ТРЕХМЕРНОЕ БАЗИСНОЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РУКОВОДИТЕЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предметом исследования является трехмерное базисное типологическое проектирование личностных характеристик руководителя. Цель работы – построение измерительного трехмерно-базисного теста для управленца. Методология проведения работы – системная классификация попарно наблюдаемых параметров личности руководителя. Методы – сопоставление, типологизация, моделирование, проектирование. Количество респондентов – 108. Результаты работы - обнаружена корреляции между типами личности руководителя и профтипами личности. Область применения результатов – развитие управленческого потенциала руководителя. Новизна - добавлены в типологию эго-состояний по Э. Берну еще два противоположных типа эго-состояний. Выводы - была построена трехмерно-базисная типологическая модель личности руководителя. В исследовании было использовано трехмерное базисное проектирование, которое связано с «моделированием», с «конструированием» и с «измерением». В данном случае «измерение» связано с преобразованием оценочных слов в оценочные числа. Для измерения типологического профиля личности руководителя был разработан трехмерный базисный тест, состоящий из 18 диагностических суждений и соответствующий трехмерной базисной типологической модели личности руководителя. В состав модели личности руководителя входят шесть типов: «организующий», «исследовательский», «социальный», «наставнический», «конвенциальный», «эстетический». Валидизация авторской методики на определение типологического профиля личности руководителя проводилась в направлении критериальной и конструктивной валидности.

Ключевые слова:
типология, типологизация, системность, базисность, трехмерность, профессиональные типы, семантическая близость
Текст

Актуальность исследования

Изучением типов личности руководителей, как наборов характеристик, занимались Д.М. Гвишиани, А.В. Карпов, Н.Н. Обозов, В.А. Розанова, А.Л. Свенцицкий, В.В. Шепель и др.

Возникает необходимость по измерению базисных качеств личности руководителя с помощью базисного проектирования (т.е. моделирования, конструирования и измерения этих качеств).

Продуктивность управленческой деятельности зависит от качеств личности руководителя. Поэтому встает вопрос о наборе и измерении этих качеств. Необходимо создать тесты, которые обладают полнотой, упорядоченностью и измеримостью психологических характеристик, т.е. представляли бы базисную типологическую структуру этих характеристик и позволяли бы упростить и оптимизировать применение таких методик в измерительной практике [4]. Для решения этой задачи было применено трехмерное базисное проектирование.

Гипотеза исследования состоит в том, что психологические характеристики руководителя связаны с психологическими характеристиками его профессиональной направленности личности. Для ее решения были поставлены задачи: построить типологическую базисную модель психологических характеристик личности руководителя; создать новую трехмерную базисную методику измерения качеств личности руководителя.

Для измерения типологического профиля личности руководителя был разработан трехмерный базисный тест, состоящий из 18 диагностических суждений и соответствующий трехмерной базисной типологической модели личности руководителя, состоящей из шести типов: «организаторский», «исследовательский», «социальный», «наставнический», «конвенциальный», «эстетический» [2].

Дж. Голландом был предложен тест, измеряющий профиль профнаправленности личности. Этот тест состоит из 42 пар различных профессий. При использовании этого теста испытуемый делает свое предпочтение в каждой паре профессий.  В итоге строится вышеуказанный индивидуальный профиль профессиональной направленности испытуемого [3].                                                                                              

Типология Голланда, созданная эмпирическим путем, оказалась полной, упорядоченной и измеримой, т.е. трехмерно-базисной типологией. Типология эго-состояний Э. Берна была расширена за счет перепроверки на полноту с типологией профессиональной направленности Дж. Голланда. В результате сопоставления психологических характеристик из этих двух типологий и применения принципа семантической близости были добавлены в типологию эго-состояний по Э. Берну еще два противоположных типа эго-состояний:

«Взрослый организующий» и «Взрослый познающий» [1].

Две типологии (Д. Голланда и Э. Берна) были взяты за семантический трехмерно-базисный эталон и на их основе была построена типология руководителя с соответствующим измерительным трехмерно-базисным тестом. Методика измерения трехмерно-базисного типологического профиля руководителя и ключ к этой методике находятся в таблице 1.

Используя правило «семантической близости» удается построить «типологический изоморфизм» трех типологий (Д. Голланда, Э. Берна, авторской типологии управленца). Была использована единая дихотомия «социальное – индивидуальное» во всех этих трех типологиях (стабл. 1) [1, 7].

 

Таблица 1. Анализ трех типологий (при сравнении)

Трехмерный базис личности в профессии

(по Д. Голланду)

Типы личности руково-дителя, диагностические суждения в авторском тесте и уточненная типология  эго-состояний

Предприимчивый. Организатор, руководи-тель, социален, активность в поведении, эмоционален, доминирование, властный. Бессистемность, эклектичность. Важно признание и одобрение людей. Целеустремлен.

Организующий тип личности

1. Как руководитель, старается быть организатором   деятель-ности других людей (подчиненных, т.е. исполнителей).

2. Настойчивость и властность – это главные мои черты характера.

3. Для меня главное – это доминирование по отношению к людям.

 «Взрослый организующий»

Интеллектуальный индивидуальный»), аналитик, рационален, творческая личность, интеллектуален, исследователь. Любит дедуктивный метод. Любит рассуждать, моделировать, планировать, систематизировать и структурировать свою работу.

Исследовательский тип личности

4. Анализирует всю деятельность организации.

5. Устремлен к творческим решениям в управлении.

6. Стремится к эффективным способам решения в области управления.

«Взрослый познающий»

Социальныйсоциальный»). Коммуни-кабелен,  коллегиален, советуется с  людьми, дружелюбный, чувствительный. Важно для него альтернативные мнения окружающих людей и человеческие ценности, Синтезатор. Конформизм. Динамичен.  Для него важно иметь социальное признание.

Социальный тип личности

7. Проявляет разумную требовательность и справедливость в общении с подчиненными.

8. Предпочитает и исполь-зует коллективную ответст-венность в принятии управленческих решений.

9. Проявляет эмпатию и заботу о коллегах, порой опекая даже в мелочах.

«Родитель воспитывающий»

Реалистическийиндивидуальный»). Важно конкретно – предметный труд, любит математику, аналитик, контролер, нормативен. Процесс и результат – это важно в его деятельности. Прагматик, экономист. Импульсивен, целенаправлен. Практичен, прагматичен, энергичен, Мастеровой человек - «ремесленник». Ум на «кончиках пальцев».

Наставнический тип личности

10. Стремится показать образец деятельности подчиненным.

11. Контролирует и помогает коллегам в практических вопросах.

12. Прекрасно ориенти-руется и использует компьютерные технологии.

 «Родитель контролирующий»)

Конвенциальныйиндивидуальный») предпочитает о структурность в работе, подчинение, нормативен, любит канцелярию, делопроизводство, математический склад ума, технолог, методолог. Любит контролировать других людей, Дисциплина, порядок и системность – это самое главное в его работе.

Конвенциальный тип личности

13. Исполнительская дис-циплина – это самое главное в работе.

14. В конфликте сдер-жанность, рассудительность и спокойствие.

15. Нравится определенная технология, структурность, алгоритм.

 «Дитя адаптивное».

Артистическийсоциальный»). Независимость в работе и в быту.  Любит свободу, творчество, энергичный, динамичный, доминирующий, импровизирующий, эстетичный, эмоциональный, неравнодушный к окружающим людям, не любит соглашательство, «заядлый спорщик», инициатор конфликтов, проявляет  творчество в коллективной деятельности.

Эстетический тип личности

16. Воображение и фантазия для меня важно при организации   деятельности.

17. У меня есть художественный вкус и я могу оценить коллективное творчество людей.

18. Могу спровоцировать конфликт и уверенно веду себя в нем.

 «Дитя свободное».

 

Валидизация данной методики проводилась в направлении критериальной и конструктивной валидности. При валидизации был использован эталонный «критериальный» трехмерно-базисный валидный тест Д. Голланда [5].

 Конструкт типологии Д. Голланда был поставлен во взаимно-однозначное соответствие с конструктом авторской типологии личности руководителя, что и определило конструктивную валидность вновь созданного теста. В результате диагностики на курсах повышения квалификации в течение трех лет в ВоГУ (в Вологодском госуниверситете (108 человек)) были обнаружены коэффициенты корреляции (от 0,49 до 0,76) между типами нового авторского теста и валидного теста Д. Голланда [6]. 

Правило перевода дихотомических оценочных слов в дихотомические оценочные числа, а затем в положительные числа (1, 2, 3, 4, 5, 6) дается в таблице (табл. 2). Был получен факторно-типологический трехмерный базис (F(1), F(2), F(3)) личности руководителя с единой личностной дихотомией «социальное (+) – индивидуальное (-)» (см. рис. 1), где

 «эстетический (+) - конвенциальный (-)» - это фактор F(1) (+,-),

 «социальный (+) - наставнический (-)» - это фактор  F(2) (+,-),

 «организующий (+) - исследовательский (-)» - это фактор  F(3) (+,-).

 

 

Рис. 1  Факторно-типологический трехмерный базис (F(1), F(2), F(3))

личности   руководителя

 Таблица 2

Номера сужде-ний

Шкала для ответов (перевод оценочных слов в оценочные числа)

Абсолютно не согласен

(-3)

Не согласен

(- 2)

Скорее не согласен, чем согласен

(-1)

Скорее   согласен, чем не согласен (+1)

Согласен (+2)

Абсолютно согласен

(+3)

1

2

3

4

5

6

№1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№18

 

 

 

 

 

 

   

Всего можно построить 64 гексаграммы – профилей типов личности руководителя, где наличие или отсутствие определенного типа личности руководителя   обозначается сплошной или разорванной черточкой (рис. 2). Если в гексаграмме-профиле все черточки разорваны, то это означает, что у руководителя отсутствуют все типы личности в его управленческом профиле. Это означает, что руководитель как «управленец» не состоялся. В гармоническом типологическом профиле личности руководителя все типы присутствуют. В такой гексаграмме все черточки будут сплошные. В этом исследовании было использовано трехмерное базисное проектирование, которое связано с «моделированием», с «конструированием» и с «измерением».  Имеется в виду: «моделирование факторно-типологическое», «конструирование диагностических суждений», «измерение словесно-числовое».

В данном случае «измерение» является «преобразованием» оценочных слов в оценочные числа (1, 2, 3, 4, 5, 6) (табл. 3)  [3, 8].   

Рис. 2. 64 профиля-гексаграмм   типов личности руководителя

 

          В результате диагностики на курсах повышения квалификации в течение трех лет в Вологодском госуниверситете (108 человек) были обнаружены корреляции между типами личности руководителя и профтипами личности (см. табл. 4) [4, 5].                                                                                                      

Таблица 3.

Абсолют-но не согласен

(-3)

Не согласен

(- 2)

Скорее не согласен, чем согласен

(-1)

Скорее  согласен, чем не согласен (+1)

Согласен (+2)

Абсолютно согласен

(+3)

1

2

3

4

5

6

 

Таблица 4. Корреляции между типами личности руководителя и профтипами личности

 

Типы личности руководителя

Профессиональные типы личности (по Д. Голланду)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Типы личности руководителя

1

1,00

0,02

0,23

-0,06

0,05

0,15

0,62

0,21

-0,12

0,04

0,13

0,34

2

 

1,00

-0,19

0,18

0,04

0,14

0,05

0,59

-0,20

0,21

0,14

0,13

3

 

 

1,00

0,06

0,07

0,17

0,21

0,30

0,49

-0,12

-0,06

0,22

4

 

 

 

1,00

0,18

0,09

0,13

0,07

0,21

0,52

-0,13

0,18

5

 

 

 

 

1,00

0,16

0,18

0,05

0,13

-0,11

0,57

-0,05

6

 

 

 

 

 

1,00

0,17

0,21

-0,01

0,14

0,15

0,76

Профессиональные типы личности

7

 

 

 

 

 

 

1,00

0,26

0,17

-0,06

0,29

0,14

8

 

 

 

 

 

 

 

1,00

0,23

0,19

-0,08

0,13

9

 

 

 

 

 

 

 

 

1,00

0,08

-0,05

0,19

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,00

0,36

0,28

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,00

-0,21

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,00

 

Типы личности руководителя

Профтипы личности (по Д. Голланду)

(1) Эстетический

(7) Артистический (социальный)

(2) Социальный 

(8) Социальный (социальный)

(3) Организующий

(9) Предприимчивый (социальный)

(4) Конвенциальный

(10) Конвенциальный (индивидуальный)

(5) Наставнический

(11) Реалистический (индивидуальный)

(6) Исследовательский

(12) Интеллектуальный (индивидуальный)

 

Выводы

В статье была построена трехмерно-базисная типологическая модель личности руководителя. В исследовании было использовано трехмерное базисное проектирование, которое связано с «моделированием», с «конструированием» и с «измерением».  В данном случае «измерение» связано с преобразованием оценочных слов в оценочные числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Для измерения типологического профиля личности руководителя был разработан трехмерный базисный тест, состоящий из 18 диагностических суждений и соответствующий трехмерной базисной типологической модели личности руководителя. В состав модели личности руководителя входят шесть типов: «организующий», «исследовательский», «социальный», «наставнический», «конвенциальный», «эстетический». Валидизация авторской методики на определение типологического профиля личности руководителя проводилась в направлении критериальной и конструктивной валидности. Информацию этого исследования можно использовать: для творческого развития личности руководителя организации, для психолога, для проведения психодиагностики, для тренингов, для деловых игр с управленцами.

Список литературы

1. Балин, В.Д. Актуальные проблемы теоретической психологии / В.Д. Балин. - Санкт-Петербург: СПбГУ, 2017. - 72 с.

2. Вейль, Г. Симметрия / Г. Вейль. - Москва: Наука, 2016. - 132 с.

3. Кулагин, Б.В. Основы профессиональной психодиагностики / Б.В. Кулагин. - Санкт-Петербург: Медицина, 2017. - 149 с.

4. Мазилов В.А. Методология психологической науки: история и современность / В.А. Мазилов. - Ярославль: ЯГПУ, 2017. - 419 с.

5. Малышев, К.Б. Методология базисного подхода в современных психологических исследованиях / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, 2020. - 215 с.

6. Малышев, К.Б. Опыт базисной психологии / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, 2021. - 158 с.

7. Малышев, К.Б. Роскошь базисного мышления / К.Б. Малышев, О.А. Малышева. - Вологда-Курск, 2022. - 150 с.

8. Шафрановский, И.И. Симметрия в природе / И.И. Шафрановский. Санкт-Петербург: Недра, 2018. - 154 с.

Рецензии
1. Трехмерное базисное типологическое проектирование личностных характеристик руководителя Авторы: Михайлов Алексей Николаевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?