Глазов, Удмуртская республика, Россия
Рассмотрена трехкомпонентная модель обучения, которая учитывает, что: 1) усваиваемые знания в зависимости от скорости их забывания можно разделить на три категории; 2) при обучении скорость увеличения знаний пропорциональна работоспособности ученика; 3) при смене вида деятельности работоспособность ученика сначала быстро возрастает, достигает максимума, а потом медленно убывает. Предлагаемая имитационная модель обучения позволяет доказать, что при смене видов учебной деятельности средняя работоспособность ученика и результаты обучения выше.
дидактика, имитационное моделирование, теория обучения, дидактическая система, усвоение знаний, учебная деятельность.
Введение
Как известно, результат обучения во многом определяется работоспособностью ученика, его возможностью усваивать новую информацию, что, в свою очередь, зависит от интереса к изучаемым вопросам. Познавательный интерес выступает в качестве важнейшего стимула к освоению нового, который приводит к активизации восприятия внимания, памяти, воображения и мыслительной деятельности в целом [1]. Психологи установили, что монотонная работа над одной проблемой, использование одних и тех же методов обучения приводят к утомлению, которое выражается во временном снижении работоспособности, уменьшении эффективности труда. У учащихся пропадает интерес, им надоедает заниматься данным видом деятельности.
И наоборот, смена вида деятельности и применяемой методики вызывает постоянный интерес учащихся к данной дисциплине, их работоспособность остается высокой. В статье обосновывается необходимость смены видов учебной деятельности с помощью имитационного моделирования на компьютере [3; 5]. При этом используется многокомпонентная модель обучения, основанная на учете перехода непрочных знаний в прочные, которые забываются медленнее непрочных [2–4].
1. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов. М.: Высшая школа, 2001.
2. Майер Р.В. Исследование системы «учитель - ученик» с помощью компьютерной многокомпонентной модели обучения // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2014. № 4. С. 53-56.
3. Майер Р.В. Кибернетическая педагогика: Имитационное моделирование процесса обучения. Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2014.
4. Майер Р.В. Учет изменения прочности знаний при обучении: моделирование в электронных таблицах Excel // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. URL: http://web.snauka.ru/issues/ 2015/01/45010/
5. Шеннон Р. Имитационное моделирование систем: искусство и наука. М.: Мир, 1978.