Россия
Калуга, Калужская область, Россия
Россия
Калуга, Россия
В статье рассматривается средовый подход как основа формирования исследовательских компетенций будущих учителей. Исследова-тельские компетенции входят в число общих компетенций, предусматриваемых ФГОС ВО. Поэтому проблема подготовки педагога-исследователя является одной из актуальных тем педагогики высшей школы. Целью исследования является изучение динамики формирования исследовательских компетенций у будущих учителей под влиянием образовательной среды вуза. В результате сравнительного анализа знаний и умений студентов в области осуществления исследовательской деятельности был сделан вывод о влиянии образовательной среды на формирование исследовательской позиции у будущего педагога. Обобщив опыт трёх региональных вузов с точки зрения построения образовательной среды, были выявлены её основные компоненты (пространственный, институциональный, программный, организационный, содержательный и конкурсный).
педагогическое образование, исследовательская деятельность студентов, исследовательская компетентность, средовый подход, образовательная среда вуза
1. Батракова И.С., Глубокова Е.Н. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. - № 8-9. - С. 9-19. - DOIhttps://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19.
2. Ваганова В.Г. Концептуальные основы методической системы обучения физике бакалавров технического направления в информационной образовательной среде вуза // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4. - С. 81. - DOIhttps://doi.org/10.17513/spno.30088.
3. Гафуров И.Р. Ценностные ориентиры российского учителя: современные задачи педагогического образования // Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Экон-Информ», 2020. - С. 144-151
4. Губайдуллин А.А. К вопросу о содержании и структуре исследовательской компетентности обучающихся // Образование и саморазвитие. - 2010. - № 5(21). - С. 120-124
5. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 3. - С. 48-56
6. Загвязинский В.И. О перспективных подходах к подготовке педагогических кадров в университете // Практико-ориентированная подготовка педагогов-исследователей в системе профессионального образования. - Тюмень: Тюменский государственный университет, 2016. - С. 9-14
7. Козырев В.А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. - Санкт-Петербург, 1999. - 387 с.
8. Котова Н.А. Инновационно-образовательная среда вуза: анализ сущности и структурных компонентов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - Т. 25. - № 184. - С. 15-24. - DOIhttps://doi.org/10.20310/1810-0201-2020-25-184-15-24.
9. Лукашенко С.Н. Модель развития исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневого обучения (на примере изучения математических дисциплин) // Образование и наука. - 2012. - № 1(90). - С. 73-85
10. Менг Т.В. Средовый подход к организации образовательного процесса в современном вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 52. - С. 70-83
11. Молостова Н.Ю. Современные подходы к определению образовательной среды школы в зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследованиях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - Т. 15. - № 2-2. - С. 398-402
12. Павлова О.А., Чиркова Н.И. Одна тема проекта - множество идей: на примере проектирования математического календаря // Профильная школа. - 2019. - Т. 7. - № 5. - С. 8-13. - DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5da0282b9acc87.43184839
13. Павлова О.А., Чиркова Н.И. Формирование профессиональных компетентностей в области преподавания математики у бакалавров через событийный характер аудиторной и внеаудиторной // Гуманизация образования. - 2018. - № 5. - С. 88-93
14. Павлова О.А., Чиркова Н.И. Математический праздник как компонент методико-математической подготовки будущего учителя // Гуманизация образования. - 2018. - № 1. - С. 30-35
15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование» (с изменениями и дополнениями) Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf
16. Роберт И.В. Развитие информатизации образования в условиях цифровой трансформации // Педагогика. - 2022. - Т. 86. - № 1. - С. 40-50
17. Ясвин В.А. Оценка студентами университетской среды на основе метода векторного моделирования // Известия Саратовского университета, Акмеология образования. Психология развития. - 2012. - Т. 1. - № 2. - С. 33-37
18. Garrison D., Anderson T., & Archer W. (1999). Critical Inquiry in a Text-Based Environment: Computer Conferencing in Higher Education. The Internet and Higher Education, 2, 87-105. URL: https://doi.org/10.1016/S1096-7516(00)00016-6
19. Gastager A., Hagenauer G., Moser D., & Rottensteiner E. (2022). Fostering preservice teachers’ openness to educational theory and self-regulation as elements of their epistemic reflective competence: Results from a mixed-methods intervention study in Austria. International Journal of Educational Research, 112, 101918. - URL: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2021.101918
20. Pavlova O. A. Chirkova N.I., Burlakova I.I. Building a practice-oriented model of preservice teacher education // SHS Web of Conferences: International Scientific and Practical Conference “Teacher Professionalism: Psychological and Pedagogical Support of a Successful Career” (ICTP 2020), Yalta, October 21-23, 2020. Yalta: EDP Sciences, 2020. P. 00094. DOIhttps://doi.org/10.1051/shsconf/20208700094