ними, затруднительны критический анализ и структурирование материала, длительная концентрация внимания [2], не востребован навык запоминания материала. Клиповое мышление является противоположностью системного мышления, при котором информационные потоки тщательно фильтруются критическим анализом и структурированием материала, а сосредоточенное погружение в массив данных замедляет скорость обработки информации и переключения между информационными потоками [2].
По своей сути клиповое мышление представляет собой механизм адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, а именно – к высокоинтенсивному непрерывному воздействию сразу множества информационных потоков. Клиповое мышление защищает от когнитивной перегрузки, позволяет оперативно реагировать на изменения информационного поля и быстро ориентироваться в обилии разнообразных данных.
Но такие свойства клипового мышления как низкая способность к абстактно-логической деятельности и отсутствие привычки к запоминанию являются его существенными недостатками в контексте образовательного процесса, так как способствуют накоплению багажа знаний не в виде системы с четкой внутренней логикой, а в виде набора слабо связанных познаний и компетенций.
Между тем программы высшего профессионального образования ориентированы на системное мышление. Они представляют из себя иерархию знаний, где общие дисциплины являются базовым фундаментом, на основе которого последовательно возводятся следующие, все более узко специальные, уровни знаний. Традиционно подача материала осуществляется в тектовом формате и представлена в основном лекциями, семинарскими и практическими занятиями. К моменту начала отработки профессиональных навыков у обучающихся предполагается наличие системы знаний, готовой к использованию независимо от внешних источников информации, в которой явления ранжированы по значимости, механизмы и причинно-следственные связи детализированы и разветвлены их учитывающие алгоритмы действий.
Очевидно, что такой, традиционный, сценарий образовательного процесса, нацеленный на развитие системного мышления, не актуален при его отсутствии – при клиповом мышлении, что снижает и эффективность обучения, и психологическую безопасность обучающихся. Особенности клипового мышления, во-первых, затрудняют само усвоение информации при классических способах ее подачи, во-вторых, препятствуют построению собственно системы знаний при классической организации учебных программ.
Клиповое мышление, привыкшее к быстрому мельканию образов, и во время обучения настроено на прием информации, упакованной в образ, и не настроено надолго погружаться в текстовые массивы, чтобы медленно и с большими усилиями постигать линейные взаимосвязи объектов и явлений, запоминать или заучивать.
Это подтверждают результаты опросов студентов. По данным исследований, самой эффективной формой обучения называют лекцию всего 5% студентов, тогда как семинарские и практические занятия – около трети студентов [5].
Наши собственные промежуточные результаты опроса студентов согласуются с приведенными данными. Анкетирование на предмет субъективной оценки эффективности усвоения материала при разных способах его подачи проводилось в 2022 году среди студентов начальных курсов психологического факультета Института Академии ФСИН России. Из 30 участников максимально результативными считают практикумы 50%, семинары – 33%, лекции – 17% респондентов. Интересно, что совсем другие данные получены нами для лиц предшествующего возрастного десятилетия: аналогичное анкетирование в 2022 году прошли 15 человек, уже имеющих опыт работы и завершающих обучение в магистратуре (так же по профилю психология): максимально результативными считают лекции 60%, семинары – 33%, практикумы – 7% респондентов. Результаты обеих групп представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Разница в оценке эффективности усвоения материала при разных способах его подачи в группах начинающих и завершающих высшее профессиональное образование.
Можно предположить, что разница результатов связана именно с преобладанием клипового мышления в более молодой возрастной группе. Для получения более убедительных и достоверных результатов сбор материала продолжается.
Формирование и распространение клипового мышления – это порожденная информатизацией общества новая реальность, с которой бессмысленно бороться и которую нельзя игнорировать. Отсюда следует вывод, что психологические особенности восприятия информации современной молодежью необходимо учитывать при организации образовательного процесса для сохранения его эффективности и для повышения психологической безопасности обучающихся.
Для лучшего усвоения информации при клиповом мышлении необходима модификация формата ее подачи. Так, материал желательно дробить на блоки и подблоки. Перспективным представляется максимальное задействование инфографики – графического способа преподнесения данных, организующего большие объемы информации в наглядную демонстрацию соотношения предметов и фактов в пространстве и времени [4]. Хорошо себя зарекомендовали и интерактивные карты, особенно разрабатываемые совместно с обучающимися [1]. При отсутствии возможностей для таких и аналогичных технических решений целесообразно наглядное структурирование материала и его иллюстрационная поддержка фото-, видео- и аудиопримерами. Так, в ходе нашего исследования студенты начальных курсов отмечали факторы, значительно увеличивающие, по их мнению, усвояемость новой информации. Это, например, для лекций – структурирование материала, представленное в схемах, и его иллюстрирование, в том числе примерами из реальной жизни. А для практикумов – творческие задачи, что тоже можно расценить как наглядно-действенное иллюстрирование.
Кроме того, важно соблюдать высокую скорость подачи материала и работы с ним студентов, так как именно быстрота обработки информации является отличительной и сильной чертой клипового мышления [4].
Что касается построения самой системы знаний будущего специалиста, которая должна быть каркасом его профессиональной деятельности и не должна зависеть от доступа в интернет, это остается главной целью высшего профессионального образования.
С учетом механизмов формирования и характеристик клипового мышления достижению этой цели может помочь не только модификация способов подачи материала, но и модификация самих учебных программ. Так, в них, для компенсирования низкой способности обучающихся к систематизации материала, можно усилить классифицирование, алгоритмизацию и акцентирование внимания на взаимосвязях. Для увеличения запоминаемости информационных логически выстроенных конструкций желательно их регулярное повторение в разных дисциплинах на протяжении всего периода обучения. А с учетом важности наличия у студентов хотя бы элементов системного мышления, необходимо все-таки прививать им навыки работы с текстовыми и цифровыми массивами. Для этого, во-первых, в программах дисциплин можно предусмотреть постепенное титрование работы с массивами данных, организуя ее от меньших объемов к большим, во-вторых, необходимо в рамках педагогической и воспитательной деятельности формировать и поддерживать у обучающегося мотивацию к такой работе.
Помимо выше изложенного, учебные и воспитательные программы должны стимулировать соблюдение обучающимся личной информационной гигиены, так как клиповое мышление развивается и усугубляется вследствие интенсивного потребления типичного интернет-контента. Правила информационной гигиены просты. Это – целевое посещение интернета, то есть посещение заранее намеченных ресурсов с конкретной целью; дозирование информации, то есть чередование периодов потребления информации с периодами ее созидания или физической активности; отказ от недостоверных источников, от ресурсов, стойко вызывающих сильные эмоции, и от всплывающих оповещений. Обучающимся важно регулярно и в доступной форме разъяснять необходимость соблюдения информационной гигиены. Воспитательная политика вуза должна быть направлена на создание мотивации к осознанному освоению интеллектуальных навыков системного мышления и к соблюдению правил персональной информационной гигиены.
Схематично предложенный системный подход к модификации процесса высшего профессионального образования представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Предлагаемая модификация процесса высшего профессионального образования в связи с распространением клипового мышления у молодежи.
Выводы.
- Потребление типичного интернет-контента способствует формированию клипового мышления, которое характеризуется ориентацией на образы, поверхностностью и быстротой обработки информации и представляет собой противоположность системному мышлению.
- Организация процесса высшего профессионального образования, традиционно ориентированная на системное мышление и текстовую подачу материала, теряет актуальность в свете распространения клипового мышления и нуждается в модификации для сохранения эффективности обучения и для повышения психологической безопасности обучающихся.
- Целесообразна модификация организации образовательного процесса под психологические особенности восприятия и усвоения информации при клиповом мышлении, затрагивающая три аспекта:
- Изменение формата подачи материала с макимальным задействованием образов (инфографика, интерактивные карты, иллюстрирование и т.д.).
- Коррекция самих учебных программ по следующим направлениям: акцентуация на системных взаимосвязях и регулярное повторение их в процессе обучения; дозированное наращивание объемов работы с массивами данных; обеспечение высокой скорости работы с информацией.
- Насыщение учебных и воспитательных программ элементами, мотивирующими к анализу и систематизированию информации и к соблюдению информационной гигиены при пользовании интернетом.
1. Волошиненко Л.И., Метелева А.А. Патриотическое воспитание курсантов военных вузов в условиях глобальной информатизации общества // В сб.: Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра : материалы междунар. науч. конф. под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина. 2019. С. 117-122.
2. Колобаев В.К., Синицына Т.А. Клиповое мышление - новый этап в развитии мышления современных учащихся // Наукосфера. 2022. № 2-1. С. 57-62.
3. Крайнов А.Л. Клиповое мышление в контексте образовательных практик: социально-философский анализ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19. № 3. С. 262-266.
4. Купершинская Е.А., Левина Н.Л. Клиповое мышление современных студентов и связанные с ним особенности подачи материала на занятиях иностранного языка // В сб.: Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в неязыковом вузе. 4-я Междунар. науч.-практ. конф. : сб. материалов конф. : в 2 т.. МГТУ им. Н. Э. Баумана, Ассоциация технических университетов России и Китая, Евразийское общество прикладной лингвистики. М., 2021. С. 176-179.
5. Резер Т.М., Ловыгина А.М. Адаптация образовательного процесса к особенностям восприятия информации студентами высшей школы // В сб.: Акмеология профессионального образования. Материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 93-95.