Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье авторы предлагают системно-целостный подход к использованию исторического опыта и аспектов профилизации российской школы на современном этапе ее модернизации. Дан анализ проходящей модернизации образования, обсуждается необходимость научного системного подхода к пониманию этого глобального явления в образовании. Обосновывается методология возможности создания исследовательского аппарата и технологического инструментария, обеспечивающего органическое согласование цели, логики, этапов, средств научной деятельности, промежуточных и конечных результатов модернизации.
исторический ракурс профилизации российского школьного образования, модернизация, технология проектирования систем образования с заданными свойствами, управление процессом и системой модернизации.
В настоящее время формируется установка на изменение стратегии дальнейшего развития российского образования с целью построения его на традиционно-консервативной основе. В условиях происходящих социальных перемен консерватизм трактуется как признание ценности традиций и идеалов прошлого и восстановление утраченных позиций. Выработка новой стратегии развития российского образования на традиционно-консервативной основе объективно предполагает многомерный исторический анализ процесса развития образования в России.
В основу идеологии современного российского национального консерватизма входят традиции и идеалы справедливости, солидарности и соработничества. Выступая на Отделении философии и теоретической педагогики РАО в январе 2015 г., член-корреспондент РАО М.В. Богуславский предложил рассматривать указанные проблемы в двух ракурсах: историко-теоретическом и проективно-практическом [16, 17], а в качестве методологии взять основные пункты предложенные Президентом Российской Федерации:
- трактовка отечественной истории как основы нашей национальной идентичности и культурно-исторического кода;
- понимание неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности;
- уважительное отношение к самым драматическим и неоднозначным событиям в нашей истории, как неотъемлемой части прошлого.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Закон РФ «Об образовании». Принят ГД 12 июля 1995 г.
3. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии. 2002. № 4. С. 79-91.
4. Сазонов Б.В. Проблемы и пути модернизации российского образования. URL: www.fondqp.ru/lib/mmk/49.
5. Алферов Ж.И., Садовничий В.А. Образование для России XXI века (http://www.emomi.com/download/sadovnichiy/alferov.htm).
6. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. М.: АН СССР, 1940.
7. Ушинский К.Д. Три элемента школы // Избр. пед. соч., т. I. М.: Педагогика, 1974. С. 32-50.
8. Розанов В.В. Собрание сочинений. Когда начальство ушло… / Сост. П.П. Апрышко и А.Н. Николюкин. М.: Республика, 2005.
9. Розанов В.В. Собрание сочинений. В нашей смуте (Статьи 1908 г. Письма к Э.Ф. Голлербаху ) / Под общ. Ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 2004.
10. Менделеев Д.И. Заветные мысли. М.: Голос-Пресс, 2009.; EDN: https://elibrary.ru/QPMPLF
11. Васекин С.В., Муравьев В.И., Прончев Г.Б. Социальные сети и инновационное развитие России: Монография. М., РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. 130 с.
12. Ерина Т.М., Монахов В.М. Развитие дидактического потенциала профилизации школьного образования в контексте проходящей модернизации // Известия РАО. 2013. № 2. С. 88-96.; EDN: https://elibrary.ru/RBBDPR
13. Монахов В.М., Ерина Т.М. Системно-целостный подход к конструированию инновационного дидактического инструментария для исследований процесса модернизации образования // Труды VIII Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование», 8-10 ноября 2013 г. МГУ им. М.В. Ломоносова. С. 97-106.
14. Ерина Т.М., Монахов В.М. Нужна ли сегодня адаптивная оптимальная система модернизации образования с наперед заданными свойствами // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2013. № 7 (82). С. 44-50.; EDN: https://elibrary.ru/RTBLCT
15. Смолин О.Н. Образование. Политика. Закон. Федеральное законодательство как фактор образовательной политики современной России. М., 2010.
16. Богуславский М.В. Консервативная стратегия модернизации российского образования (история и перспектива) // Известия Российской академии образования. 2014. № 1 (29).
17. Богуславский М.В. Модернизация российского образования в контексте современной стратегии его развития // Вестник Брянского гос. ун-та им. Петровского. 2014. № 1. Педагогика и психология.