В статье показана уникальность речевого поведения интервьюера и интервьюируемого в ходе собеседования на примере реализации речевой тактики «разговор ни о чем». Определены и проиллюстрированы 4 основных типа данной тактики (разговор об отдыхе и свободном времени; разговор об увлечениях; разговор о семье; разговор о прошлом), представлены их языковые особенности. Установлено, что, разговаривая «ни о чем», возможно выявить не только личностные характеристики претендента на должность, но и его профессиональные качества, а также мотивацию и жизненные принципы. Использование данной тактики позволяет специалисту по кадрам избежать социально желательных ответов и сделать правильный выбор за ограниченный период времени.
стратегический анализ, разговор ни о чём, специализированные тактики, собеседование-интервью, специалист по кадрам, соискатель.
Как известно, «жанры делового общения определяются различными конвенциональными формами, ситуациями и, прежде всего, целями его участников». Интервью по найму является ярким примером «эксплицитной целенаправленности», когда «цели интервьюера и интервьюируемого дополняют друг друга» [3, c. 239–240]: рекрутер с помощью различных вербальных действий должен определить, подходит ли кандидат на данную должность, а соискатель, в свою очередь, заинтересован в том, чтобы собеседник выбрал именно его кандидатуру. В данной работе представлены результаты стратегического анализа относительно нового и еще не изученного вида дискурса – сферы поиска и подбора персонала, которая обладает уникальными чертами, выделяющими ее из ряда остальных типов деловой коммуникации.
Эмпирической базой для изучения послужили стенограммы записей интервью по найму, показанных в программе «Кадры решают» в период с 2010 по 2014 г. (показ каждого собеседования сопровождается комментариями эксперта кадрового рынка, специалиста по стилю и психолога). Владение навыками общения на собеседовании становится все более актуальным для каждого современного специалиста, в том числе и начинающего, что обусловливает несомненную практическую значимость исследования.
Наблюдения за речевым поведением коммуникантов на собеседовании показывают, что, несмотря на эксплицитный характер их целей, средства их достижения весьма имплицитны. Прежде всего, это касается интервьюера, который в соответствии со своим статусом играет доминирующую роль в диалоге. В процессе исследования были выявлены основные речевые тактики рекрутера, которые он актуализирует в рамках реализации своей главной стратегии – стратегии диагностики соискателя (дефиниция автора) [1, с. 297]. Данные тактики можно назвать специализированными так как они свойственны исключительно рекрутеру во время собеседования и соотносятся с методами проведения интервью по найму.
1. Агеева Ю.В. Кейс-технологии как коммуникативная тактика в рекрутинге // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 4. Т. 2. С. 295-301.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: УРСС: Едиториал УРСС, 2004.
3. Ратмайр Р. Русская речь и рынок. Традиции и инновации в деловом и повседневном общении. М.: Языки славянской культуры, 2013.