В статье рассматривается проблема гендерного подхода при обучении младших школьников. Определяется его педагогический потенциал в качестве одного из механизмов успешного обучения. Особое внимание уделяется самоопределению личности, составной частью которой является формирование внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение им новой социальной (гендерной) роли.
гендер, гендерный подход в образовании, идентичность, социальные (гендерные) роли, исторические источники.
ЗНАЧЕНИЕ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ СОЦИАЛЬНЫХ (ГЕНДЕРНЫХ) РОЛЕЙ ДЛЯ ИХ УСПЕШНОГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
Освоение социальных ролей, в том числе и такого их вида, как гендерные, является одной из задач личностного развития младшего школьника. Гендерные характеристики влияют на формирование многих качеств личности и способностей человека. Особого внимания в этом отношении заслуживают следующие личностные результаты образования:
- способность к самоопределению (личностному, профессиональному, жизненному);
- способность к смыслообразованию — установлению учащимся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, то есть между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, другими словами, ради чего она осуществляется. Девочки и мальчики могут по-разному определять для себя, какое значение, смысл имеет для них учение;
- нравственно-этическая оценка усваиваемого содержания, характеристика личностного морального выбора;
- сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в его эмоционально-положительном отношении к образовательному учреждению, выбору учебного сотрудничества, ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания (или его игнорирование);
- сформированность самооценки, осознание своих возможностей в учении, способности объективно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- усвоение моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способность к разрешению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения ради разрешения моральной дилеммы), способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы [8, с. 163].
Очевидно, что учителю, который не учитывает гендерные особенности детей, развить в полной мере подобные личные качества вряд ли удастся.
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1980.
2. Большой толковый социологический словарь. В 2 т. Т. 1 / пер. с англ. - М.: Вече; АСТ, 1999.
3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 3 кл. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2012.
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. 3-4 кл. - М.: Вентана-Граф, 2013.
5. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.
6. Клёцина И.С. Психология гендерных отношений: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 2004.
7. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир: учебник. 4 кл. В 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2013.
8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. - М.: Просвещение, 2010.
9. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. С. 201.
10. Пушкарёва Н.Л. Гендерная методология в истории / Гендерный калейдоскоп: курс лекций. - М.: Academia, 2001.
11. Словарь гендерных терминов / под ред. А.А. Денисовой. - М.: Информация XXI век, 2002.
12. Соловьёв Я.С. Работа с историческими источниками в начальной школе // Начальное образование. 2014. № 3. С. 11-14.