Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье продолжается разговор об использовании произведений изобразительного искусства как средства развития связной речи младшего школьника. Речь идет о создании мини-рассказов, этюдов на основе рассматривания натюрмортов. Приводятся примеры тем для рассказов-описаний и методы организации подобных занятий на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира.
натюрморт, художественный образ, урок, описание, эмоциональное отношение.
Окончание. Начало в № 1,2 — 2015.
СОСТАВЛЕНИЕ МИНИ-РАССКАЗОВ ПО НАТЮРМОРТАМ
Среди иллюстративного материала, который использует учитель начальной школы на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, натюрморт, как правило, занимает незначительное место. Вместе с тем этот вид изобразительного искусства играет особую роль в развитии речи младших школьников:
- обогащении их словаря;
- становлении описания как важнейшей характеристики монолога;
- формировании способности раскрывать личное отношение к воспринимаемым объектам окружающего мира.
Первичным при рассматривании и описании натюрмортов является создание положительного эмоционального отношения к предметам окружающего мира, художественным образам литературного произведения, языковым объектам.
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.
2. Виноградова Н.Ф. Использование произведений изобразительного искусства для развития связной речи младших школьников // Начальное образование. 2015. № 1-2.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в произведениях живописи. Методические рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы. - М.: Вентана-Граф, 2005.
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1-2 кл.; 3-4 кл. - М.: Вентана-Граф, 2012-2013.
5. Громова Е.В. Кустодиев. - М.: Олма Медиа Групп, 2010.
6. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002.
7. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. - М.: Просвещение, 1999.
8. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1999.
9. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Едиториал УРСС, 2003.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд ISBN, 2010.
11. Львов М.В., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2004.
12. Махотин С.А. Прогулки по лесу. - М.: Белый город; ООО «ДарЪ», 2002.
13. Обухов В.М. Натюрморт. - М.: АСТ-Пресс; Галарт, 2002.
14. Паустовский К.Г. Исаак Левитан. - М.: Искусство, 1961.
15. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1994.
16. Сергиевская Н.И. Левитан. - М.: Олма Медиа Групп, 2010.
17. Сиротинина О.Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня. 1995. № 4. С. 17-27.
18. Стернин И.А. К теории речевых культур носителей языка // Вопросы психолингвистики. 2009. № 7. С. 22-29.
19. Стернин И.А. Типы речевых культур: учебное пособие. - Воронеж: Истоки, 2010.
20. Юдина Н.В. Русский язык в XXI веке: кризис? Эволюция? Прогресс? - М.: Гнозис, 2010.