В настоящее время в развитии управления регионов России большая роль отводится сетевым коммуникациям. Такая структура экономического пространства приводит к объединению промышленных предприятий и образовательных учреждений в учебно-производственные комплексы, консорциумы, кластеры, обеспечивающие плодотворное взаимодействие партнеров. Региональная система образования представляет собой модель, наполнение которой должно происходить через социальное и частно-государственное партнерство, в том числе и с вузами. Стратегия управления научно- образовательного кластера определяется социальными, экономическими и педагогическими факторами. Создание конкурентоспособной системы профессионального образования для успешного развития производства является управленческой задачей кластера.
исследовательские центры, университеты, уровни образования, образовательные программы, науч- но-образовательный кластер, отраслевая наука.
Многочисленные преобразования в российской системе образования с целью поиска путей оптимизации педагогического процесса, с одной стороны, и обеспечения жизнедеятельности учебных заведений в новых социально-экономических условий — с другой, способствовали выработке новых подходов к структуре и содержанию условий образования, принятию Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Как показывают исследования, в условиях научно-образовательного кластера партнерство будет эффективным, если: 1) все уровни образования внутри одной отрасли находятся в преемственном соподчинении на основе сквозных образовательных программ; 2) образовательные программы создаются с учетом требований профессиональных стандартов, разработанных представителями отрасли; 3) коллективы образовательных учреждений и промышленных предприятий отрасли взаимодействуют на основе принципа корпоративности.
Практическое воплощение идея образовательного кластера получила благодаря вмешательству государства в отношения между образованием и производством для решения проблем финансирования образовательных учреждений, усиления практикоориентированности профессионального обучения через приближение его к производству. Социальная ответственность кластера состоит в обеспечении выпускникам гарантий трудоустройства в соответствии с полученной профессией, направлением, специальностью, квалификацией. Педагогический фактор проявляется в совместном с работодателями проектировании образовательной деятельности, содержания образования, компетенций и квалификаций выпускников, в организации производственных практик, стажировок преподавателей, в повышении квалификации и переподготовке специалистов.
1. Булатов А.С. Национальная экономика: учебное пособие / А.С. Булатов. М.: Магистр, Инфра-М, 2011.
2. Варфаловская Р.А. Конкурентоспособность российской промышленности. Проблемы основных производителей России на мировых товарных рынках. М.: Машиностроение-1, 2007.
3. Варфаловская Р.А. Посткризисный переход РФ к инновационному социально ориентированному развитию: доклад. Москва; Милан, 2014.
4. Данные РОССТАТа, 2014-2015 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/