ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье продолжается разговор об использовании произведений изобразительного искусства как средства развития связной речи младшего школьника. Речь идет о создании мини-рассказов, этюдов на основе рассматривания натюрмортов. Приводятся примеры тем для рассказов-описаний и методы организации подобных занятий на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира.

Ключевые слова:
натюрморт, художественный образ, урок, описание, эмоциональное отношение.
Текст

Окончание. Начало в № 1,2 — 2015.

СОСТАВЛЕНИЕ МИНИ-РАССКАЗОВ ПО НАТЮРМОРТАМ

Среди иллюстративного материала, который использует учитель начальной школы на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, натюрморт, как правило, занимает незначительное место. Вместе с тем этот вид изобразительного искусства играет особую роль в развитии речи младших школьников:

  • обогащении их словаря;
  • становлении описания как важнейшей характеристики монолога;
  • формировании способности раскрывать личное отношение к воспринимаемым объектам окружающего мира.

Первичным при рассматривании и описании натюрмортов является создание положительного эмоционального отношения к предметам окружающего мира, художественным образам литературного произведения, языковым объектам.

Список литературы

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 1999.

2. Виноградова Н.Ф. Использование произведений изобразительного искусства для развития связной речи младших школьников // Начальное образование. 2015. № 1-2.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в произведениях живописи. Методические рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы. - М.: Вентана-Граф, 2005.

4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 1-2 кл.; 3-4 кл. - М.: Вентана-Граф, 2012-2013.

5. Громова Е.В. Кустодиев. - М.: Олма Медиа Групп, 2010.

6. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002.

7. Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. - М.: Просвещение, 1999.

8. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1999.

9. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.: Едиториал УРСС, 2003.

10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Красанд ISBN, 2010.

11. Львов М.В., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2004.

12. Махотин С.А. Прогулки по лесу. - М.: Белый город; ООО «ДарЪ», 2002.

13. Обухов В.М. Натюрморт. - М.: АСТ-Пресс; Галарт, 2002.

14. Паустовский К.Г. Исаак Левитан. - М.: Искусство, 1961.

15. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1994.

16. Сергиевская Н.И. Левитан. - М.: Олма Медиа Групп, 2010.

17. Сиротинина О.Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня. 1995. № 4. С. 17-27.

18. Стернин И.А. К теории речевых культур носителей языка // Вопросы психолингвистики. 2009. № 7. С. 22-29.

19. Стернин И.А. Типы речевых культур: учебное пособие. - Воронеж: Истоки, 2010.

20. Юдина Н.В. Русский язык в XXI веке: кризис? Эволюция? Прогресс? - М.: Гнозис, 2010.

Войти или Создать
* Забыли пароль?