Россия
аспирант
Россия
Россия
Отмечается, что геометро-графические дисциплины традиционно вызывают сложности при изучении у студентов начальных курсов. Указывается, что требования к качеству обучения и обеспечению успеваемости взаимно обратны и находятся в противоречии с ограниченностью числа учебных часов, которое неуклонно сокращается уже многие годы. Приводятся данные о числе часов, выделяемых на изучение геометро-графических дисциплин в вузах России. Перечисляются основные причины проблем геометро-графической подготовки студентов. Первая причина – попытка передавать знания и умения из трех различных разделов – математики (начертательная геометрия), информатики (компьютерная графика) и инженерного дела (инженерной графики) в условиях нехватки аудиторных часов. Приводятся сведения о содержании классических учебников начертательной геометрии, инженерной графики. Вторая причина – сложность развития пространственного мышления. Отмечается, что информационные технологии, облегчающие понимание изображений, не решают проблему развития пространственного мышления. Приводятся сведения о неоднородности студентов по психофизиологическим особенностям пространственного мышления в целом и по различным типам математического мышления. Третья причина – плохая начальная подготовка студентов. Указываются особенности и причины. Приводятся основные способы повышения мотивации студентов к изучению геометро-графических дисциплин. Четвертая причина – неготовность студентов к самостоятельной работе. Указываются причины. Приводятся основные способы повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Подробно рассматриваются недостатки автоматического контроля в форме тестирования и автоматической проверки решений графических задач. Пятая причина – различие требований к геометро-графической подготовке для разных образовательных направлений, специальностей и профилей. Отмечается наличие в геометро-графическом цикле дисциплин инвариантного (общего для разных специальностей и профилей подготовки) ядра и предметных настроек. Шестая причина – высокие требования к преподавателям геометро-графических дисциплин. Отмечается проблема подготовки педагогических кадров высшей школы в области геометро-графического образования. Делаются выводы о необходимости создания методической системы подготовки, которая учитывает и решает указанные проблемы.
геометро-графическая подготовка, геометро-графические дисциплины, высшее техническое образование, анализ проблем, методическая система, управление качеством обучения
1. Абросимов С.Н. Проектно-конструкторское обучение инженерной графике: вчера, сегодня, завтра [Текст] / С.Н. Абросимов, Д.Е. Тихонов-Бугров // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 3. - С. 47-57. - DOI:https://doi.org/10.1237/14419.
2. Андрюшина Т.В. Оптимизация структуры и содержания графических дисциплин с позиции модульно-компетентностного подхода [Текст] / Т.В. Андрюшина, Г.Н. Свичкарева, В.А. Ковалев // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - C. 77-79. - DOI:https://doi.org/10.12737/2098.
3. Арустамов Х.А. Сборник задач по начертательной геометрии [Текст] / Х.А. Арустамов - М.: Машиностроение, 1978. - 445 с.
4. Боголюбов С.К. Инженерная графика: учебник для средних специальных и высших учебных заведений. [Текст] / С.К. Боголюбов - М.: Машиностроение, 2002. - 352 с.
5. Бойков А.А. Автоматизация проверки инженерно-графических заданий [Текст] / А.А. Бойков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2016. - Т. 1. - С. 99-120.
6. Бойков А.А. Верифицируемость инженерно-графических задач как необходимое условие эффективной самостоятельной работы // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - Пермь: ПНИПУ, 2016. - Т. 1. - С. 177-190.
7. Бойков А.А. Использование компьютерной системы для методического обеспечения графических курсов [Текст] / А.А. Бойков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 2. - С. 52-53. - DOI:https://doi.org/10.12237/791.
8. Бойков А.А. Компьютерная проверка решений задач начертательной геометрии для инженерно-графического образования [Текст] / А.А. Бойков // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 66-81. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-66-81.
9. Бойков А.А. О применении графических мультитестов в системе компьютерного обучения по инженерной графике [Текст] / А.А. Бойков // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. Материалы V Междунар. научно-практ. интернет-конференции (г. Пермь, февраль - март 2015 г.). - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2015. - С. 341-355.
10. Бойков А.А. К вопросу о методике использования алгоритмов при решении задач начертательной геометрии [Текст] / А.А. Бойков, А.А. Сидоров, А.М. Федотов // Геометрия и графика. - 2018. - Т. 6. - № 3. - С. 56-68. - DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5bc45add9a2b21.45929543.
11. Бойков А.А., Федотов А.М. Инструмент для решения задач начертательной геометрии из раздела «Точка, прямая, плоскость» и их проверки [Текст] / А.А. Бойков, А.А. Федотов // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сб. тр. Международной науч.-практ. конф. 20 апреля 2018 года Брест, Республика Беларусь Новосибирск, Российская Федерация. - Брест, БрГТУ, 2018. - С. 41-46.
12. Бойков А.А., Федотов А.М. Обзор компьютерных технологий для проверки и самопроверки решений графических задач [Текст] / А.А. Бойков, А.А. Федотов // Проблемы координации работы технических вузов в области повышения качества инженерно-графической подготовки студентов: материалы науч.-метод. конф. (с. Дивноморское, 10-16 сентября 2018 г.); Донской гос. техн. ун-т. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2018. - С. 171-189.
13. Бочарова И.Н., Демидов С.Г. Организация контроля знаний студентов по инженерной графике в техническом университете [Текст] / И.Н. Бочарова, С.Г. Демидов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 5-3 (44). - С. 102-104.
14. Василенко А.В. Уровни развития пространственного мышления учащихся на уроках геометрии [Текст] / А.В. Василенко // Наука и школа. - 2011. - № 2. - С. 62-65.
15. Волошин-Челпан Э.К. Начертательная геометрия. Инженерная графика: учебник для химико-технологических специальностей вузов. [Текст] / Э.К. Волшин-Челпан. - М.: Академический проект, 2009. - 183 с.
16. Вольхин К.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета [Текст] / К.А. Вольхин, Т.А. Астахова // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 3. - С. 25-30. - DOI:https://doi.org/10.12737/6522.
17. Воронина М.В. «Перевернутый» курс инженерной геометрии и компьютерной графики [Текст] / М.В. Воронина, О.Н. Мороз // Геометрия и графика. - 2017. - Т. 5. - № 4. - С. 52-67. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5a1800312afad8.68723389.
18. Геометрическое моделирование в инженерной и компьютерной графике: учеб. пособие [Текст] / К. Л. Панчук, А. А. Ляшков, Н. В. Кайгородцева, Л. М. Леонова; Минобрнауки России, ОмГТУ. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. - 460 с.
19. Гордон В.О. Сборник задач по курсу начертательной геометрии [Текст] / В.О. Гордон, Ю.Б. Иванов, Т.Е. Солнцева. - М.: Наука, 1977. - 352 с.
20. Горнов А.О. Базовая геометро-графическая подготовка на основе 3D-электронных моделей [Текст] / А.О. Горнов, Е.В. Усанова, Л.А. Шацилло // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 3. - С. 43-49. - DOI:https://doi.org/10.12737/6524.
21. Горшенева И.А. Функции и формы контроля как важнейшего компонента учебно-воспитательного процесса [Текст] / И.А. Горшенева, А.К. Буравлева, Е.А. Буравлев // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 4. - С. 301-304.
22. ГОСТ 2.102-2013. ЕСКД. Виды и комплектность конструкторских документов. - М.: Стандартинформ, 2014.
23. Григоревская Л.П. Разработка специальных дидактических средств для повышения качества обучения дисциплине «Инженерная графика» [Текст] / Л.П. Григоревская, Л.Б. Григоревский, А.В. Полкова // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ra zrabotka-spetsialnyh-didakticheskih-sredstv-dlya-povysheniya-kachestva-obuche-niya-distsipline-inzhenernaya-grafika.
24. Грошева Т.В. К вопросу об эффективности мониторинга качества графической подготовки студентов [Текст] / Т.В. Грошева, Г.Г. Шелякина // Геометрия и графика. - 2017. - Т. 5. - № 4. - С. 75-82. - DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5a18072dd1a667.42394929.
25. Долотова Р.Г., Долотов А.Е. Применение информационных образовательных ресурсов для повышения эффективности самостоятельной работы студентов [Текст] / Р.Г. Долотова, А.Е. Долотов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=24382 (дата обращения: 15.01.2023)
26. Ечмаева Г.А. Пространственное мышление педагогов профессионального обучения в области технических дисциплин: постановка проблемы [Текст] / Г.А. Ечмаева // Современные наукоемкие технологии. - 2018. - № 9. - С. 171-176.
27. Засов С.В. Пути совершенствования методов контроля знаний учащихся по начертательной геометрии [Текст] / С.В. Засов, Е.С. Шнарас, Л.Л. Андрюшенкова // Вестник Учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования. - 2011. - № 3. - С. 141-144.
28. Иванов Г.С. Начертательная геометрия: учебник [Текст] / Г.С. Иванов. - 3-е изд. - М.: Изд-во ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2012. - 340 с.
29. Иванова М.А. Развитие конструктивно-геометрического мышления при творческой работе учащихся в процессе изучения инженерной графики [Текст] / М.А. Иванова, С.Б. Клименкова, Е.Ю. Воронина // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2012. - № 5 (64).
30. Игнатьев С.А. Дополненная реальность в начертательной геометрии [Текст] / С.А. Игнатьев, З.О. Третьякова, М.В. Воронина // Геометрия и графика. -2020. - Т. 8. - № 2. - С. 41-50. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-41-50.
31. Игнатьев С.А. Опыт разработки электронных средств обучения для преподавания геометро-графических дисциплин [Текст] / С.А. Игнатьев, З.О. Третьякова, А.И. Фоломкин, О.Н. Мороз // Геометрия и графика. - 2017. - Т. 5. - № 2. - С. 84-92. - DOI:https://doi.org/10.12737/article_5953f362d92c46.58282826.
32. Каплунович И.Я., Верзилова Н.И. Учет индивидуальных особенностей мышления при обучении учащихся решению математических задач [Текст] / И.Я. Каплунович, Н.И. Верзилова // Психологическая наука и образование. - 2003. - № 4. - С. 74-80.
33. Коногорская С.А. Особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся [Текст] / С.А. Коногорская // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. - № 1 (15). - С. 142-152.
34. Коногорская С.А. Особенности развития компонентов пространственного мышления школьников на разных ступенях общего образования [Текст] / С.А. Коногорская // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2019. - Т. 18. - № 4 (153). - С. 91-99.
35. Королевич А.И. Элементы теории информации в геометрии графического отображения [Текст] / А.И. Королевич // Сборник науч.-метод. статей по НГ и ИГ. Вып. 3. - М.: Высшая школа, 1976. - С. 66-69.
36. Котиц Т.М. Проблемы и решения при компьютеризации графических дисциплин в вузе [Текст] / Т.М. Котиц, А.М. Башкатов, Д.А. Юрочкина // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 4. - C. 22-27. - DOI:https://doi.org/10.12737/6528.
37. Котов И.И. Сборник задач по начертательной геометрии. (На принципах программированного обучения) [Текст] / И.И. Котов, Е.В. Амиянц, В.А. Осипов - М.: Высшая школа, 1970. - 192 с.
38. Крайнова М.Н. О создании учебно-методического комплекса для сопровождения графической подготовки студентов [Текст] / М.Н. Крайнова, Е.П. Александрова, И..Д. Столбова, Л.В. Кочурова // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 2. - C. 29-37. - DOI:https://doi.org/10.12737/1216.
39. Кулдыбаев А.К. Современный практико-ориентированный подход к осуществлению преподавания инженерной графики [Текст] / А.К. Кулдыбаев // Педагогика и психология. - 2021. - № 4 (49). - С. 148-159.
40. Курс начертательной геометрии (с учетом принципов программированного обучения) [Текст] / под ред. Н.Ф. Четверухина. - М.: Высшая школа, 1968. - 266 с.
41. Логиновский А.Н. Формирование и развитие профессиональных навыков студентов в курсе начертательной геометрии [Текст] / А.Н. Логиновский, Л.И. Хмарова, Е.А. Усманова // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 3. - № 2. - С. 46-51. - DOI:https://doi.org/10.12737/12168.
42. Нефедовский В.А. Исследование в области развития пространственного мышления будущего военного летчика [Текст] / В.А. Нефедовский, Ю.А. Савицкий, В.В. Терехов // Гуманитарные и социальные науки. - 2021. - № 2. - С. 226-237.
43. Паклина А.В. Контроль в системе профессионального образования: сущность, задачи, требования [Текст] / А.В. Паклина // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. - № 3 (19). - С. 25-30.
44. Петухова А.В. Инженерно-графическая подготовка студентов строительных специальностей с использованием современных программных комплексов [Текст] / А.В. Петухова // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 1. - С. 47-58. - DOI:https://doi.org/10.12737/10458.
45. Сальков Н.А. Качество геометрического образования при различных подходах к методике обучения [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 4. - С. 47-60. DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-8-4-47-60.
46. Сарбалина Б.Дж. Методика развития пространственного мышления студентов по инженерной графике [Текст] / Б.Дж. Сарбалина, А.А. Таскаирова, А.Г. Джакупова // Вестник педагогических наук. - 2021. - № 7. - С. 153-158.
47. Семагина Ю.В. Об эффективности геометро-графической подготовки студентов [Текст] / Ю.В. Семагина, С.И. Павлов, А.В. Кострюков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1921-1925.
48. Серга Г.В., Кузнецова Н.Н. Использование мультимедийных технологий для проведения занятий по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная графика» для студентов инженерно-строительного факультета КГАУ [Текст] / Г.В. Серга, Н.Н. Кузнецова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ). - Краснодар: КубГАУ, 2015. №107(107). - С. 1780-1793.
49. Скорюкова Я.Г. Нулевой контроль как составная часть методики обучения геометро-графическим дисциплинам [Текст] / Я.Г. Скорюкова, А.Г. Буда, О.П. Мельник // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 2. - C. 32-36. - DOI:https://doi.org/10.12737/5589.
50. Спасская Н.А., Ильина Г.И. Контроль знаний курсантов на занятиях по начертательной геометрии и инженерной графике [Текст] / Н.А. Спасская, Г.И. Ильина // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - 2017. - Т. 11. - № 1. - С. 114-116.
51. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических вузах [Текст] / И.Д. Столбова // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 30-41. - DOIhttps://doi.org/10.12737/386.
52. Столбова И.Д. Об обеспечении качества предметного обучения студентов технического университета [Текст] / И.Д. Столбова // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 4. - C. 27-37. - DOI:https://doi.org/10.12737/17348.
53. Суфляева Н.Е. Современные аспекты преподавания графических дисциплин в технических вузах [Текст] / Н.Е. Суфляева // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 4. - С. 28-33. - DOI:https://doi.org/10.12737/8294.
54. Тен М.Г. Формирование профессиональных компетенций студентов технических специальностей в процессе графической подготовки [Текст] / М.Г. Тен // Геометрия и графика. 2015. - Т. 3. - № 1. - C. 59-63. - DOI:https://doi.org/10.12737/10459.
55. Томилин С.А. Обеспечение производственной направленности процесса обучения инженерной графике практико-ориентированных бакалавров [Текст] / С.А. Томилин, Р.А. Ольховская, А.Г. Федотов // Научно- методический электронный журнал Концепт. (in Russian). - 2016. - № 3. - С. 86-90.
56. Томилова О.В. Опыт применения концепции геймификации для повышения эффективности учебных занятий [Текст] / О.В. Томилова // Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации. - 2015. - Т. 1. - С. 376-389.
57. Турутина Т.Ф. Применение информационных технологий в методике проверки графической грамотности будущих специалистов [Текст] / Т.Ф. Турутина, Д.В. Третьяков // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 1. - С. 45-56. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-45-56.
58. Усанова Е.В. Психолого-педагогические аспекты геометро-графической подготовки в техническом вузе с использованием медиатехнологий и CAD-систем [Текст] / Е.В. Усанова // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 1. - C. 59-62. - DOI:https://doi.org/10.12737/2093.
59. Хусаинов Р.Н. Пути повышения эффективности занятий по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» [Текст] / Хусаинов Р.Н., Васильева Л.М., Сагадеев В.В., Грудинина И.В., Михайлова С.Н. // Вестник технологического университета. - 2011. - Вып.23. - С. 330-334.
60. Чекмарев А.А. Инженерная графика: учеб. для немаш. спец. вузов. [Текст] / А.А. Чекмарев - М.: Высшая школа, 1988. - 335 с.
61. Чепурных Н.К. Повышение эффективности преподавания инженерной графики [Текст] / Н.К. Чепурных // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2009. - № 3 (50). - С. 109-114.
62. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. [Текст] / И.С. Якиманская - М.: Педагогика, 2005. - 240 с.
63. Ярошевич О.В. Резервы совершенствования геометро-графической подготовки современного инженера [Текст] / О.В. Ярошевич, Н.В. Зеленовская // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 2. - С. 37-42. - DOI:https://doi.org/10.12737/5590.