сотрудник
Россия
с 01.01.2015 по настоящее время
Ижевск, Удмуртская республика, Россия
сотрудник
Казань, Республика Татарстан, Россия
сотрудник
Казань, Республика Татарстан, Россия
сотрудник
В современных условиях конкуренции в бизнесе управленческий учет призван быстро реагировать на новые технологические возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции, в том числе путем модернизации, приобретения дополнительного оборудования и выпуска продукции с использованием отходов от действующего производства. Цель исследования – выработка управленческого решения для освоения нового производства на имеющейся сырьевой базе (отходы от действующего производства) путем своевременного применения инструментов управленческого учета (мониторинга, бизнес-планирования). Определен алгоритм реализации проекта путем классификации факторов влияния на рост объема производства, реализации продукции и повышения ее качества. Первоначальные затраты для подготовки и запуска нового производства на базе действующего составят 48,2 млн руб., предполагаемая годовая прибыль от производства жидких органических удобрений – 264,6 млн руб. Предложены основные принципы формирования благоприятных микро- и макроэкономических условий в управленческом учете: мониторинговые исследования внутренней среды и внешней среды, бизнес-планирование. Их реализация будет способствовать принятию управленческих решений по вводу нового производства путем анализа собственных возможностей (ресурсов) и привлечения заемных средств с учетом спроса и мест реализации выпускаемого продукта. Предложено совместить этапы ввода в эксплуатацию нового производства (строительство и запуск производственного комплекса для получения биогумуса, комплекса для получения жидкого органического удобрения; строительство и запуск линии розлива и упаковки жидкого органического удобрения) с этапами реализации проекта выпуска продукции, что благоприятно влияет на эффективность.
управленческий учет, бизнес-планирование, жидкие органические удобрения, производство
Введение. Современные санкционные условия диктуют необходимость изыскания новых технологических и экономических возможностей расширения производства основной и дополнительной продукции [1].
В рыночных условиях от организаций требуется разработка новых технологических подходов для повышения рентабельности, доходности, прибыльности и платежеспособности на основе принятия современных управленческих решений, используя информационное поле управленческого учета [2]. Такой путь развития экономического субъекта с использованием грамотного управленческого учета способствует повышению эффективности деятельности предприятия, а также расширению перспектив его развития [3, 4, 5].
Важным аспектом успешного функционирования и экономического развития организаций и в целом бизнеса служит обеспечение управленческим персоналом учетно-управленческими данными руководства хозяйствующего субъекта путем анализа, мониторинга и иных аналитических действий, в том числе прогнозных и плановых показателей, путем составления бизнес-плана, бюджета и др. в системе управленческого учета [6, 7].
Управленческий учет для принятия стратегических решений в управлении деятельностью хозяйствующим субъектом включает совокупность методических и практических подходов с целью своевременного реагирования на изменения внутренней и внешней среды [8, 9].
Управленческий учет – это средство изучения прошлой и текущей информации, прогнозных аналитических исследований информации на перспективу, анализа микро- и макроэкономических условий в стране и тенденций за рубежом [10]. Передача информации в управленческом учете осуществляется с использованием цифровых технологий и технических коммуникаций от учетно-управленческого персонала к руководителю организации для осуществления оперативного управления и принятия решений [11].
В системе управленческого учета формируется информация из сфер финансовой, налоговой и управленческой деятельности, а также целевые, прогнозно-бюджетные и смоделированные имитационные информационные условия функционирования бизнеса с учетом различных факторов и угроз внутренней и внешней среды [12].
Следует отметить, что производственный учет затрат и калькулирование себестоимости продукции служат составными элементами управленческого учёта, соединяющими информационные поля финансового, управленческого и налогового учёта в рамках организации [13].
Характерным и принципиальным фактором учета в управлении деятельностью бизнеса служит скорость предоставления информации в условиях быстроменяющейся внутренней и внешней политики, а также бизнес среды. Поэтому расширение возможностей и сферы применения управленческого учета в рамках управления организацией с целью модернизации и освоения новых современных технологии в хозяйствующем субъекте приобретает особую актуальность [14, 15, 16].
Цель исследования – выработка управленческого решения для освоения производства новой продукции на имеющейся сырьевой базе (отходы от действующего производства) путем своевременного применения инструментов управленческого учета (мониторинга, бизнес-планирования).
Условия, материалы и методы. Объектом исследования служит управленческий учет как главная информационная составляющая стратегического управления организации. В связи с этим задачи управленческого учета состоят в поиске новых и мониторинге действующих технологических и экономических возможностей улучшения работы предприятия.
Организация производства нового вида продукции направлена на создание благоприятных микро- и макроэкономических условий роста объемов и повышения качества продукции, получение дополнительного дохода для обеспечения освоения новых технологий, сокращение доли импорта в структуре потребления отечественных сельскохозяйственных организаций. Использование удобрений служит одним из самых эффективных способов повышения экономической эффективности отрасли растениеводства, что обеспечивает стабильный спрос на этот вид продукции. Для устойчивого развития и дальнейшего наращивания объемов производства продукции кроме технического сопровождения и технологических процессов необходимо выполнение управленческих и организационно-экономических мероприятий: грамотная организация труда (управление человеческими ресурсами), рациональное использование ресурсов, проведение мониторинговых исследований рынка сбыта и др.
Организацию производства планировали на территории действующих производственных площадок, что обусловлено наличием достаточного количества исходного сырья, готовых производственных площадей с необходимыми разрешениями, потребностью в переработке отходов производства сельскохозяйственной продукции, наличием квалифицированного персонала, логистики и др.
Проектное решение сводится к следующему: в хозяйствующем субъекте, осуществляющим выпуск молочной продукции (сыр, масло), планируется производство жидких органических удобрений микробиологическим способом на основе отходов действующего производства.
При проведении экономических исследований и расчетов в управленческой бухгалтерии были приняты допущения: расчетный период проекта (период производства и реализации) составил 1 год с выходом на планируемую мощность по производству удобрений – 7 месяцев. При этом проектирование, оформление, закупка, изготовление, доставка и монтаж оборудования должна занять 6 месяцев. Оптовая цена готового продукта принята минимальной, по сравнению с аналогами, – 130 руб. за 1 л.
В процессе исследований изучали нормативные акты, научные труды отечественных экономистов в области управленческого учета, анализа, организации и управления. В работе использовали общенаучные методы: анализ, синтез, моделирование и абстрагирование и др.
Результаты и обсуждение. Для освоения производства нового вида дополнительной продукции необходимо рассчитать его себестоимость путем анализа, мониторинга внутренней и внешней среды и составления бизнес-плана.
Производство, потребление и качество выпускаемых продуктов составляют фундаментальную основу жизнедеятельности хозяйствующего субъекта. На формирование благоприятных микро- и макроэкономических условий для развития производства оказывает влияние ряд факторов, которые можно классифицировать по группам: создание продукта, рассредоточение и обмен продукта, использование продукта (рис. 1).
Группировка показателей |
- углубление специализации и повышение концентрации производства. - рост объемов производства продукции, сырья и продовольствия.
- модернизация действующих и ввод в эксплуатацию производственных мощностей, ресурсосберегающих технологий. - повышение обеспеченности и эффективность использования средств производства. - повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой отечественной продукции. |
1.Уровень развития рыночной инфраструктуры 2. Развитие национального рынка выпускаемой продукции и его емкость 3.Объективная потребность бизнеса в поддержании, укреплении и развитии российских товаропроизводителей 4. Потребность в новых технологиях для выпуска продуктов и сырья 5. Уровень доходов и платежеспособность организации |
1. Уровень потребности национальных организаций в сырье и населения страны в продовольствии 2. Изменение потребности в сырье и продуктах питания благодаря применению отечественных технологий, повышению доходов, совершенствованию системы ценообразования на продовольствие |
Создание продукта |
Наименование групп факторов (сферы)
|
1.Экспансия |
2. Приращение |
3.Пуск |
4.Покрытие |
5.Достоинство |
Наименование факторов
|
Рассредоточение и обмен продукта
|
Использование продукта
|
Рис. 1 – Классификация факторов влияния на рост объема производства, реализации продукции и повышения ее качества (разработано авторами).
Предложенная классификация дает возможность конкретизировать основные принципы обеспечения хозяйствующего субъекта доходами, сельскохозяйственных организаций сырьем и населения страны продуктами питания.
Составляющие группы факторов «Создание продукта» отражают:
развитие сырьевой базы и перерабатывающей промышленности (основная цель — выпуск пищевой продукции и рациональное, целевое использование отходов производства, в том числе в качестве сырья);
поддержку отечественных товаропроизводителей на всех этапах развития (основная цель — обеспечение производительности и доходности хозяйствующего субъекта);
ввод ресурсосберегающих технологий и защита экономических интересов хозяйствующих субъектов (основная цель – регулирование системы планирования, налогообложения и ценообразования);
увеличение производственных мощностей, денежных доходов, платежеспособности населения (цель – повышение доли производства, размеров оплаты труда и экономической доступности сырья и продовольствия);
контроль качества выпускаемой и реализуемой продукции (основная цель – координационное планирование и управление выпущенной продукцией).
Составляющие группы факторов «Рассредоточение и обмен продукта» отражают:
уровень развития рыночной инфраструктуры – зависит от степени освоения цифровых технологий, онлайн-торговли и др.;
развитие и емкость национального рынка выпускаемой продукции – показатель, отражающий количество продукта, который потребитель может приобрести на конкретном рынке;
потребность бизнеса в поддержании, укреплении и развитии российских товаропроизводителей – в современных условиях это должно стать одной из составляющих системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
необходимость разработки новых технологий – инновационный процесс, который предполагает вовлечение качественного сырья, отходов (собственных и приобретаемых) в производство новой продукции, что решает ряд экологических проблем;
уровень доходов и платежеспособность организации, то есть способность организации получать доходы от продажи своей продукции и полностью в срок погашать свою кредиторскую задолженность (см. рис. 1).
Группа факторов по использованию продукта отражает уровень потребности организаций в сырье, а населения страны – в продуктах питания, и его изменение. Они характеризуют покупательную способность потребителей нового вида продукта, условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения.
Соблюдая рассмотренные принципы на предприятии можно организовать систему управленческого учета, которая будет способствовать освоению производства нового вида продукции.
Кроме того, задачи, поставленные в рамках управленческого учета проекта по модернизации производства и обеспечению ресурсосбережения позволят реализовать:
утилизацию собственных и приобретенных дополнительно органических отходов (продуктов питания растительного и животного происхождения, обрезков деревьев, опавших листьев, опилок, отходов сахарной, пивоваренной, винодельческой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, иловых осадков канализационных очистных сооружений и др.) с помощью микробиологических технологий;
производство жидкого органического удобрения комплексного действия, позволяющего проводить рекультивацию земель для сельского хозяйства, создавать плодородный слой почвы на песчаных, пустынных и скалистых грунтах, повышать урожайность сельскохозяйственных культур;
получение экологически безопасных стимуляторов роста для животноводства, птицеводства и рыборазведения;
решение экологических проблем предприятий, имеющих органические отходы (сыворотка, фильтрат (пермеат) и другие пищевые).
На основе учетно-управленческих манипуляций, расчетов и прогнозных действий в рамках бизнес-проекта определены ориентировочные сроки ввода в эксплуатацию нового производства (рис. 2), а также установлена техническая возможность одновременного строительства производственных комплексов (сортировочного, биореактора, линии розлива и др.). Предлагаемая схема организации производства новой продукции позволяет утилизировать отходы современных молочных заводов путем изготовления органических удобрений и тем самым увеличить рентабельность производства в целом.
Первый этап |
Строительство и запуск биореактора на микроорганизмах (3 месяца) |
Строительство и запуск сортировочного комплекса (3…6 месяцев) |
Второй этап |
Строительство и запуск производственного комплекса для получения Биогумуса (3 месяца) |
Третий этап |
Четвертый этап |
Строительство и запуск производственного комплекса для получения жидкого органического удобрения (6 месяцев) |
Строительство и запуск линии розлива и упаковки жидкого органического удобрения (6 месяцев) |
Пятый этап |
Рис. 2 – Сроки ввода в эксплуатацию нового производства (завода).
Основная управленческая (стратегическая) идея проекта состоит в утилизации отходов биотехнологическим способом. Конечный продукт такой переработки – жидкое органического удобрение комплексного действия. Его использование улучшает агрохимические свойства почвы, повышает урожай и улучшает качество сельскохозяйственной продукции. Предлагаемая технология производства органического удобрения практически исключает потери питательных веществ при длительном хранении продукта в специальных резервуарах, позволяет вносить их в наиболее благоприятные календарные сроки с использованием стандартных механизмов.
На основе отходов молочного производства в биореакторе с участием микроорганизмов запускается технология производство компоста, первая партия которого будет готова через 15 суток (рис. 3). Загрязнители, присутствующие в отходах, деструктурируются. На следующем этапе компост перемещают в производственный комплекс для производства биогумуса с использованием специальной культуры калифорнийского червя (длительность процесса до 90 суток). Готовый биогумус можно применять самостоятельно для рекультивации земель и обогащения их питательными веществами (создание плодородного слоя на песчаниках, солончаках, скальных грунтах и др.). На последнем этапе изготавливают вытяжку питательной органической составляющей биогумуса методом диспергирования и заселяют её адаптированными к этому раствору культурами азотофиксирующих бактерий (15 суток).
Через 7 месяцев после запуска проекта первая партия жидких органических удобрений готова к реализации.
Четвертый этап – отделение червей от биогумуса для последующего использования их в качестве белковой добавки в животноводстве, птицеводстве и рыбоводстве; получение из биогумуса вытяжки питательной органической составляющей.
|
Первый этап - сортировка отходов и отбор вторичных ресурсов. |
Второй этап – дробление отсортированных отходов, их орошение в биореакторе ассоциацией микроорганизмов и выдерживание компоста в течение 12…15 суток при температуре 18…24 0С (сохранение уровня температуры благодаря процессу разложения. |
Третий этап - выкладка компоста на лотки (бурты) и засев культурой промышленного калифорнийского червя (Eisenia Foetida). В результате совместной работы червей и микробиологической ассоциации происходит дальнейшее разложение органических отходов и насыщение смеси фульво- и гуминовыми кислотами – образуется биогумус. Временной интервал этапа – 30…90 суток (определяется временем размножения червей в лотках). Выход биогумуса – 50 % от начальной массы отходов.
|
Рис. 3 – Стандартный полный цикл производства жидкого органического удобрения.
Проектная мощность первой очереди производства: суточная масса переработки биогумуса – 1 т; масса готового продукта в сутки – 20 т; масса переработки биогумуса в месяц – 20 т; масса готового продукта в месяц – 200 т; масса годовой переработки биогумуса – 240 т; годовой объем жидкого органического удобрения (ЖОУ) – 2400 т, что равно 2 400 000 л. Расчет проводили исходя из 20 число рабочих дней в месяц, из которых 10 дней затрачивается на транспортировку сырья, загрузку и очистку производственных резервуаров, розлив готового продукта в тару
При составлении финансового плана проекта учитывали следующие затраты:
приобретение сухого биогумуса;
проектирование установки переработки биогумуса, приобретение, изготовление комплекта оборудования, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы;
переменные накладные расходы (транспорт, реклама продукта, сертификация, прохождение экспертиз, патентование и др.);
постоянные накладные затраты, включая расходы на заработную плату (табл. 1).
Таблица 1 – Смета и структура затрат (на основе данных аналитических изданий, рынка строительного бизнеса)
Наименование работ |
Общая стоимость, руб. |
Смета затрат |
|
Проектирование установки, приобретение комплектующего оборудования и материалов, изготовление комплекта оборудования предприятия, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы (оборудование) |
|
Переменные накладные затраты (реклама продукта, сертификация, прохождение экспертиз, патентование и др.) |
3 250 000 |
Постоянные (в месяц) накладные затраты (затраты на заработную плату, энергоносители и др.) |
3 950 000 |
Всего |
48 200 000 |
Оборудование и расчет стоимости затрат |
|
Мельница для подготовки биогумуса |
9 850 000 |
Кавитационный эмульгатор |
7 550 000 |
Обвязка кавитационного эмульгатора |
3 600 000 |
Полуавтоматическая станция розлива |
10 800 000 |
Подготовка производственного помещения |
9 200 000 |
Всего |
41 000 000 |
Постоянные затраты в месяц всего |
3 950 000 |
Первоначальные затраты для подготовки и запуска производства на базе действующего предприятия составят 48,2 млн руб. Ежемесячные расходы на производство жидких органических удобрений включают затраты на водо- и газоснабжение, на электроэнергию, заработную плату и др. (табл. 2). Годовая предполагаемая прибыль от ввода нового производства жидких органических удобрений составит 264,6 млн руб.
Таблица 2 – Предполагаемые ежемесячные расходы производства и доходы от продажи ЖОУ
Статья расходов |
Количество, л. |
Цена, руб./л. |
Стоимость, руб. |
Затраты на сырье |
|
|
400 000 |
Фонд оплаты труда (30 человек) |
|
|
1 500 000 |
Налоги на зарплату (40 %) |
|
|
600 000 |
Электроэнергия |
|
|
500 000 |
Газоснабжение |
|
|
500 000 |
Водоснабжение |
|
|
450 000 |
Итого ежемесячных расходов |
|
|
3950 000 |
Доходы |
|
|
|
Жидкое органическое удобрение |
200 000 |
130 |
26 000 000 |
Итого ежемесячных доходов |
|
|
26 000 000 |
Ежемесячная прибыль |
|
|
22 050 000 |
Для устойчивого развития любого вида производства кроме технического сопровождения технологических процессов необходимы управленческие и организационно-экономические мероприятия.
Мероприятия по программно-целевому планированию развития отраслей, совершенствованию системы ценообразования, изменению квот на импорт сырья и готовой продукции, разработки механизмов поддержки государством различных отраслей (путем выдачи займов под низкий процент, субсидий и др.), научное сопровождение производства на основе внедрения новейших IT- и ресурсосберегающих технологий и др., будут способствовать развитию бизнеса и получению прибыли в любом хозяйствующем субъекте (рис. 4). Управленческий учет как комплекс учетно-управленческих исследований (мониторинг, анализ и др.) служит главным инструментом в принятии стратегических важных решений для выявления факторов, влияющих на развитие экономического субъекта в перспективе.
Этапы |
Совершенствование и видоизменение квоты на импорт сырья и готовой продукции |
Управленческие и организационно-экономические мероприятия |
Реализация и практическое воплощение |
В целях достижения эквивалентности необходимо государственное регулирование, соблюдения паритета цен |
Программно-целевое регулирование |
Стратегическое ценообразование |
Совершенствование системы ценообразования на выпускаемую продукцию |
Обеспечение экономических процессов |
Реализация и принятие новых федеральных и региональных программ по развитию производства |
Фиксированная поддержка |
Совершенствование механизмов и рост уровня государственной поддержки отечественных товаропроизводителей |
В рамках государственной поддержки обеспечение товаропроизводителей всеми видами средств производства через финансирование и доступ к технологиям |
Использование и техническая поддержка |
Исследование и системная оценка |
Системное исследование (мониторинг) ресурсов в целях обеспечения баланса производства |
Формирование благоприятной экономико-правовой политики государства для отечественных товаропроизводителей |
Формирование устойчивой среды |
Научное сопровождение производства на основе внедрения новейших it-технологий, роботизированных систем, ресурсосберегающих технологий, переход на инновационную модель развития |
Сопровождение инновационных процессов |
Принятие управленческих решений |
Осуществление процесса принятия решений с учетом внутренних и внешних факторов и нормативно-правовых актов для повышения качества выпускаемой продукции |
Рис. 4 – Управленческие и организационно-экономические мероприятия (алгоритм) развития производства продукции.
Выводы. Таким образом, основные принципы формирования благоприятных микро- и макроэкономических условий в управленческом учете предусматривают мониторинговые исследования внутренней среды для выявления внутренних резервов и привлечения внешних инвестиций; внутренней среды для определения спроса на продукт и мест его реализации; бизнес-планирование, описание проекта с арифметическими расчетами предполагаемых доходов и расходов с учетом налоговых издержек и перспективы на ближайшие несколько лет. Все эти действия способствуют принятию управленческих решений по вводу нового производства путем анализа собственных возможностей (ресурсов), привлечения заемных средств с учетом спроса и реализации выпускаемого продукта.
Выработан комплекс действий по модернизации производства, ресурсосбережению (использование отходов одного производства как сырья для другого), приобретению отходов других производств с целью изготовления новой продукции. Последовательные этапы ввода в эксплуатацию нового производства: строительство и запуск сортировочного комплекса, биореактора на микроорганизмах, комплекса для производства биогумуса и жидкого органического удобрения, линии розлива и упаковки ЖОУ. В результате реализации выработанного алгоритма отдельные этапы выпуска готовой продукции можно запускать параллельно, что сокращает сроки строительства и благоприятно влияет на эффективность производства. Предполагаемая годовая прибыль от ввода в эксплуатацию производства жидких органических удобрений составит 264,6 млн руб.
Управленческие и организационно-экономические мероприятия по развитию производства продукции предусматривают программно-целевое регулирование, стратегическое ценообразование, формирование устойчивой среды, сопровождение инновационных процессов, принятие управленческих решений.
Несмотря на сложности и специфику управленческого учёта необходимо постоянно заниматься сбором и обработкой учетно-управленческой, в том числе учётно-аналитической информации для объективной оценки внутренней и внешней экономической и политической среды, анализировать собственную деятельность с целью развития или модернизации бизнеса.
1. Criteria and indicators of synergistic efficiency of food industry enterprise management / D.V. Kondratiev, А.K. Osipov, E.A.Gainutdinova, et al. // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Сер. "International Scientific and Practical Conference: Development of the Agro-Industrial Complex in the Context of Robotization and Digitalization of Production in Russia and Abroad, DAICRA 2021". IOP Publishing Ltd., 2022. Vol. 949. P. 012080. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/949/1/012080 (дата обращения: 08.11.2022)
2. Khoruzhy L.I., Gupalova T.N., Katkov Yu.N. Integration as a foundation for the establishment of a new model of accounting reporting in agrarian organization // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Vol. 8. No. 8. Р. 3064-3070.
3. Алборов Р.А., Концевая С.М., Хоружий Л.И. Развитие методики оценки и учета сельскохозяйственной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2021. № 6. С. 32-39.
4. Парфенова, К. А. Организация управленческого учета в Google Docs / К. А. Парфенова, Э. Р. Салахутдинова, З. А. Давлетшина // Развитие бухгалтерского учета и аудита в условиях цифровой экономики : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции посвященной 100-летию Казанского государственного аграрного университета, Казань, 24-25 мая 2022 года. - Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2022. С. 241-246.
5. Классификация и моделирование интегрированного учета и планирования затрат на производство сельскохозяйственной продукции / Р.А. Алборов, Л.И. Хоружий, С.М. Концевая и др. // Бухучет в сельском хозяйстве. 2021. № 1. С. 20-31.
6. Efficiency of corporate finance: formation of accounting and management tools / Klychova G., Zakirova A., Nigmetzyanov A., et al. // E3S Web of Conferences 2021. Vol. 273. P. 10038. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2021/49/e3sconf_interagromash2021_10038/e3sconf_interagromash2021_10038.html (дата обращения: 14.04.2022) doi:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127310038.
7. Контрольное обеспечение системы управления затратами предприятий / Г. С. Клычова, А. Р. Закирова, Н. Н. Нигматуллина [и др.] // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2021. Т. 16, № 4(64). С. 115-121. DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2022-115-121.
8. Салахутдинова, Э. Р. Концепция постановки управленческого учета на предприятиях в условиях социальной ответственности бизнеса / Э. Р. Салахутдинова // Современное состояние и перспективы развития технической базы агропромышленного комплекса : Научные труды Международной научно-практической конференции, посвященной памяти д.т.н., профессора Мудрова П.Г., Казань, 28-29 октября 2021 года. - Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2021. С. 476-480.
9. Управленческий учет, учет затрат, контроллинг в развитие пушного звероводства / Л. М. Мавлиева, З. Р. Закиров, А. Р. Хайруллина, М. М. Низамутдинов // Профессия бухгалтера - важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством : Сборник научных трудов по материалам X Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.П. Петрова, Казань, 15-16 марта 2022 года. - Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2022. С. 586-593.
10. Остаев Г. Я., Клычова А.С., Соколова И.Н. Управленческий учет макросреды, мезосреды и микросреды в аграрном бизнесе // Вестник Казанского ГАУ. 2019. Т. 14. № (52). С. 145-151. doi:https://doi.org/10.12737/article_5ccedf7810aeb6.58459686.
11. Разработка финансовой стратегии в управленческом учете / Г. Я. Остаев, Г. С. Клычова, В. А. Соколов, К. З. Мухамедзянов // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2019. Т. 14, № 2(53). С. 170-175. DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5d3e162ce33544.34158848.
12. Analytical support of management accounting in managing sustainable development of agricultural organizations / A. Zakirova, G. Klychova, G. Ostaev [et al.] // E3S Web of Conferences 2020. Vol. 164. 10008. URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2020/24/e3sconf_tpacee2020_10008/e3sconf_tpacee2020_10008.html (дата обращения: 14.04.2022) DOIhttps://doi.org/10.1051/e3sconf/202016410008
13. Assessment of the influence of spatial effects on the efficiency of agriculture in european countries and Russia/ S.R. Kontsevaya, A.I. Metlyahin, E.I. Kostyukova, et all. // The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. Heidelberg: Springer International Publishing. 2021. Vol. 205. Р. 239-246.
14. Management accounting of agricultural production: improving planning and standardization of costs in the management information system / G.R. Kontsevoi, D.N. Ermakov, N.I. Rylova, et al. // Amazonia Investiga. 2020. Vol. 9. No. 27. Р. 284-293.
15. Management of agricultural crops production depending on land quality and intensification factors / R.A. Alborov, D.A. Karagodin, S.M. Kontsevaya, et al. // Revista de la Universidad del Zulia. 2022. Vol. 13. No. 36. Р. 80-92.
16. Prospects of agricultural business in the Republic of Tatarstan / F. N. Mukhametgaliev, L. F. Sitdikova, M. M. Khismatullin [et al.] // International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2019) : International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2019), Kazan, 13-14 ноября 2019 года. - Kazan: EDP Sciences, 2020. - P. 00083.