Обучение общению на русском языке как иностранном: принципы, методы, приемы, результаты
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Принцип обучения является базисной категорией любой методики. При преподавании русского языка как иностранного рекомендуется следовать принципам, представляющим собой целую систему составляющих. Автор в статье отражает наиболее эффективные методы и приемы обучения РКИ. Известно, что обучение эффективно только тогда, когда учащиеся проявляют познавательную активность и заинтересованность. Поэтому, учитывая интересы обучаемых, выделяются особые методы обучения, при этом правильно интегрируя их для более эффективного изучения языка. Знание системы, выявленной в процессе исследования обучения русскому языку как иностранному, позволит упростить процесс преподавания языка в аудитории в соответствии с его закономерностями, отобразить содержание учебного материала, выбирать наиболее подходящие формы и методы обучения, тем самым постепенно добиваясь эффективности усвоения РКИ. Иностранцы смогут свободно овладеть общением на русском языке, понимать русский язык и применять полученные знания на практике, если построить правильный процесс обучения РКИ, учитывая основные принципы, выделенные в данной статье.

Ключевые слова:
РКИ (русский как иностранный), принцип сознательности и активности обучаемых, лингвистические принципы РКИ, принцип системности, концентризм материала, стилистическая дифференция, коммуникативная направленность, устное опережение.
Текст

Одной из базисных категорий любой методики является, безусловно, принцип обучения. Будучи фундаментом процесса обучения, принципы определяют требования как к учебному процессу в целом, как и к его важнейшим составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам). Не является исключением в этом смысле и методика РКИ (русского как иностранного). Принципы, которыми следует руководствоваться в преподавании русского языка как иностранного, представляют собой систему из общедидактических, лингвистических и методических составляющих.

Исходными при определении содержания обучения и наиболее эффективных методов и приемов работы над учебным материалом являются общедидактические принципы, которые образуют «определенную систему исходных, дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность». Общедидактические принципы отражают основные положения теории образования и обучения, разрабатываемые в дидактике. Остановим внимание на ведущих принципах, базовых для обучения иностранцев. Принцип научности предполагает соответствие учебного предмета «Русский как иностранный» достоверным лингвистическим сведениям о русском языке и особенностям его функционирования в разных ситуациях речевого общения, что обеспечивается соблюдением соответствующих  образовательных стандартов.

Список литературы

1. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию. Учебник русского языка (первый сертификационный уровень): В 2 т. М.: Златоуст, 2009.

2. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию. Учебник русского язык (элементарный уровень). М.: Златоуст, 2009.

3. Варламова И.Ю., Соболева Н.И., Сорокина Е.В. Прогресс. Лингафонный курс. Элементарный уровень. М.: Изд-во РУДН, 2012.

4. Тунгусова Г.И., Ва Лy. Фонетика: Учеб. пособие. Иркутск: Иркутский ун-т, 2006.

Войти или Создать
* Забыли пароль?