Россия
Россия
УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Предметом статьи является проблема кризиса российской системы обра-зования и прежде всего идеология и общая методология преподавания в области гуманитарных наук. Цель исследования – формулировка основных направлений реформирования системы образования и новых принципов в составе авторской методологии учебных курсов для высшего образования в условиях выхода России из Болонского процесса и формирования национальной образовательной систе-мы. Современная система образования является результатом многих тенден-ций развития общества – и прежде всего секуляризации, отделения науки от ре-лигии и развития позитивистского характера научного знания. Кризис современ-ного образования является проявлением кризиса позитивистской науки и гло-бального кризиса. Россия первой в мире среди немусульманских стран гласно заявила об отказе от либеральных принципов общественного устройства. Цифро-вое образование несет значительные риски физическому и духовному здоровью молодежи и общества. При всех его преимуществах оно нуждается в коренной реформе и жестком государственном и общественном контроле. Коренная ре-форма образования в России должна быть направлена на слом либеральной идео-логии и формально-количественных методов оценки результатов процесса обра-зования. Обращение к национальным традициям, менталитету и прежде всего к достижениям традиционных религий и многовековой народной морали должны компенсировать неизбежный отрицательный побочный эффект технологической стороны образования. В работе предлагается новая методология – нравственно-религиозный неоинституционализм, содержащий три основных принципа – си-стемность, равновесие и нравственность. Новейшим практическим результатом ее реализации является начало выпуска в издательстве ИНФРА-М серии книг «Русский университетский учебник по экономике и управлению», предназначен-ных для магистратуры (продвинутый уровень). Среди них – учебник «Экономи-ческая теория. Русский экономикс» - занял первое место в международном кон-курсе «Академус» по номинации «Экономика и управление».
Образование, Болонский процесс, системность, равновесие, нравствен-ность, homo traditum, русский университетский учебник
Введение
В июне 2022 г. министерство науки и высшего образования в лице заместителя министра Д. Афанасьева официально заявило о выходе Росси из Болонского процесса.
Данное событие следует рассматривать как часть процесса отказа России от либеральной идеологии, о чем свидетельствует выход Указа Президента России от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где содержится перечень традиционных для российского менталитета ценностей и угроз российскому менталитету [22].
Первоначально вхождение российской системы образования в Болонский процесс оценивалось во многом оптимистично - прежде всего министром образования В.М. Филипповым, ректором РГГУ Ю. Афанасьевым и др.) [3].
Часть специалистов, например, ректор МГУ В. Садовничий, ректор ВШЭ Я. Кузьминов и др. встретили реформу резко критически. В мире Болонский процесс также встречал критику. Так, сотрудники Нантерского университета профессор Ани Винокур, координатор международного форума по проблемам реформы образования Кароль Сигман говорят, что европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе. Это означает, что Европейский союз строит дерегламентированную сферу образования для «обычных» людей, но остается нормальная сфера образования для элиты [3].
Переход к Болонской системе сопровождался внедрением новых технологий образования – цифровизации, балльно-рейтинговой системы и др. Количественные методы стали вытеснять качественные, виртуальное общение, особенно в ходе карантинных мероприятий COWID-19, все больше заменяло собой живое непосредственное общение преподавателя и ученика. Функцию воспитания на время заменили оказанием «образовательных услуг». Поэтому ситуацию выхода из Болонского процесса следует рассматривать шире, чем только отказ от преимущественно двухуровневой системы образования. Тем более, что, по словам Д. Афанасьева, введение бакалавриата и магистратуры не улучшило уровень подготовки выпускников: «четырехлетнее обучение в бакалавриате оказалось недостаточным для полноценного формирования знаний, умений, компетенций». В итоге в некоторых университетах ввели пятилетний бакалавриат. Замминистра отметил, что некоторые работодатели так и не признали уровень бакалавриата достаточным для назначения обладателей таких дипломов на ключевые позиции [20].
В своем ежегодном Послании Федеральному собранию 21 февраля 2023 г. Президент РФ В.В. Путин также подтвердил факт перехода России на традиционную форму образования.
Некоторые общественные деятели уже давно говорят об опасности внедрения западной системы образования. Так, Председатель комиссии Госдумы по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев заявил, что в европейских азбуках «заложена бомба». Они, по мнению депутата, завлекают детей в протестную деятельность [21].
Таким образом, основная проблема духовного кризиса российского общества уже на правовом уровне обозначена как банкротство либеральной идеологии, что требует разработки современной адекватной ситуации патриотической идеологии.
Анализируя публикации за последние несколько лет, мы отмечаем, что:
1) большинство из них не подвергают сомнению необходимость цифровизации образования, описывают имеющийся опыт [13] и даже активно создают «электронную идеологию» [3];
2) имеющиеся критические отзывы российских авторов сводятся либо к полному отрицанию результатов внедрения зарубежной системы образования [16], либо пишут о негативном влиянии цифровых технологий, прежде всего на здоровье [12], на состояние безопасности в школе [18], социальную и духовную систему [4], о значении этнокультурного образования в профилактике рисков [15]. В некоторых имеется комплексный анализ рисков для национальной безопасности [17].
Таким образом, новая ситуация требует создания новой методологии преподавания в рамках новой для современной России национально-патриотической идеологии, соединяющей оправдавшие себя традиции и новые технологии при одновременном снижении рисков как техногенного, так и духовного плана. За последние годы нарастает количество публикаций российских авторов, содержащих критику различных аспектов не оправдавшей себя либеральной модели образования. Данные исследования нуждаются в обобщении, систематизации и выработке основных принципов и направлений реформы российского образования.
Предметом статьи являются проблема кризиса российской системы образования и прежде всего идеология и общая методология преподавания в области гуманитарных наук.
Цель исследования – формулировка основных направлений реформирования системы образования и новых принципов в составе авторской методологии учебных курсов для высшего образования в условиях выхода России из Болонского процесса и формирования национальной образовательной системы.
Гипотеза исследования состоит в признании кризиса позитивистской науки применительно к системе образования и необходимости обращения к иным типам общественного сознания. В качестве методологии статьи привлекается нравственно-религиозный неоинституционализм, нашедший воплощение в ряде публикаций авторов. [5;6;7;14].
Разработка и выдвижение новых теоретическо-методологических положений
Современная система образования имеет глубокие исторические корни. Она является результатом многих тенденций развития общества – и прежде всего секуляризации общества, отделения науки от религии и развития позитивистского характера научного знания. Идеологом и архитектором современной светской системы образования является протестантский деятель чешский педагог-гуманист, изобретатель классно-урочной системы Ян Коменский (1592-1670). В духе протестантизма он отделил от религии обучение молодежи, сделав его светским. Соединив нарождающуюся науку с образованием, он тем самым создал непреодолимую пропасть между образованием и христианской церковью, считающей мир единым и не допускающей лицемерного ухода от духовных вопросов в повседневной жизни.
Таким образом, были заложены основные принципы в системе современного образования: светский характер, т.е. исключение религиозных вопросов из учебных программ и учебников; опора на достижения наук в позитивистском смысле; функциональный характер образования; уход на второй план вопросов воспитания либо их увязка с достижениями естественных наук; гуманизм как его понимали деятели Просвещения; буржуазные принципы равенства и прав человека.
Учитывая наличие в католицизме того времени множества пороков, даже с точки зрения Евангелий, и общую крайне низкую культуру основной массы населения Европы (наличие различных суеверий, отсутствие элементарных традиций гигиены и т.п.), системе народного просветительства требовалось дать импульс в виде «очищенной» на какое-то время науки (особенно механики и медицины), изолированной от каких-либо иных типов общественного сознания. По инерции общественные науки еще пытались несколько столетий связывать с моралью, например, А. Смит. Однако, чем дальше, тем больше наука отходила от связи с нравственностью, поскольку последняя была тесно связана с религией. Это было закономерно на этапе разложения феодального строя и построения основ буржуазного. Однако, когда рынок окреп и сам стал диктовать идеологию для основной массы населения развитых стран, в ХХ в. атеистическая «программа» стала уже угрозой для дальнейшего развития общественного прогресса.
В начале ХХІ века на основе компьютеров и интернета в общем русле цифровизации стало развиваться и электронное образование. По инерции, идущей от индустриального общества, оно остается светским, функциональным, технократическим, формирующим своеобразного homo technicus («человек технический»). Более того, за последние десятилетия «человек традиционный» (homo traditum) в рамках политики постмодернизма стал подвергаться очень значительным рискам.
Данные угрозы мы рассмотрели ранее в связи с рисками цифрового образования [8].
Во-первых, от средств беспроводной связи происходит причинение вреда здоровью. Это, прежде всего, негативное воздействие электромагнитных волн на внутреннюю среду живого организма через влияние на структуру воды. Многочисленные эксперименты, проводимые в различных частях Света уже несколько десятилетий по методике Масару Эмото, свидетельствуют о резко негативном воздействии на внутреннюю воду животных, растений и людей, например, излучения от компьютера или сотового телефона [2].
По информации Центра гигиенического образования Роспотребнадзора, работа за компьютером может нанести непоправимый вред здоровью человека. Длительная, неправильно организованная работа за компьютером повышает риск возникновения различных заболеваний. Прежде всего, может пострадать зрение. Длительная работа перед монитором перенапрягает глазные мышцы. Сидячее положение в течение длительного времени приводит к стесненной позе. Возникают напряжение шеи, мышц головы, рук и плеч, проблемы с позвоночником. Нередко люди, длительно работающие с компьютером, подвергаются «туннельному синдрому» (профессиональное заболевание, унаследованное операторами компьютеров от машинисток). Малоподвижный образ жизни может привести к ожирению. От чрезмерной сосредоточенности возникают психические перегрузки. Длительное пребывание за экраном монитора, особенно детей, отрицательно влияет на психическое состояние здоровья [23].
Во-вторых, возникает психическая зависимость от техники, особенно у детей и подростков от Интернета и компьютерных игр. Постоянное применение Интернета атрофирует другие, естественные, способности к коммуникации — память, внимание, сосредоточенность, умение анализировать информацию. Происходит массовое воздействие на миллиарды людей на подсознательном уровне, нацеливая их на узкие, примитивные потребности, формируя потребительского поведения и искаженное, неестественное мировоззрение.
Миллионы молодых людей по всему миру (Япония, Южная Корея, Италия, США, Россия, другие развитые страны) месяцами, годами не выходят из своих комнат, квартир или изредка выбираются в ближайший магазин. Обычно, это те, кого содержат родители, сами они не учатся и не работают. Обычно такие истории имеют трагический конец, т.к. хикикомори (так называют таких людей) проявляют неадекватность и крайнюю агрессию, когда поддержка родителей заканчивается [24].
Для усиления физических возможностей людей некоторыми энтузиастами, инженерами, IT-специалистами делаются эксперименты по вживлению в тело различных технических устройств, например, микрочипов. Если это не вызвано медицинскими причинами, то происходит вторжение не только в физическую, но и, возможно, в психическую сущность человека, придание им нетрадиционных свойств.
В «Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года», утвержденной Приказом Министра промышленности и энергетики Российской Федерации от 07 августа 2007 г. № 311, констатируется факт вторжения техники в психическую жизнь человека, однако не с осуждением этого процесса, а для производства таких технологий в самой России, чтобы не стать импортозависимой [25].
В-третьих, в России за годы рыночных реформ значительно вырос нелегальный бизнес по продаже дипломов и иных образовательных документов, по изготовлению диссертаций, курсовых и т.п. на заказ. Выросла коррупция в образовательных учреждениях.
В-четвертых, технические устройства позволяют и другую крайность — тотальный контроль и цензуру учебного процесса. Это необходимо для снижения рисков терроризма, однако может сдерживать творческие способности преподавателей.
В-пятых, обратная связь от учащихся, дающая информацию о качестве учебного процесса, может обернуться засильем некомпетентности и бестактности с их стороны, в случае, например, постановки вопросов об их отношении к преподавателям и учебным курсам сразу же после первой сессии.
В-шестых, при сокращении работы в аудитории и переносе ее в виртуальное пространство возникают сенсорный голод, нехватка живых эмоций.
В-седьмых, технические ошибки и сложности при работе с техникой требуют создания параллельных систем безопасности.
В-восьмых, наличие в интернете множества непроверенной и низкокачественной, однако доступной информации толкает учащихся не к самостоятельной работе, а к отработке навыков ее поиска во всемирной «паутине». Происходит стандартизация мышления.
В-девятых, сложившаяся практика порождает угрозу традиционным моральным ценностям. Цифровизация является логическим завершением процессов, начавшихся еще столетия назад, когда в ходе секуляризации под влиянием идей Просвещения школа стала отделяться от Церкви, наука — от религии, а светская жизнь — от духовной.
Конкретное содержание идеологий, научных теорий и общественного управления в конечном счете определяется прежде всего антропологическим принципом, отвечающим на вековечный вопрос «что есть человек?».
К. Маркс, к примеру, сущностными признаками человека, как родового существа, считал потребности в равенстве, социальной деятельности, прогрессе, всеобщей свободе, разуме, нравственности и наслаждении.
В основе либерализма лежит аксиома А. Смита homo economicus, «человек экономический», имеющий априори следующие признаки. Он должен: знать свои потребности и понимать свои интересы; считать, оценивать и планировать свой бюджет; оценивать и планировать свои возможности (денежные затраты, время); постоянно изучать рынок; оценивать полезность и предельную полезность от получаемых благ; преследовать свою личную выгоду (прибыль и др.) и стремиться максимизировать общую полезность; иметь склонность к экономии; иметь доступ к информации и постоянно все оценивать в денежной форме; соблюдать общественные правила и быть предсказуемым.
Данные гипотетические признаки являются аксиомой, т.к. не подлежат строгому доказательству и берутся на веру.
Имеются и другие варианты теорий человеческого поведения, использующих данные психологии и постулирующие более сложное поведение человека в экономике:
- Теория неполной рациональности Герберта Саймона исходит из ограничений человеческих способностей в поиске, хранении и обработке информации. Обычный человек не может уподобляться компьютеру в обработке информации, необходимой для ориентации на рынке. Поэтому принцип оптимальности он заменил на принцип удовлетворенности. В итоге человек делает самый разумный выбор в рамках возможного, хотя результат будет и не самый рациональный [1].
- Модель психологического человека Зигмунда Фрейда учитывает эмоциональную сторону поведения, наличие у человека подсознательного, управляющего им;
- Модель психологического человека Абрахама Маслоу, основанная на иерархии потребностей – от низших в высшим;
- Модель «ощущающего человека» означает механистическое существо, как его понимали еще французские просветители;
- Модель «потребляющего человека» находится на стыке теорий Маслоу и Фрейда. Внутренний конфликт человека-гедониста дополняется конфликтом со всем обществом;
- «Запрограммированный человек» – создание бихевиоризма, где пассивный субъект механически реагирует на стимулы и действует по заложенным в него ранее стереотипам;
- «Деятельностный человек» является воплощением мечты Эриха Фромма: он активен, свободен и несет ответственность за свои поступки в преследовании своей цели;
- Социализированный человек. Модель уточняет модель деятельностного человека [11].
Методологические недостатки всех перечисленных выше теорий состоят в узких рамках позитивизма и в стремлении создать универсальные теории на базе менталитета населения только развитых рыночных стран.
В качестве альтернативы во многом обанкротившейся идеологии либерализма необходима разработка идеологии формирования Россией третьего пути, что обосновывается методологией нравственно-религиозного неоинституционализма, содержащей три основных принципа – системность, равновесие и нравственность.
В русле политики импортозамещения в издательстве ИНФРА-М в 2023 г. начался выпуск серии книг «Русский университетский учебник по экономике и управлению». Первым учебником в этой серии стала «Экономическая теория. Русский экономикс». Автор – профессор Н.Г. Привалов. Рукопись учебника заняла первое место в международном конкурсе «Академус» по номинации «Экономика и управление». Ее потенциальная Миссия – стать российской альтернативой известному учебнику «Экономикс» К.Макконнелла и С.Брю.
Общие принципы данного направления на стыке науки и традиционных религий были заложены еще в монографии «Третий путь России» [5].
Первый принцип, системность, рассматривается через возможность синтеза наилучших инструментов познания мира из сферы науки, религии и нравственности.
Два основных способа познания мира – научный и религиозный – различаются по своему объекту и методам. «Мир видимый» воспринимается органами чувств и приборами. Это объект исследования позитивистской науки. Религия учит (в большей степени) взаимодействию с «миром невидимым», и описывает (в меньшей степени) устройство этого мира. По мере развития технического прогресса мир видимый постепенно распространяется и на мир невидимый. Однако гениальные ученые (Войно-Ясенецкий, Б.Раушенбах, Э.Мулдашев и др.) каждый в своей области знаний перешли эти границы и работают на стыке науки и религии, делая открытия (соответственно: гнойная хирургия, расчет движения космических аппаратов, аллоплант).
Учебник «Русский экономикс» и логически связанные с ним учебные пособия, помимо этого, применяют междисциплинарные связи экономики с институциональной теорией, философией, кибернетикой, социологией, зоопсихологией, историей и др. науками. В результате были созданы новые гипотетические модели – парадигма равновесия, сформулированы Миссия России, «новая концепция рыцарства», методология «расширенного структурно-функционального анализа» и др.
Принцип равновесия лучше всего рассмотреть на примере модели Триединого понимания человека, как социально-духовно-биологического существа. Духовная сущность человека создана Богом, социальная – обществом, биологическая (физиологическая) – идет от природы. Обычно в разные исторические периоды за человеком признавались либо отдельные из названных частей личности, либо значение некоторых из них незаслуженно принижалось.
Признание у человека помимо физиологической и социальной также духовной стороны имеет стратегическое значение. Жизнь человека обретает смысл – и прежде всего через осознание его Миссии. Миссия (человека, организации, страны) – судьба, предназначение, ради которого они существуют. Термин имеет религиозное происхождение. Он вошел в научный оборот через маркетинг, однако, в нем заложен колоссальный смысловой потенциал. До сих пор наука отвечала только на вопрос «Почему?». Миссия может найти ответ на вопрос «Зачем?», с какой целью существует человек, в чем смысл его жизни?
Очень важен вопрос о соотношении различных сторон личности человека. Что в человеке важнее – его физиологическая сторона, социальная или духовная?
О необходимости равновесия различных сторон личности говорили неоднократно мыслители и общественные теории. Так, коммунисты в заключительный период существования социализма говорили о гармоничном развитии личности, однако, при этом значительно сужая его духовную сущность до светской культуры, отрицая божественную сторону человека.
Владимир Соловьев говорил о необходимости единства, цельности и согласия в жизни и сознании человека [9. С.7]. При этом он отводил исключительную роль религии в уравновешивании личности [9. С.17].
Питирим Сорокин выделял идеациональный (сверхчувственный), по сути, религиозный), чувственный и идеалистический социо-культурные типы. Идеальным типом культуры он считал идеалистический (интегральный).
Он полагал, что на смену существующей чувственной культуре должна прийти религиозная или смешанная культура [10. С.723].
Кризис духовности разрушает сами экзистенциальные основы общества. Поэтому насущной потребностью общества становится сохранение homo traditum. Под «человеком традиционным» мы понимаем культурный тип человека с относительно ортодоксальными характеристиками, которые отличают его от иных живых существ и технических организмов (роботов), имеющий определенный национальный менталитет и мораль, заложенную традиционными религиями.
Из описанной схемы может быть объяснен и принцип справедливости. Справедливость – это адекватная награда за самосохранение человеческой сущности или, в отдельных случаях, коррекция искаженной внешними обстоятельствами формы своего существования.
Применяя здесь фактор времени, мы можем уточнить понятие социальной справедливости, увязав научные, нравственные и религиозные принципы. Так, в краткосрочном периоде, равном отдельным эпизодам жизни человека, возможно применение микроэкономической модели формирования факторных доходов. Таким образом должен формироваться уровень жизни и доходов, адекватный заслугам на принципах меритократии. При этом государство должно корректировать факторные доходы через налоги и госбюджет, помогая социально слабым, кто не имеет достойного уровня жизни не по своей вине.
В среднесрочном периоде (время жизни человека) реализуется общественное признание всех заслуг человека перед обществом, как бы итог всей его жизни. Однако в более долгосрочном периоде порой оказывается, что он этого не заслуживает в силу своих, например, нравственных качеств. В этом случае с учетом существования «мира невидимого» в долгосрочном периоде человеку должно быть оказано воздаяние за его заслуги с учетом его посмертной судьбы.
В этом состоят важнейшие принципы новой философии, «Философии третьего пути», как современной формы «русского космизма».
Выводы
На основании проведенного анализа цифрового образования, являющегося порождением позитивизма и технократизма, в связи с выходом России из Болонского процесса следует предусмотреть следующие меры по созданию национальной системы образования:
- Учесть все отмеченные выше риски для предотвращения угроз национальной системе образования и, в конечном счете, национальной безопасности, а именно:
а) разработать новые санитарные стандарты для работы с техническими устройствами запрещая в ряде случаев применение некоторых из них в учебном процессе;
б) установить минимум для обязательной аудиторной работы с учащимися или, наоборот, допустимый максимум для учебы «on line», за исключением случаев эпидемий или иных чрезвычайных ситуаций;
в) свести к минимуму работу преподавателей по оформлению отчетов и иных документов, относящихся ко «второй половине рабочего дня»;
г) предоставить преподавателям больше свободы по выбору средств и методов обучения, освободив их от некомпетентного бюрократического руководства, что стало реальным воплощением «балльно-рейтинговой системы»;
д) свести к минимуму количественные методы оценки работы сотрудников и учащихся в соответствии с БРС;
е) ввести суровые наказания за изготовление и продажу удостоверений, различных учебных и научных работ и технических средств, облегчающих сдачу экзаменов;
ж) внедрять творческие приемы работы с учащимися, развивая системное мышление, а не способы поиска готовой информации;
з) законодательно запретить внедрение в организм человека микрочипов, за исключением случаев медицинской необходимости или интересов национальной безопасности (для работников спецслужб);
2) начать массовый возврат к системе специалитета с увеличением аудиторной нагрузки;
3) усилить патриотическую направленность обучения и воспитания учащихся;
4) резко поднять воспитательную функцию, для чего применять все разрешенные законом средства;
5) вернуть священников в учебные аудитории после проведения серьезной предварительной исследовательской работы с участием специалистов и общественности;
6) начать создание соответствующих программ и учебников, отражающих идеологию национальной системы образования;
7) закрепить в Трудовом Кодексе РФ положение о минимальном пятилетнем сроке избрания преподавателей в учреждениях высшего профессионального образования и о бессрочном оформлении на работу в иных учебных заведениях;
8) увеличить бюджетную оплату системы образования минимум до 5 % от ВВП;
9) резко увеличить количество бюджетных мест в учебных заведениях. По сути, поставить цель ликвидировать само понятие «рынок образовательных услуг».
Практические результаты внедрения
В работе предлагается новая методология –нравственно-религиозный неоинституционализм. Новейшим практическим результатом ее реализации является начало выпуска в издательстве ИНФРА-М серии книг «Русский университетский учебник по экономике и управлению» в составе учебника «Экономическая теория. Русский экономикс» и трех учебных пособий – «Философия хозяйства. Нравственная экономика», «Экономика домашнего хозяйства. Нравственная экономика» и «Методология научного исследования. Нравственная наука». Ранее данная методология нашла применение в выпуске учебников: Привалов Н.Г. Экономика некоммерческого сектора: учебник/Н.Г.Привалов.-2-е изд., перераб. и доп.-Москва: ИНФРА-М, 2020 и ряда монографий: Привалов, Н.Г. Третий путь России: новая надежда в ХХ1 веке/ Н.Г.Привалов.- Екатеринбург: Уральское изд-во, 2012, Привалов, Н.Г. Налоговая система: теоретический и методологический аспект. Налоговый продукт (монография)/ Н.Г.Привалов, С.Г.Привалова. Москва: ИНФРА-М, 2023.
1. Герберт Саймон. Рациональность как процесс и продукт мышления//Thesis. 1993. Вып. 3.
2. Масару Э. Любовь и вода. М.: ООО Изд-во «София», 2008.
3. Михаил Кушнир. Риски и перспективы «Цифровой школы»// «Учитель-ская газета». 5 апреля 2018. [Цифровой ресурс]. Режим доступа: https://ug.ru/mihail-kushnir-moskva-riski-i-perspektivy-czifrovoj-shkoly/(дата обра-щения: 27.02.23).
4. Привалов, Н.Г. Концепция федеральных университетов с точки зрения социальной и духовной безопасности/ Н.Г.Привалов// Современные проблемы управления кадровыми ресурсами в пограничной сфере// Погранология. Матери-алы постоянно действующего межведомственного научного семинара. № 8. -М.: Пограничная академия ФСБ России, 2012.
5. Привалов Н.Г. Третий путь России: новая надежда в ХХІ веке. - Екате-ринбург: Уральское изд-во, 2012.
6. Привалов, Н.Г. Экономика некоммерческого сектора: учебник / Н.Г. При-валов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2020.
7. Привалов, Н.Г. Налоговая система: теоретический и методологический аспект. Налоговый продукт: монография/ Н.Г. Привалов, С.Г. Привалова.-Москва: ИНФРА-М, 2023.
8. Привалов Н.Г., Привалова С.Г. Проблемы цифрового образования в Рос-сии// Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестиро-вания: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 24−25 ноября 2020 г.) / науч. ред. М. С. Марамыгин; отв. за вып. Н. А. Истомина ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. отд-ние Вольного экон. о-ва России, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2021. - 202 с. С.101-110. http://science.usue.ru/images/docs/itogi/fip130521.pdf (дата обра-щения: 27.02.23)
9. Соловьев Вл. С. Чтения о богочеловечестве. - М.: Академический Проект, 2011.
10. Сорокин, П. Социальная и культурная динамика/П.Сорокин. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного Института, 2000.
11. Философия и методология экономики / под ред. Л.А. Тутова.-М.: ИН-ФРА-М,2019.
12. Цифровизация школы: риски и перспективы//Учительская газета. № 27 от 2 июля 2019. [Цифровой ресурс]. Режим доступа: https://ug.ru/czifrovizacziya-shkoly-riski-i-perspektivy/ (дата обращения: 27.02.23).
13. Condruz-Bacescu, Monica. The Impact of Digital Technologies on Learning// NEW TECHNOLOGIES AND REDESIGNING LEARNING SPACES, VOL II. 2019
14. Privalov N, Bashmakova N. Moral principles for the establishment of a na-tional system of education in Russia//International Conference on Sustainable Devel-opment in Sciences, Management & Technology, December 20th, 2022, Norway, Oslo. SPO “Professional science”, Lulu Inc., 2022, pp.7-13. / DOIhttps://doi.org/10.54092/9781470929961.
15. Sergeeva, NN, Nadezhda N., Shevchenko, OM ; Klimenko, TM., Shcherbakova, LM ., Tikhonovskova, MP. Ethnocultural Education as a Fac-tor of the Spiritual Security of the Russian Polyethnic Society// TARIH KULTUR VE SANAT ARASTIRMALARI DERGISI-JOURNAL OF HISTORY CULTURE AND ART RESEARCH. Vol. 7, release 5. 2018.
16. Taranov, PV ; Basenko, AM ; Roshchina, LN ; Kulikova, IV ; Israilova, EA ; Samygin, SI Crisis Of The Education System In Russia Under The World Eco-nomic Crisis// MODERN JOURNAL OF LANGUAGE TEACHING METHODS. Vol.8, release 8, 2019.
17. Vodenko, KV. Problems and perspectives of state regula-tion of system of education in the context of provision of Russia's national security// INTERNATIONAL JOURNAL OF EDUCATIONAL MANAGEMENT. Vol 33, re-lease 3. 2019.
18. Wlodarczyk, E. Participation as an Element of Effective Safety and Security Promotion at Polish School: Implementation of the Selected Participatory Management Assumptions// EDUCATION EXCELLENCE AND INNOVATION MANAGEMENT THROUGH VISION. 2019.
19. Все российские вузы исключили из Болонского процесса [электронный ресурс] //http://afn.by/news/i/298711(дата обращения: 27.02.23).
20. Депутат Пискарев: европейские азбуки вовлекают детей в экстремизм// https://news.mail.ru/politics/51601418/?frommail=1 (дата обращения: 27.02.23).
21. Указ Президента России от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», где содержится перечень тради-ционных для российского менталитета ценностей и угроз российскому ментали-тету» http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 27.02.23).
22. http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/1057/ (дата обращения: 27.02.23)
23. Миллион исчезнувших японцев: все о феномене хикикомори// https://perito-burrito.com/posts/hikikomori (дата обращения: 27.02.23).
24. Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Фе-дерации от 07 августа 2007 г. № 311 «Об утверждении Стратегии развития элек-тронной промышленности России на период до 2025 года»// https://base.garant.ru/191853/ (дата обращения: 27.02.23).