Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Дальний Восток России обладает природными богатствами и экономическим потенциалом. Однако отраслевая структура макрорегиона представлена преимущественно добывающими и обрабатывающими производствами. Есть ряд ограничивающих факторов, препятствующих активному экономическому освоению Дальневосточного федерального округа (ДФО) и успешной реализации стратегических приоритетов его развития. Туризм и выставочно-ярмарочная деятельность как крупнейшие межотраслевые комплексы, обладающие мультипликативным эффектом, способствуют достижению стратегических целей развития макрорегиона. Объектом исследования являлись отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности как взаимосвязанные и одновременно самостоятельные комплексы, каждый из которых обладает потенциалом для стимулирования экономического роста в дестинации, повышения занятости населения и улучшения качества жизни жителей ДФО. Оценка туристско-рекреационного потенциала и потенциала для развития выставочно-ярмарочной деятельности – это оценка совокупности имеющихся у макрорегиона ресурсов и их территориальных сочетаний, а также условий для вовлечения данных ресурсов в экономический оборот и удовлетворения потребностей местного населения и туристов. Стратегическая оценка потенциала развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в ДФО позволяет комплексно и системно взглянуть на решение задачи диверсификации экономики, достижения долгосрочного экономического роста, закрепления населения Дальнего Востока России и улучшения качества его жизни. Государственная поддержка туризма и выставочно-ярмарочной деятельности позволяет реализовать прорывные проекты по развитию данных отраслей. Осознание центральной и региональной властью социально-экономической значимости реализации потенциала туризма и выставочно-ярмарочной деятельности и разработки комплексных стратегий развития для них – одна из необходимых предпосылок успешности выполнения стратегических целей развития Дальнего Востока России.
стратегия, стратегические возможности, туризм, выставочно-ярмарочная деятель- ность, туристский потенциал, Дальний Восток России
1. Власюк Л. И. Прогнозирование экономики макрорегиона: Дальний Восток. Хабаровск: Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, 2012. 208 с.
2. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
3. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 2. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. 162 с.
4. Квинт В. Л. Разработка стратегии: мониторинг и прогнозирование внутренней и внешней среды // Управленческое консультирование. 2015. Т. 79. № 7. С. 6-11.
5. Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими приоритетами // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 900-909. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909
6. Квинт В. Л., Окрепилов В. В. Сравнение роли качества жизни и ценностей в стратегии развития стран с формирующимся рынком и Запада // Инновации. 2014. Т. 191. № 9. С. 41-51.
7. Лехтянская Л. В., Римская Т. Г. Туризм - одно из приоритетных направлений экономического развития Дальнего Востока // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2. С. 126-130. https://doi.org/10.26140/knz4-2019-0802-0033
8. Минакир П. А. Экономическое развитие региона: программный подход. М.: Наука, 1983. 224 с.
9. Минакир П. А., Прокапало О. М. Программная экономика: дальневосточная проекция // Регионалистика. 2021. Т. 8. № 4. C. 36-44. https://doi.org/10.14530/reg.2021.4.36
10. Новикова И. В. Стратегическое развитие трудовых ресурсов Дальнего Востока России. М.: Креативная экономика, 2019. 158 с. https://doi.org/10.18334/9785912922756
11. Новикова И. В., Яо Ли. Стратегическое сотрудничество Китая с Россией в области развития трудовых ресурсов // Управленческое консультирование. 2020. Т. 137. № 5. С. 60-67. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2020-5-60-67
12. Основы стратегии экологического развития России / В. Л. Квинт [и др.]. М.: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Издательский Дом, 2021. 77 с. https://doi.org/10.29003/m2447.978-5-19-011631-1
13. Садовничая А. В. Общественная и экономическая эффективность выставочно-ярмарочной деятельности: методология и практика // Экономическое возрождение России. 2019. Т. 59. № 1. C. 76-85.
14. Садовничая А. В. Стратегирование выставочно-ярмарочной деятельности. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. 93 с.
15. Саранча М. А. Методологические проблемы интегральной оценки туристско-рекреационного потенциала территории // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. 2011. № 1. С. 118-127.
16. Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под науч. ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8
17. Стратегические приоритеты развития туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / А. А. Пятовский [и др.] // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 339-347. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-339-347
18. Чхотуа И. З. Стратегирование туризма на Дальнем Востоке России // Стратегирование: теория и практика. 2022. Т. 2. № 3. С. 390-404. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-3-390-404
19. Чхотуа И. З. Стратегические направления развития туристской отрасли в цифровой экономике // Управленческое консультирование. 2021. Т. 148. № 4. С. 81-96. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-4-81-96
20. Чхотуа И. З. Стратегические приоритеты развития горнолыжного туризма в мире и России // Экономическое возрождение России. 2022. Т. 72. № 2. С. 123-136. https://doi.org/10.37930/1990-9780-2022-2-72-123-136
21. Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314