КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОСВОЕНИЯ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сегодня в русле модернизации образования важной задачей деятельности образовательных организаций становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания и саморазвития. Согласно материалам Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, в Законе об образовании в Российской Федерации, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», акцент в воспитательной практике постепенно смещается в сторону поддержки становления личности, развития способности к самореализации. В качестве одного из условий, способного обеспечить саморазвитие учащихся, в современной образовательной практике выступает внеурочная деятельность, которой сегодня отведена особая роль в развитии и воспитании подрастающего поколения. Согласно материалам по внедрению ФГОС начального общего образования под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В статье представлено авторское видение конструирования модели сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС начального общего образования в условиях сельских школ. Модель основана на принципах гибкости, вариативности, индивидуализации, творческого взаимосодействия всех участников образовательного процесса, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, региональных особенностей образовательного пространства сельских школ. Особое внимание уделено анализу структурных компонентов модели, условиям ее реализации в образовательной практике. Модель состоит из трех блоков: методического, информационного и психолого-педагогического, их реализация опирается на выработанные адекватные механизмы психолого-педагогического сопровождения учащихся (активнодеятельностная основа притязаний на признание, соподчинение мотивов в иерархичном превалировании нравственных норм, наличие мотива самопринятия и стремления к саморазвитию, профилактика и коррекция негативных психологических образований). Важным аспектом является оснащение модели авторской технологией мониторинга измерения результатов ее функционирования касательно каждого структурного блока (методического, психолого-педагогического, информационного). Предложенная модель сопровождения саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС начального общего образования в условиях сельских школ может найти широкое применение в региональной образовательной практике в контексте организации внеурочной деятельности младших школьников. В настоящее время апробация модели проводится на базе сельских школ Юхновского района Калужской области.

Ключевые слова:
ФГОС начального общего образования, саморазвитие, внеурочная деятельность, мониторинг.
Текст

Характерной чертой современного этапа обновления образовательного процесса является ориентация на максимальную индивидуализацию сопровождения развития учащихся, призванную обеспечить достижение результатов и эффектов в их личностном, социальном и интеллектуальном развитии. Именно так ставится вопрос в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, Законе «Об образовании в Российской Федерации», материалах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Важной задачей деятельности образовательных организаций становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания и саморазвития. Акцент в воспитательной практике постепенно смещается в сторону поддержки индивидуального становления личности, развития у нее способности к самореализации.

Взгляды отечественных психологов на проблему саморазвития личности едины в принципиальном утверждении, согласно которому в процессе саморазвития человек приобретает много новых качеств и способностей, которые ранее не были актуализированы (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Михайлова, Н.А. Низовских, А.Б. Орлов, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская и др.) [6, 10].

Список литературы

1. Иванов Н.Г., Иванова И.В. Единая информационно-образовательная система: новый подход к реализации психолого-педагогического сопровождения саморазвития обучающихся внешкольных учреждений // Нижегородское образование. 2012. №3. С. 142-149.

2. Иванова И.В. Модульная образовательная программа дополнительного образования детей «Человек - Вселенная». Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. 154 с.

3. Иванова И.В. Психолого-педагогическая поддержка современных детей и подростков // Психолого-педагогические основания формирования ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в системе образования: Сборник научно-методических материалов. М.: ЦНПРО, 2013. С. 100-104.

4. Иванова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития учащихся: учебно-методич. пособие. Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. 355 с.

5. Иванова И.В. Развитие психологической компетентности педагогов: учебно-методич. пособие. Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. 150 с.

6. Иванова И.В. Саморазвитие личности: психолого-педагогический аспект: Монография. Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. 265 с.

7. Иванова И.В., Финашина Т.А. Проектирование и реализация индивидуальных маршрутов в условиях компетентностного подхода в образовании // Формирование ключевых компетенций обучающихся через разнообразные виды деятельности: Сборник докладов республик. Макаренковские педагогические чтения. В 2 ч. Ч. 1. Абакан: РОСА, 2012. С. 5-7.

8. Логинова Л.Г. Программный ресурс дополнительного образования детей: опыт системного знания // Методист. 2011. № 2. С. 29-34.

9. Скандарова Н.Б. Образовательная программа дополнительного образования детей «Наш дом - Вселенная» // Сборник программ лауреатов областного конкурса образовательных программ дополнительного образования детей. Калуга: Креатив центр, 2011. С. 5-41.

10. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 2000. 288 с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373. М., 2009.

Войти или Создать
* Забыли пароль?