ФИЛОСОФСКО-БАЗИСНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Базисная психология и философия личности – это новое психолого-философское направление, в основе которой лежит базисное проектирование информации о личности. Проектирование – это моделирование, конструирование и трансформация информации. Базис – это множество элементов, обладающих «полнотой», «порядком» и «мерой». Элементами могут быть факторы, типы, функции и т.д. Факторный базис – это дихотомическое (Д) симметрическое (С) единство (Е) факторов. Базис - это функция (Д, С, Е), т.е. функция от трех переменных (от трех аргументов - факторов). Базисное проектирование – это моделирование, конструирование и трансформация информации в соответствии с полной, упорядоченной и измеримой информацией. Построим трехмерное базисное проектирование в сфере функций науки (познавательная, мировоззренческая, систематизирующая, производственная, социальная, культурная, информационная). Все эти функции реализуются в научной деятельности личности. Мы имеем три трехмерных базиса (1), (2), (3). (1) Образ, слово, число (здесь «субстратом» будут «операнды мышления» - «отражение отношений»), (2) Факторы, диагностика, оценка (здесь «субстратом» будут «психодиагности-ческие понятия» - «регуляция отображений»), (3) Полнота, порядок, мера (здесь «субстратом» будут «критерии-характерис-тики» из определения базиса – «реализация преобразования»). Кстати, здесь появляется факторно - дихотомическая трехмерная «полнота»: F(1) (+,-), F(2) (+,-), F(3(+,-). На основе определения основных функций науки можно составить триады диагностических суждений на каждый из шести типов функций (3х6=18) и тем самым построить базисный трехмерный тест-18, состоящий из 18 диагностических суждений и измеряющий профиль – гексаграмму инди-видуального предпочтения конкретных функций в научной деятельности личности. Создание такого базисного трехмерного теста связано с третьим критерием «меры», входящим в определение «базиса». Можно использовать для будущего нового теста-18 «конструктивную» и «критериальную» валидность. Это мы не будем делать в русле этой статьи и эта задача ждет своего исследователя!

Ключевые слова:
пенитенциарная психология, уголовно-исполнительная система, факторная дихотомическая типологизация, системность, базисность, измеримость, профессиональные типы, семантическая близость
Текст

Введение

Пенитенциарная психология служит исправлению (ресоциализации) осужденных, как главной цели деятельности исправительных учреждений (ИУ) и всей Уголовно-исполнительной системы (УИС) ФСИН России. Однако высокие значения показателей рецидивности (в среднем 44 % по данным Минюста России на 2022 год) свидетельствуют о явном несоответствии психолого-педагогической работы в ИУ цели и задачам УИС. Важнейшей причиной этого, как указывают эксперты, является недостаточность теоретико-методологического потенциала пенитенциарной психологии, поскольку именно методология юридической и пенитенциарной психологии определяет уровень достижений взаимообусловленного процесса развития науки и практики УИС [7,10, 11, 12, 13]. Традиционно методология пенитенциарной психологии, как и общая методология науки, включает философский, общенаучный и конкретно-научный (предметный) уровни. Философии, занимающей высший уровень в иерархии и структуре методологии пенитенциарной психологии, отводится определяющая роль в научно-философском обосновании выбора и развития теоретической базы соответствующих сфер и форм психологической деятельности (практики) в работе с осужденными [12].

Изложение основного материала статьи

Несмотря на утрату доминирующей роли методологии в связи со сменой научных парадигм, в последнее время значительно возрос интерес к методологическим аспектам исследований как научным методам познания. Вслед за кризисом естественнонаучного знания, философии и гуманитарных наук методология пенитенциарной психологии и всех областей психологии вошла в «зону» (стадию) постнеклассичности [10,12].

В связи с актуальностью выбора путей для создания новой методологической платформы пенитенциарной психологии особое место принадлежит раскрытию сущности современных философских парадигм и направлений на основе базисного подхода. Это обусловлено не только чрезвычайной сложностью субъективного мира, но и массивом инвариантов научных систем, разнородных положений и принципов, соответствующих определенным теоретическим направлениям во многом взаимоисключающих друг друга.

На современном этапе пересмотра научной картины мира постнеклассическая методология самой философии отвечает принципами и положениям полипарадигмальности и междисциплинарности, «онтологической относительности», нелинейности и вариативности знания, непознаваемости общей научной картины Мира и феноменов, таких как «психическое», «сознание» и других категорий, а понятие реальности, рассматривается лишь как поле («пространство») сосуществующих возможностей и т.д. [3, 4, 5, 6]. Особый интерес в контексте философского обоснования теоретической базы методологии всего блока пенитенциарных психологических наук (юридической и пенитенциарной психологии, психотерапии, аддиктологии, девиантологии, стрессологии и других) имеет синкрезис естественнонаучного гуманитарного познания мира и человека. 

Сегодня он осуществляется благодаря общефилософской методологии (метатеоретического мышления как неотъемлемого свойства «сверхрефлексии») М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского [9,13]. Функцией этой методологии является создание теории (метатеории), обладающей способностью выработки мировоззренческих смыслов и создания новых, не совпадающих со стереотипами сознания, нестандартных категориальных моделей [12]. Примером таких метатеорий, постулирующих единство Вселенной, ноосферы, социума, человека и культуры, являются концепция о смысловом строении сознания Л. С. Выготского, идеи В. М. Бехтерева   и   А. А. Ухтомского,    системогенез  П. К. Анохина,  синергетика И. Р. Пригожина и т.д.

И если раньше к задачам философии относилось изучение всеобщих законов развития мира и общества; процесса познания и мышления; нравственных категорий и ценностей, то новейшая философия в сфере гуманитарного познания сама становится человекосоразмерной, поскольку включает в себя цели и смыслы деятельности человека.

Человек при этом, с его разумом, чувствами и желаниями является направляющим компонентом методологии не только научного познания мира и себя, но и всемирной истории и бытия. А области философского познания с выработанной ясной и работоспособной парадигмой методологии выделяются из современной философии в новые научные дисциплины.

Целью статьи «Методология пенитенциарной   психологии личности на основе базисного проектирования» является базисная типологизация функций науки и на этой основе построение методики измерения соответствующих профилей личности ученого-исследователя, который занимается решением задач  в сфере пенитенциарной  психологии личности.

Для реализации этой цели необходимо было:

1. Сначала построить модель трехмерно - факторной «базисно-философской психологии личности» с единой обобщенной дихотомией «внешнее – внутреннее».

2. Потом   на основе вышеуказанной модели показать возможность построения базисного   трехмерного теста-18 для измерения индивидуального профиля предпочтения конкретных научных функций личностью ученого-исследователя в сфере пенитенциарной психологии. Создание такого базисного трехмерного теста дает основание не только для синкрезиса базисных философско-психологических научных функций (познавательной, систематизирующей, культурной, социальной, мировоззренческой, производственной и информационной), но и для выбора нужной стратегической направленности развития теоретико-методологической базы всего блока пенитенциарных философско-психологических наук, включая использование при этом «базисной практической измеримости» на основе трехмерно-дихотомического базисного подхода, который применяется  в  новой «метатеоретической базисно-философской психологии». Как говорят, что  «нет ничего более практичней, чем хорошая теория» и что «на всякого мудреца-философа довольно трехмерно-базисной простоты».

Объектом является трехмерная базисно-философская психология личности.

Предметом является методология пенитенциарной психологии личности на основе базисного проектирования.

Гипотезой исследования является то, что методология пенитенциарной психологии личности связана с трехмерным базисным философско-психологическим проектированием в сфере типологии личности и что появляется возможность измерения информации в этом направлении.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Дать разъясняющие определения понятия «трехмерный факторно-типологический базис».
  2. Дать определение основных функций науки и построить трехмерно-факторное базисное проектирование типологии этих функций.
  3. Показать возможность измерения информации в  вышеуказанном  направлении  и возможности валидизации этих измерительных средств.
  4. Показать возможность применения трехфакторного обобщенного «физико-информационного базиса» при анализе понятий в области психологии и философии.
  5. Показать связь методологии пенитенциарной психологии, как и общей методологии науки, включающей философский, общенаучный и конкретно-научный предметный уровни, с трехмерно-факторным базисным проектированием информации.

Новизна исследования заключается в том, что показаны возможности применения   трехмерно-факторного базисного проектирования, измерения и решения задач в сфере пенитенциарной психологии личности.  

Трехмерно-факторное   базисное проектирование информации это новое направление в   психологии,  в основе которой лежит базисное проектирование информации о личности.  Проектирование – это моделирование, конструирование и трансформация информации. 

Базис – это множество элементов, обладающих «полнотой», «порядком» и «мерой». Элементами могут быть факторы, типы, функции и т.д.  Факторный базис – это дихотомическое (Д)

          симметрическое (С)

          единство (Е) факторов.

Базис - это функция (Д, С, Е), т.е. функция от трех переменных (от трех аргументов - факторов).

Базисное проектирование – это моделирование, конструирование и трансформация информации в соответствии с полной, упорядоченной и измеримой информацией.

Построим трехмерное   базисное проектирование в сфере функций науки. Необходимо дать определение   основных   функций науки (см. табл.1).

 

Таблица 1. Определение основных функций науки

Познава-тельная

Познание различных типов объектов и систем, их свойств, отношений и законов изменения. Выявление существенных свойств и отношений действительности. Прогнозирует последствия изменения окружающего мира.

Мировоз-зренческая

Наполняет мировоззрение  человека представлением об окружающей действительности на основе формирования научной картины мира. Помогает выстраивать целостную систему знаний, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве  и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления.

Система-тизирующая

Систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития. Отнесение описанной   информации   по классам и разделам.

Производст-венная

Наука – это производительная сила общества, основа совершенствования и модернизации производства. Развитие материальной сферы, создание новых орудий труда и средств материальной деятельности, новых видов техники и технологий.

Социальная

Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук.

Культурная

Наука – феномен человеческой культуры, общественное достояние, содержательно наполняет образовательный процесс. Совершенствование уровня образования и культуры, средств и способов усвоения ее достижений. Научные знания становятся частью духовной    культуры.

Информа-

ционная

Обеспечение новой информацией, воспроизводство и хранение накопленной информации, развитие способов эффективного усвоения и использования научной информации.

 

 

 Мы имеем три трехмерных базиса, которые отражены на  рисунке 1:

 (1) Образ,   слово, число  (здесь  «субстратом»  будут   «операнды   мышления»),

(2) Факторы, диагностика, оценка (здесь «субстратом» будут «психодиагности-ческие понятия»);

(3) Полнота, порядок, мера (здесь «субстратом» будут «критерии-характеристики» из определения базиса). Здесь появляется   факторно - дихотомическая   трехмерная   «полнота»:  F(1) (+,-),  F(2) (+,-),  F(3(+,-).

 

Рис. 1. «Наложение» трех трехмерных базисов

 

 

Таблица 2. Матрица характеристик  для  разъясняющих определений  понятия «трехмерный   базис»

 

  1. Образ
  1. Факторы
  1. Полнота
  1. Слово
  1. Диагностика
  1. Порядок,
  1. Число
  1. Оценка
  1. Мера

 

На основе таблицы 2   можно построить разные разъясняющие определения  понятия  «трехмерный   базис»:

 1-2-3,  4-5-6,  7-8-9,  1-4-7,  2-5-8,  3-6-9,  1-5-9,  3-5-7.

На основе определения основных функций науки можно составить триады   диагностических суждений на каждый из шести типов функций (3х6=18) и тем самым построить базисный трехмерный тест-18, состоящий из 18 диагностических   суждений и измеряющий профиль – гексаграмму инди- видуального  предпочтения конкретных функций в научной деятельности   личности. Создание такого базисного трехмерного теста связано с третьим критерием «меры», входящим в определение «базиса».  Можно использовать для будущего нового теста-18 «конструктивную» и «критериальную» валидность. Это мы не будем делать в этой статье.  Главное назначение трехмерного базиса – это диагностика («владеющий мерой – владеет миром информации!»).

На рисунке 1  в  центре  круга  «хаотически – эклектическое»   неупорядоченное множество факторных векторов – понятий, которыми пользуется философия и психология на современном уровне.

На трех векторных осях, которые находятся вне центрального круга, показаны последовательно три этапа   стратегии «базисного проектирования», которые соответствуют трем трехмерным базисам.

Здесь происходит переход от хаотическо–эклектической современной философии и психологии (это центральный круг) к трем этапам «базисного проектирования»  философско-психологического знания (т.е. присутствия в этих этапах «полноты», «порядка» и «меры»), находящихся на «периферии» от центра и   порождающих   новое направление в философии и психологии,  которое условно   можно назвать «базисно-философской психологией».

Кстати, третий трехмерный базис (число, оценка, мера) дает возможность выхода   на измерения философских понятий и категорий и, соответственно,    на построение трехмерно – базисных тестов-18 в сфере «базисно-философской психологии личности», которая является  «полной», «упорядоченной» и «измеримой».

«Базисно-философские    психологические»    тесты-18 в дальнейшем необходимо валидизировать.  Владеющий базисной «мерой» – владеет «миром» информации в области базисно – философской психологии личности.

Сплошная   черта   в гексаграмме -  это наличие соответствующего типа функций, а разрывная черта в гексаграмме – это отсутствие соответствующего типа функций) (см. рис. 2) [1, 2, 8].

Если в гексаграмме все черточки разорваны, то человек не использует в своей деятельности ни одну из шести основных функций, т.е. не   занимается   наукой вообще. 

Если   в гексаграмме все черточки сплошные, то человек предпочитает и использует в своей деятельности все шесть основных функций науки, т.е. является «гармоничным, разноплановым ученым». Можно построить 64 таких профилей, которые представляют собой   гексаграммы [18].

 

64-hexagramas-face

 

Рис. 2. 64 гексаграммы – профилей предпочтения научных функций личностью 

в   ее научно й деятельности.

Эта закономерность следует из существования «типологического трехмерного  базисного изоморфизма» профессиональной   трехмерной базисной типологии личности по Д. Голланду и нашей трехмерной базисной типологии предпочтения функций науки в деятельности личности (см. табл. 3).  

Безымянный

Рис. 3. Проекции на плоскость базисных типологий разной

размерности (r=0, 1, 2, 3, 4, 5, 6)

 

 

Изо всех многомерных факторных базисных проектирований информации (см. рис. 3) трехмерное проектирование будет самым оптимальным. Эмпирическое доказательство этому факту будет приведено позднее на примере информации из   разных   сфер знаний (психология, педагогика, физика, математика, законы диалектики и т.д.).

Кстати, сфера (или шар) – это трехмерное базисное структурное образование, внутрь которого помещена трехмерная прямоугольная система координат с началом в центре шара и осями которой являются  дихотомические    факторы: F(1) (+,-),  F(2) (+,-), F(3(+,-) (см. рис. 8). Можно построить изоморфизм трехмерной   прямоугольной системы координат XYZ, имеющей шесть     направлений  на,  и  шара   в  частности,  «модели   Земного   шара»

при использовании принципа «природосообразности») в центре которого будет начало трехмерной системы координат, и шестигранного куба, поместив начало координат этой системы в центр куба, а оси будут «пронизывать» центры квадратных граней куба (см. рис. 4 и рис. 5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Рис. 4.

           Объемное («шаровое»)

          представление 

        трехмерного   базиса

                        Рис. 5.

Объемное («кубическое») представление

трехмерного   базиса

 

 

 

          Можно построить изоморфизм трехмерной   прямоугольной системы координат XYZ, имеющей шесть направлений на осях, и круга, в центре которого будет начало трехмерной системы координат (см. рис 6), и шестиугольной гайки. Поместив начало координат системы в центр гайки, оси-векторы будут направлены в вершины шестиугольника (см. рис. 7). 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Рис. 6.                                                              Рис.7.

   Плоскостное    («круговое»)  представление трехмерного базиса

          

Плоскостное («гаечное») представление    трехмерного базиса

 

 

 

Рис. 8. Трехфакторно-дихотомическая базисная модель информации

с   единой обобщенной дихотомией «внешнее (+) – внутреннее (-)».

 

        Кстати, «земной шар» является таким структурно – базисным трехмерным образованием. Кроме этого трехмерными базисными структурами являются:

1) пчелиные соты, снежинки (принцип «природосообразности»);

2) шестигранные гайки в технике (принцип «техносообразности») и

3) звезда Давида – это символ еврейского государства (принцип «социообразности»).

       Используем оптимальное трехмерно – факторное   базисное проектирование для функций науки. Для этого используем принцип «семантической близости» при сопоставлении характеристик эталонной трехмерной базисной факторно-типологической модели профнаправленности личности по Д. Голланду и нашей типологии основных функций науки (см. табл. 2).

Основатель онтопсихологической школы, итальянский психолог-художник Антонио Менегетти, «условно-ассоциативно» разделяет состав слова «информация» на три части («ин»+«форма»+«ция») и разъясняет это следующим образом: «ин» - инициация, «форма» - пространство, «ция» - действия. Получается, опять же «условно», в буквальном смысле слова «форма, инициирующая действия» [7,14].

При этом, «форма» может быть «образной», «словесной»   или  «числовой» (в частности, «символической»). Построение   «обобщенного  трехмерного  факторно – дихотомического физического базиса» информации связано с постулатом:

«Любую информацию о реальности наблюдаемого мира (в частности, любую информацию о философско-психологической реальности) можно описать «энергетическими», «пространственными» и «временными» факторными характеристиками» [15].

Трехмерная «полнота» задается тройственной факторно-образной дихотомической структурой и имеет эмпирическое «трехмерное» обоснование.  В   каждом из этих трех «базисных факторов» информации («энергия (+,-)»,    «пространство» (+,-) и «время (+,-)») находится единая дихотомическая пара «внешнее (+) - внутреннее (-)».

Трехмерный «порядок» задается диагностическо-словесными «троицами» утверждений, связанных с дихотомическими факторными типами (таких типов будет 6 (шесть), а диагностических утверждений будет 18 (18 = 3 х 6). В итоге будет построен тест-18.   

Трехмерная «мера» будет связана с «базисной оценочно-числовой» едино-дихотомической симметричной шкалой:   -3, -2, -1, +1, +2, +3.

Можно построить трехмерный базисный тест-18, измеряющий «информацию» как единую дихотомическую «троицу» («энергии (+,-)», «пространства» (+,-) и «времени (+,-)»). Мы здесь этого не будем делать (это выходит за рамки этой статьи).

Базисы могут быть: 1) факторно-полными образами,

                                  2) диагностическо-упорядоченными словами

                                  3) оценочно-измерительными числами.

          Аналог этого базиса есть трехмерная система координат XYZ («математический базис» в   векторной алгебре), где ось ОХ («энергия»), ось ОY («пространство»), ось ОZ («время»), а (i, j, k) – это единичные линейно-независимые базисные вектора на этих осях, выходящие из начала координат и перпендикулярные друг к другу.  Положительное» и «отрицательное» направление по осям, соответственно, связано с «внешней» и «внутренней» направленностью этого «физического базиса».

Следует отметить, что «информацию», как «свободный» вектор, выходящий из начала координат, можно «разложить» («спроектировать») по этим «базисным» факторным понятиям - «векторам», т.е. представить в виде линейной комбинации этих трех «векторов»:   

                                           И= Эi + Пj + Вk,

где Э, П, В - это условно «координаты» вектора «информации», как это обычно представляется в векторной алгебре. В данном случае два базиса («физический» и «математический» поставлены в семантическое изоморфное отображение умозаключение  «от  общего к общему», т.е.  от  «обобщенного  трехмерного базиса физики» к «обобщенному базису математики»). Это соответствие представляет собой «внешнее базисное моделирование» [2, 15].

Если «разложить» слово «информация» по компонентам обобщенного «физического трехмерного базиса, то получится следующая проекция: «инициация» «отражается» и имеет «отношение» к «энергии», «форма» «регулируется» и «отображается» в «пространстве»,  а «действия» «реализуются»   и   совершают  «преобразования»   во «времени» [16].  «Энергия» может быть кинетической («внешней») и потенциальной («внутренней»), «пространство» может «внешним» и «внутренним», «время» может быть историческим, социальным («внешним») и индивидуальным («внутренним») [2]. Построим проектирование («наложение») психологической и философской «информации» на элементы трехфакторно-дихотомического обобщенного «физико-информационного базиса» (см. табл. 3).

 Таблица 3. Сравнение   двух  типологий

Базисная эталонная типология личности по Д. Голланду

Наша типология основных базисных функций науки

 

Конвенциальность.  Нормативность в поведении. Стремится к структурной системной информации. В поведении индивидуален и направлен на подчинение. Хороший   технолог, методист. Работает по готовой схеме. Это осторожный тип поведения. Любит контролировать свою и чужую работу. Дисциплинирован, упорядочен. Любит системность в работе. Адаптация и приспособление – это главные черты в поведении. Систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития. Отображает   информацию, разделяя ее   на классы и разделы.

 

Систематизирующая

Систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития. Отнесение описанной   информации   по классам и разделам.

 

Артистичность. Главное – это стремление к культуре, свободе и независимости.  Социален, креативен, хороший импровизатор, эмоционален, импульсивен, динамичен, эстетичен.  Независимость и свобода  от мнения других людей в принятии решений.  При этом проявляет самостоятельность и доказательность в своих суждениях. Это художник, музыкант, поэт. Наука – феномен человеческой культуры, общественное достояние, содержательно наполняет образовательный процесс. Совершенствование уровня образования и культуры, средств и способов усвоения ее достижений. Научные знания становятся частью его духовной    культуры.

 

Культурная

Наука – феномен человеческой культуры, общественное достояние, содержательно наполняет образовательный процесс. Совершенствование уровня образования и культуры, средств и способов усвоения ее достижений. Научные знания становятся частью духовной    культуры.

Социальность.  Коммуникабельность, коллегиальность эмоциональность, со-циальность – это главные черты в поведении. Проявляет дружелюбие, сензитивность, динамичность, активность. Любит, чтобы ему помогали.  Дружелюбие и сотрудничество проявляется при общении с другими людьми. Наполняет мировоззрение  человека представлением об окружающей действительности на основе формирования научной картины мира. Помогает выстраивать целостную систему знаний, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве  и многообразии, вырабатывает свое мировоззрение, научные представления.

Мировоззренческая

 

Наполняет мировоззрение  человека представлением об окружающей действительности на основе формирования научной картины мира. Помогает выстраивать целостную систему знаний, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве  и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления.

Реалистичность. Конкретный, индивидуальный тип поведения. Направлен на  предметную деятельность. Хороший производственник. Склонен к точности и нормативности. Любит контролировать свою и чужую работу. Проявляет недружелюбие в людям.  В мышлении индуктивен.  Экономный и практичный в поведении. «Соперничество» - это главная черта в отношениях с другими людьми. Наука – это производительная сила общества, основа совершенствования и модернизации производства. Развитие материальной сферы, создание новых орудий труда и средств материальной деятельности, новых видов техники и технологий.

Производственная

Наука – это производительная сила общества, основа совершенствования и модернизации производства. Развитие материальной сферы, создание новых орудий труда и средств материальной деятельности, новых видов техники и технологий.

Предприимчивость. Руководящий, органи-зующий, агрессивный. Активная, социальная эмоциональность. Часто подавляет волю других людей и проявляет власть над ними.  В деятельности стремится получить прибыль. Хороший тактик и стратег.  Может быстро находить решение в разных ситуациях. Наука включена у этого типа в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук.

Социальная

Наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук.

Интеллектуальность.  Познающий исследователь. Индивидуален. Дружелюбен. Проявляет аналитические способности в мышлении. Творческая личность, стремится  к решению мыслительных задач и дедукции.     Любит формулы и моделирование в своей работе. Нравится  теоретическая, а не практическая работа.  Нравятся переговоры с другими людьми. «Умное подчинение» - это главная характеристика в его поведении. Познание различных типов объектов и систем, их свойств, отношений и законов изменения. Выявление существенных свойств и отношений действительности. Прогнозирует последствия изменения окружающего мира.

Познавательная

Познание различных типов объектов и систем, их свойств, отношений и законов изменения. Выявление существенных свойств и отношений действительности. Прогно-зирует последствия из-менения окружающего мира.

Информационность.

Это объединяющий («интегральный») информационно – «субстратный»   тип личности, который связан, присутствует и находится во всех остальных шести базисных типах личности. Обеспечение новой информацией, воспроизводство и хранение накопленной информации, развитие способов эффективного усвоения и использования научной информации.

 

Информационная

(информационный    научный «субстрат»). Наука – это информация в шести разных базисных   направлениях-функциях. Обеспечение новой информацией, воспроизводство и хранение накопленной информации, развитие способов эффективного усвоения и использования научной информации.

 

Понятие «меры» входит в определение «базиса» и это дает возможность создать базисный   трехмерный  тест-18 для измерения индивидуального профиля предпочтений личностью  конкретных научных функций в исследовании проблем пенитенциарной  психологии. Это выходит за  рамки  этой  статьи.   Можно будет использовать   при создании   будущего нового   теста-18 конструктивную и критериальную валидность. Это не было сделано в русле этой статьи и эта задача ждет своего исследователя!

 

Таблица 4. Проектирование («наложение») «информации» на элементы трехфак-торно-дихотомического обобщенного «физико-информационного базиса»

 

Информация

о понятии

(субстрат)

Элементы трехфакторного обобщенного

                       «физико-информационного базиса»     

Энергия (Э)

(внешняя-

внутренняя)

Пространство (П) (внешнее-

внутреннее)

Время (В)

(внешнее-

внутреннее)

Базис функций психики

 отражение

регуляция

реализация

Операции

в математике

отношение

(принадлежность)

отображение

(функция)

преобразование

(связь)

Психические

образования

психические

состояния

психические

свойства

психические

процессы

Перцепция (сознания) из психологии)

Аффект

Воля

Мышление

Факторы по В.М. Мельникову и Л.Т. Ямпольскому на основе тестов ММРI и 16 РF

Психическая

 неуравновешеность

экстраверсия –

интроверсия или  «коммуникатив-ность»)

Духовная

организация

Личностный   базис   по Д. Голланду («способности» как субстрат)

Артистический

(социальный) –

Конвенциальный

(индивидуальный)

Социальный

(социальный) –

Реалистический

(индивидуальный)

Предприимчи-вый

(социальный) –

интеллектуаль-ный (индиви-дуальный)

Базис эго-состояний в расширенной

типологии   Э. Берна

Дитя свободное

(социальный) –

Дитя

адаптивное

(индивидуальный)

Родитель

 воспитывающий

(социальный) –

Родитель

 контролирующий

(индивидуальный)

Взрослый

организующий

(социальный) –

Взрослый

познающий

(индивидуальный)

Базис темпераментных

свойств личности по опроснику PEN

Г. и С. Айзенк

Нейротизм

эмоциональная неустойчивость (социальная) –

эмоциональная устойчивость (индивидуальная)

Экстраверсия

(социальная)-

интроверсия

(индивидуальная)

Психотизм

конфликтность

(социальная)

неконфликтность

(индивидуальная)

Меланхолик (перцептивно-социальный) -

Меланхолик (перцептивно-индивидуальный)

Холерик

(аффективный)

(социальный) -

Холерик

 (аффективный)

(индивидуальный)

Флегматик

(волевой)

(социальный) -

Флегматик

 (волевой)

(индивидуальный)

Сангвиник

(мыслительный)

(социальный) -

Сангвиник

(мыслительный)

(индивидуальный)

Индивид

(человеческий)

Субъект

(активно-

реактивный)

Индивидуальность

(качественно-количественная)

Личность

(социально-

индивидуальная)

Индивид («пол»)

Нейродинамика

конституция тела

возраст

Развитие (из педагогики)

обучение-

самообучение

воспитание-

самовоспитание

образование-

самообразование

Законы диалектики (из философии)

Закон единства и борьбы противополож- ностей

(закон «энергии»)

Закон перехода количества в качество и наоборот

(закон «пространства»)

Закон двойного

отрицания

(закон «времени»)

         

Выводы.  Целью статьи является базисная типологизация функций науки и на этой основе построение методики для измерения индивидуального профиля предпочтения личностью конкретных научных функций в исследовании проблем пенитенциарной  психологии  

Цель исследования была достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась. Построена оптимальная трехмерно - факторная «базисно-философская психология личности» с единой обобщенной дихотомией «внешнее – внутреннее» и показана возможность построения базисного   трехмерного теста-18 для измерения индивидуального профиля предпочтения человеком конкретных научных функций в философско-психологическом исследовании пенитенциарных проблем личности. Создание такого базисного трехмерного теста дает основание не только для синкрезиса базисных философско-психологических научных функций (познавательной, систематизирующей, культурной, социальной, мировоззренческой, производственной и информационной), но и дает выбор нужной стратегической направленности развития теоретико-методологической базы всего блока пенитенциарных философско-психологических наук, включая «базисную измеримость» на основе использования при этом трехмерно-дихотомического базисного подхода, который входит в состав новой «метатеоретической базисно-философской психологии личности».

 

Целью статьи является базисная типологизация функций науки и на этой основе построение методики измерения соответствующих профилей личности ученого-исследователя, который занимается решением задач  в сфере пенитенциарной  психологии личности.   Базисная психология и философия личности – это новое психолого-философское направление, в основе которой лежит базисное проектирование информации о личности.  Проектирование – это моделирование, конструирование и трансформация информации.   Базис – это множество элементов, обладающих «полнотой», «порядком» и «мерой». Элементами могут быть факторы, типы, функции и т.д.  Факторный базис – это дихотомическое (Д) симметрическое (С) единство (Е) факторов. Базис - это функция (Д, С, Е), т.е. функция от трех переменных (от трех аргументов - факторов). Базисное проектирование – это моделирование, конструирование и трансформация информации в соответствии с полной, упорядоченной и измеримой информацией. Построим трехмерное   базисное проектирование в сфере функций науки (познавательная, мировоззренческая, систематизирующая, производственная, социальная, культурная, информационная). Все эти функции реализуются в научной деятельности пенитенциарного  психолога

Мы имеем три трехмерных базиса (1),   (2), (3).

(1) Образ,  слово, число (здесь  «субстратом»   будут   «операнды   мышления» - «отражение отношений»),

(2) Факторы, диагностика, оценка (здесь «субстратом» будут «психодиагности-ческие понятия» - «регуляция отображений»),

(3) Полнота, порядок, мера (здесь «субстратом» будут «критерии-характерис-тики» из определения базиса – «реализация преобразования»).

Кстати, здесь появляется факторно-дихотомическая трехмерная «полнота»:  F(1) (+,-), F(2) (+,-), F(3(+,-).

На основе определения основных функций науки можно составить триады   диагностических суждений на каждый из шести типов функций (3х6=18) и тем самым построить базисный трехмерный тест-18, состоящий из 18    суждений и  измеряющий профиль – гексаграмму  индивидуального предпочтения конкретных функций в научной деятельности   личности. Создание такого базисного трехмерного теста связано с третьим критерием «меры», входящим в определение «базиса».  Можно использовать для будущего нового теста-18 «конструктивную» и «критериальную» валидность. Это мы не будем делать в русле этой статьи и эта задача ждет своего исследователя!

Пенитенциарная психология служит исправлению (ресоциализации) осужденных, как главной цели деятельности исправительных учреждений (ИУ) и всей Уголовно-исполнительной системы (УИС) ФСИН России. Однако высокие значения показателей рецидивности (в среднем 44 % по данным Минюста на 2022 год) свидетельствуют о явном несоответствии психолого-педагогической работы в ИУ цели и задачам УИС. Важнейшей причиной этого, как указывают эксперты, является недостаточность теоретико-методологического потенциала пенитенциарной психологии, поскольку именно методология юридической и пенитенциарной психологии определяет уровень достижений взаимообусловленного процесса развития науки и практики УИС. Традиционно методология пенитенциарной психологии, как и общая методология науки, включает философский, общенаучный и конкретно-научный (предметный) уровни. Философии, занимающей высший уровень в иерархии и структуре методологии пенитенциарной психологии, отводится определяющая роль в научно-философском обосновании выбора и развития теоретической базы соответствующих сфер и форм психологической деятельности (практики) в работе с осужденными.

Несмотря на утрату доминирующей роли методологии в связи со сменой научных парадигм, в последнее время значительно возрос интерес к методологическим аспектам исследований как научным методам познания. Вслед за кризисом естественнонаучного знания, философии и гуманитарных наук методология пенитенциарной психологии и всех областей психологии вошла в «зону» (стадию) постнеклассичности.

В связи с актуальностью выбора путей для создания новой методологической платформы пенитенциарной психологии особое место принадлежит раскрытию сущности современных философских парадигм и направлений на основе базисного подхода. Это обусловлено не только чрезвычайной сложностью субъективного мира, но и массивом инвариантов научных систем, разнородных положений и принципов, соответствующих определенным теоретическим направлениям во многом взаимоисключающих друг друга.

На современном этапе пересмотра научной картины мира постнеклассическая методология самой философии отвечает принципами и положениям полипарадигмальности и междисциплинарности, «онтологической относительности», нелинейности и вариативности знания, непознаваемости общей научной картины Мира и феноменов, таких как «психическое», «сознание» и других категорий, а понятие реальности, рассматривается лишь как поле («пространство») сосуществующих возможностей и т.д. Особый интерес в контексте философского обоснования теоретической базы методологии всего блока пенитенциарных психологических наук (юридической и пенитенциарной психологии, психотерапии, аддиктологии, девиантологии, стрессологии и других) имеет синкрезис естественнонаучного гуманитарного познания мира и человека. 

И если раньше к задачам философии относилось изучение всеобщих законов развития мира и общества; процесса познания и мышления; нравственных категорий и ценностей, то новейшая философия в сфере гуманитарного познания сама становится человекосоразмерной, поскольку включает в себя цели и смыслы деятельности человека.

Человек при этом, с его разумом, чувствами и желаниями является направляющим   компонентом методологии не только научного познания мира и себя, но и всемирной истории и бытия. Области философского познания с выработанной ясной и работоспособной парадигмой  В  методологии выделяются из современной философии и психологии   в   новые научные дисциплины. Примером этого процесса   является   создание  базисной  философско-диалектической   психологии, которое является новым направлением в науке.

Список литературы

1. Вейль, Г. Симметрия / Г. Вейль. - Москва: Наука, 1968. - 132 с. ISBN- 2-2-2 163-67. - Текст непосредственный.

2. Ганзен, В. А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен. - Ленинград: ЛГУ, 1984. - 176 с. - ISBN 634-4-95731-703-2. - Текст непосредственный.

3. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М., 2010. 592 с.

4. Ковалев, С. В., Оботурова Н.С., Чирков, А. М, Метапарадигма духовности в методологии юридической психологии Журнал Пенитенциарная наука, 2019, том 1, № 1, 126 с.

5. Ковалев, С.В., Чирков А.М. Идеи консерватизма в методологии юридической психологии и психотерапии осужденных Журнал Пенитенциарная наука, 2020, том 14, № 1, 110-117;

6. Малышев К. Б., Потемкин П. В., Чирков А. М. Базисно-конструктивный подход к изучению типологии стрессогенности личности в уголовно-исполнительной системе. Журнал: Прикладная юридическая психология, № 3, 2021 г. - 22-29 с.

7. Малышев, К. Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск: ВИПЭ, 2020. - 215 с. ISBN 978-5-907311-73-2.

8. Малышев, К. Б. Системно-базисное многомерное проектирование типологической информации / К. Б. Малышев, О. А. Малышева. - Вологда: ВоГУ, 2018. - 216 с. ISBN 978-5-87851-808-6. - Текст непосредственный.

9. Мамардашвили, М. К,, Пятигорский, А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Языки русской культуры, 1997. - 224 с.;

10. Организация психологической службы в УИС [Текст]: Учебное пособие; 4-е изд., перераб. и доп. / А.Н. Михайлов, Ф.И. Ушков, Н.Г. Соболев, А.О. Бурцев, М.А. Дворянчиков. - Киров: ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2020. - 216 с.;

11. Поздняков, В. М. Актуальные проблемы пенитенциарной психологии как науки и области психопрактики [Текст] / В. М. Поздняков // Юридическая психология. - 2015. - N 2. - С. 3-8.

12. Чирков А. М. Методология психотерапии осужденных: учебное пособие / А. М. Чирков, Н. Г. Соболев; Федеральная служба исполнения наказаний, Вологодский институт права и экономики. - Вологда: ВИПЭ, 2020. - 212 с.

13. Чирков А. М., Ковалев С. В., Оботурова Н. С. Сотериологический потенциал развития теоретико-методологических основ юридической психологии и психотерапии осужденных Журнал Пенитенциарная наука, 2019, Том 13, № 3, 410-415 С.

14. Шафрановский, И. И. Симметрия в природе / И. И. Шафрановский. - Ленинград: Недра, 1968. - 154 с. ISBN- 2-1-3451-26. - Текст непосредственный.

15. Шрейдер, Ю. А. Системы и модели / Ю.А. Шрейдер, А. А. Шаров. - Москва: Радио и связь, 1982. - 154 с. ISBN 1-00-221719-2.

16. Шубников, А.В. Симметрия в науке и искусстве / А.В. Шубников, В.А. Нопщик. - Москва: Наука, 1972. - 173 с. ISBN- 1-3-5792-13. 5.

17. Шуцкий, Ю.К. Китайская классическая книга перемен / Ю.К. Шуцкий. - Москва: Наука, 1993. - 276 с. ISBN 1-34-175234-2. - Текст непосредственный. Китайская книга перемен (гексаграммы).

Рецензии
1. Философско-базисная модель психологии личности в пенитенциарной практике Авторы: Петров Владислав Евгеньевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?