Статья посвящена анализу деятельности по продвижению глобальных городов на международных туристских рынках. Лидирующие позиции глобальных городов не только в экономике, но и в привлечении туристов, придают особую актуальность рассмотрению основных тенденций и методов их продвижения для возможного применения в крупнейших российских городах. На примере десятка ведущих глобальных городов выделен ряд ключевых маркетинговых программ продвижения глобальных городов на туристских рынках - таких, как специальные программы для посетителей и поддержание взаимодействия с туристами, использование социальных сетей, брендирование. В статье делается вывод о переходе ряда глобальных городов к моделям интегрированного продвижения в рамках комплексных стратегий и кампаний в сочетании с акцентированным продвижением на конкретных основных целевых рынках, рассмотрены наиболее яркие примеры такого интегрированного продвижения. Также более подробно рассмотрены вопросы партнерства между властью и бизнесом, профессиональными, научными и общественными организациями в продвижении глобальных городов, так как это постоянный и необходимый элемент и механизм осуществления мероприятий по туристскому продвижению. Также в статье существенное внимание уделено организации крупных событий и событийного ряда для привлечения туристов в глобальные города и формированию их туристского имиджа. Итоговые выводы представляются ценными как для использования в практике продвижения городов на туристских рынках, так и для понимания современных форм маркетинговых коммуникаций.
глобальные города, интегрированные программы продвижения, социальные сети, брендирование, партнерство, туристские события.
Глобальные города - крупнейшие города мира, которые сосредотачивают все большую экономическую, культурную мощь и ресурсы. Феномен глобальных городов как все более распространенного явления в русскоязычной литературе наиболее всесторонне рассмотрен в сборнике «Глобальный город: теория и реальность» [1]. В международной туристской индустрии эти города также являются лидерами и законодателями мод. В связи с этим представляется конструктивным провести анализ маркетинговых программ и продвижения глобальных городов на международном туристском рынке. Этот анализ позволит выявить основные тенденции и методы продвижения, определить наиболее перспективные инструменты продвижения в современных условиях, что может оказаться крайне полезным для возможного применения в крупнейших российских городах.
Проанализированный автором опыт продвижения десяти лидирующих на международном туристском рынке глобальных городов позволил выделить и сгруппировать несколько ключевых направлений этой деятельности. Отметим, что ряд из них (такие, как развитие и продвижение делового туризма и индустрии MICE, обновление линейки основных туристских продуктов), выходят за рамки данной статьи, и далее будут только упоминаться.
1. Важнейшие маркетинговые программы продвижения глобальных городов на туристских рынках.
Специальные программы для посетителей и поддержание взаимодействия с туристами. Наиболее всеохватывающи-
1. Глобальный город: теория и реальность/ Под ред. Н. А. Слуки. М.: ООО «Аванглион», 2007. 243 с.
2. About London & Partners, http://www.londonandpartners.com/about-us/ (Дата обращения: 17.11.2014).
3. About NYC & Company Research & Analytics, http://www.nycgo.com/research (Дата обращения: 16.11.2014).
4. Brand manual Ver. 4.0. July 2012. Amsterdam Partners, www.iamsterdam.com (Дата обращения: 12.11.2014).
5. Dubai debuts new destination brand, http://www.eturbonews.com/45739/dubai-debuts-new-destination-brand (Дата обращения: 14.11.2014).
6. Hong Kong Tourism Board Annual Report. Hong Kong. 2013. http://www.discoverhongkong.com/ eng/about-hktb/corporate-information.jsp (Дата обращения: 27.11.2014).
7. Media fact sheets, http://www.londonandpartners.com/media-centre/facts-and-figures/media-fact-sheets (Дата обращения: 30.11.2014).
8. Mobile-Apps. http://www.barcelonaturisme.com/Mobile-Apps/_ld096tFVcJUB30LvlA_ skOJzLhRr3czPe71W_IX4cDk(flaTa обращения: 24.11.2014).
9. Our platforms and programs, http://www.nycandcompany.org/marketing/our-platforms-and-programs (Дата обращения: 29.11.2014).
10. Primer Informe. 2013. Secretaria de Turismo del Distrito Federal. D. F. Mexico, http:// www. mexicocity.gob.mx/contenido.php?cat=40700&sub=7 (Дата обращения: 29.11.2014).
11. Speech by Singapore tourism board chief executive Lionel yeo at the tourism industry conference 2014, Monday, 7 April 2014. https://www.stb.gov.sg/Documents/tic2014_stbce%20speech.pdf (Дата обращения: 17.11.2014).
12. The Making of... the city marketing of Amsterdam. Amsterdam City: Joh. Enschede Amsterdam, 2004. http://www.iamsterdam.com/en-GB/amsterdam-marketing (Дата обращения: 14.11.2014).
13. Top Selling Points For Mexico City Today, http://tourism.about.eom/od/destinationinformation/a/ Top-Selling-Points-For-Mexico-City-Today.htm (Дата обращения: 29.11.2014)
14. Tourism in Paris - Key Figures. 2013. http://asp.zone-secure.net/v2/1203/1515/45590/Chiffres-cl%C3%A9s-2013.pdf (Дата обращения: 16.11.2014).
15. Travel Trade Guide for European City Cards 2014. Dijon. France. European Cities Marketing, www. welovecitycards.com (Дата обращения: 29.11.2014).
16. Turisme de Barcelona. Memoria 2013. Barcelona: Turisme de Barcelona, 2014. http://www. barcelonaturisme.com/imgfiles/Turisme-Barcelona.Memoria-2013.pdf (Дата обращения: 23.11.2014).
17. Viena Brand Manual. Vienna Tourist Board, http://b2b.wien.info/media/files-b2b/brand-manual. pdf (Дата обращения: 12.11.2014).
18. Welcome Address by Mr´s Israwan at the Tourism Industry Conference. Singapore. 2014. https://www. stb.gov.sg/Documents/tic_2014_welcome_address_by_2m.pdf (Дата обращения: 18.11.2014).