Кемерово, Россия
сотрудник с 01.01.2007 по настоящее время
Кемерово, Россия
Гибридный продукт массмедиа видеопоэзия быстро приобретает популярность в силу интермедиальности (совокупного воздействия на разные каналы восприятия). Видеопоэзия – продуктивный способ бытования словесного творчества в медийной культуре современности, которая предполагает активную рецепцию художественных произведений. Цель – проанализировать вариации оформления читателями стихов в формате видеоклипа и степень готовности взаимодействовать с чужим поэтическим словом. Материал – 15 видеоклипов на стихотворения У. Б. Йейтса, Т. С. Элиота и У. Х. Одена. Метод – сопоставление текста-первоисточника и видеоряда с опорой на работы Н. В. Барковской и А. А. Житенева. В результате выделены варианты ретрансляции поэтического произведения в видеоклипе: 1) прямая иллюстрация текста первоисточника, предполагающая полное или частичное дублирование образов художественного мира поэтического произведения в визуальной форме (3 клипа); 2) непрямая иллюстрация, допускающая использование в качестве иллюстративного материала ассоциативных по отношению к центральным образам стихотворения изображений (5 клипов); 3) минимальная иллюстрация, когда картинка не довлеет над текстом стихотворения, а заполняет пустое пространство в кадре, тем не менее ее выбор предполагает определенную интерпретацию (5 клипов); 4) видеопрочтение, когда автор видеоклипа появляется в кадре как читатель или декламатор (2 клипа). Отмечено, что авторы видеоклипов не пытаются трансформировать текст стихотворений, способом вступить в диалог с оригинальным поэтическим произведением становится видеоряд, который может заполнять кадр или иллюстрировать отдельные образы стихотворения; также возможна непрямая иллюстрация, порождающая окказиональные смыслы. Сделан вывод, что пользователи четко разделяют сферу поэтического произведения, которое должно остаться в неизменном виде, и сферу своей ответственности (видеоряд, музыкальное сопровождение), в которой возможен диалог с текстом первоисточника и его игровое переосмысление.
лирика, видеопоэзия, видеоклип, видеоряд, интерпретация, читательская рецепция
1. Барковская Н. В. Видеопоэзия: проблема субъекта и контекста. Филологический класс. 2021a. Т. 26. № 3. С. 21-33. https://doi.org/10.51762/1FK-2021-26-03-02
2. Барковская Н. В. Интерпретация стихотворений О. Э. Мандельштама в уральской видеопоэзии. Уральский филологический вестник. Серия: Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2021b. № 3. С. 92-109. https://doi.org/10.26170/23067462_2021_03_06
3. Житенев А. А. Современная литература в контексте медиа: феномен видеопоэзии. Русская и белорусская литературы на рубеже XX и XXI веков, ред. С. Я. Гончарова-Грабовская. Мн.: РИВШ, 2010. Ч. 1. С. 78-83. https://www.elibrary.ru/vukffn
4. Зыховская Н. Л. Феномен «активной рецепции»: социальные сети как инструмент продвижения практик чтения. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2021. Т. 21. № 2. С. 98-104. https://doi.org/10.14529/ssh210213
5. Кириллова Н. Б. Эволюция медиакультуры как знаковой системы и ее роль в социализации личности. Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. 2013. № 2. С. 120-129. https://www.elibrary.ru/qbmwhb
6. Пинежанинова Н. П. Актуализация пространства повседневности как форма интерпретации в поэтическом видеоклипе К. Серебренникова «Конец прекрасной эпохи». Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. Т. 1. № 4. С. 185-196. https://www.elibrary.ru/ykpabt
7. Пинежанинова Н. П. Метафоры в поэтическом видеоклипе. Русский язык как иностранный и методика его преподавания. 2017. № 28. С. 82-87. https://www.elibrary.ru/zbilat
8. Пога Л. Н. Видеопоэзия как способ репрезентации поэтического высказывания в условиях современной художественной культуры. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 44. С. 33-40. https://www.elibrary.ru/xwhjal
9. Семьян Т. Ф., Смышляев Е. А. Видеопоэзия в формировании нового читателя. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 184-188. [Semyan T. F., Smyshlyaev E. A. Video poetry in developing a new type of reader. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2017, (10): 184-188. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/ylqmxm
10. Солдаткина Я. В. Литература в сети Интернет и основные направления развития медиакультуры: доцифровой текст и его сетевые трансформации. Наука и школа. 2021. № 1. С. 29-38. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-1-29-38