Россия
В статье содержится сравнительный анализ физической доступности продовольствия в городской и сельской местности, характеризуемой развитием инфраструктуры розничной торговли и общественного питания. Используются удельные (в расчете на единицу населения) показатели не только торговых площадей, но и количества торговых объектов, что особенно важно для оценки пространственного размещения ретейла и его пешеходной и транспортной доступности. Развитие общественного питания характеризуется удельными показателями количества объектов общественного питания в сельских поселениях и их вместимости по числу посадочных мест. Статистическая характеристика развития товаропроводящей сети дополнена данными выборочного опроса городского и сельского населения об основных местах и формах приобретения продуктов питания. Характеризуется развитие дорожной сети в сельской местности как фактора, во многом определяющего физическую доступность торговых объектов. Сделан вывод о большом сельско-городском неравенстве в реализации платежеспособного спроса населения на пищевую продукцию. Предложены меры по повышению физической доступности продовольствия сельскому населению.
оваропроводящая, дорожная инфраструктура, продуктовый ретейл, потребительская кооперация, мобильная торговля, программно-целевой подход, правовые основы
Введение. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации предусматривает достижение уровня развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения жителями пищевой продукции или организации питания в объемах и ассортименте, которые соответствуют рекомендуемым рациональным нормам потребления [1]. Между тем, в настоящее время сложилось и более того нарастает большое неравенство между городом и селом по физической доступности продовольствия, реализуемого через торговую сеть. Проблема усугубляется тем, что устойчиво идет процесс снижения доли натуральных поступлений продуктов питания из хозяйств населения. Структура источников поступления продовольствия в сельские и городские домохозяйства становится все более однородной и соответствующей рыночному типу. В этих условиях возрастает потребность сельского населения в развитой товаропроводящей инфраструктуре, обеспечивающей физическую доступность продуктов питания в необходимых объемах и ассортименте.
Целью данного исследования является сравнительный анализ и оценка развития товаропроводящей инфраструктуры в городской и сельской местности и обоснование мер по преодолению сельско-городского неравенства в физической доступности продовольствия.
Методы: абстрактно-логический, статистические, сравнительного анализа, экспертных оценок. Отправным методологическим положением формирования аналитико-оценочной характеристики физической доступности населению продовольствия является трактовка этого понятия, как уровня развития товаропроводящей инфраструктуры, приведенная в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации. Источниками информации являются данные Росстата о развитии розничного ретейла
и общественного питания в городе и на селе, Центросоюза России – о состоянии торговой инфраструктуры в сельских поселениях, Автодора – о развитии дорожной сети в сельской местности, Минсельхоза России – о наличии объектов торговли и общественного питания в сельских населенных пунктах с разной численностью населения.
Результаты. Для адекватной сравнительной оценки уровня развития торговой инфраструктуры в городской и сельской местности необходимо применение нормативного метода. Однако в настоящее время воспользоваться им не представляется возможным ввиду отсутствия дифференцированной по городу и селу нормативной базы. Вместе с тем априори можно утверждать, что нормативы удельной обеспеченности населения (в расчете на 1 тыс. жителей) торговыми объектами и торговыми площадями в сельской местности должны быть выше, чем в городской. Обусловлено это различием в характере сельского и городского расселения. В России сельское расселение имеет в основном мелкодисперсный характер, вследствие чего для паритета сельских и городских жителей по обеспеченности товаропроводящей инфраструктурой село должно превосходить город по удельным показателям ее развития. Фактическая ситуация и тенденции, сложившиеся в этой области, альтернативны нормативным требованиям (таблица 1).
Таблица 1 – Развитие сети продовольственных магазинов* в городской и сельской местност
(на конец года)
Table 1 – Development of a network of grocery stores* in urban and rural areas
(at the end of the year)
|
2011 г. |
2021 г. |
2021 г. к 2011 г. |
|
(+,-), ед., п.п. |
% |
|||
Количество продовольственных магазинов |
|
|
|
|
В городской местности – всего, тыс. |
174,3 |
269,3 |
95,0 |
154,5 |
% от общего числа объектов розничной торговли |
26,5 |
32,9 |
6,4 |
х |
на 10 тыс. населения, ед. |
16,5 |
24,7 |
8,2 |
149,7 |
В сельской местности – всего, тыс. |
120,3 |
113,0 |
-7,3 |
93,9 |
% от общего числа объектов розничной торговли |
53,7 |
59,9 |
6,2 |
х |
на 10 тыс. населения, ед. |
32,2 |
30,7 |
-1,5 |
95,3 |
Площадь торгового зала продовольственных магазинов |
|
|
|
|
В городской местности – всего, млн м2 |
29,8 |
61,5 |
31,7 |
206,4 |
в расчете на 1 объект, м2 |
171,0 |
228,5 |
57,5 |
133,6 |
на 1 тыс. жителей, м2 |
282,3 |
564,1 |
281,8 |
199,8 |
В сельской местности – всего, млн м2 |
6,9 |
8,2 |
1,3 |
118,8 |
в расчете на 1 объект, м2 |
57,7 |
73,1 |
15,4 |
126,7 |
на 1 тыс. жителей, м2 |
185,6 |
224,7 |
39,1 |
121,1 |
Соотношение удельной обеспеченности сельского и городского населения, % |
|
|
|
|
продовольственными магазинами |
195,2 |
124,3 |
-70,9 |
х |
торговыми площадями |
65,7 |
39,8 |
-25,9 |
х |
* По методике Росстата в число продовольственных магазинов включены гипермаркеты, супермаркеты, минимаркеты, реализующие в основном продукты питания, и специализированные продовольственные магазины.
Источник: рассчитана автором по данным Росстата.
В сельских поселениях продуктовый ретейл является основой розничной торговой сети, на него приходится 60% количества торговых объектов, тогда как в городских поселениях только одна треть. За последние 10 лет количество продовольственных магазинов в городе увеличилось в 1,5 раза, в то время как село утратило 7,3 тыс. (6,1%) торговых объектов, реализующих продовольственные товары. В расчете на 10 тыс. населения обеспеченность продовольственными магазинами в городе увеличилась на 8,2 единицы, на селе – сократилась на 1,5. По данным Минсельхоза России, на 1.01.2022 г. только одна треть сельских населенных пунктов имела стационарные объекты розничной торговли. При этом наблюдается повышение уровня обеспеченности сельских населенных пунктов торговой инфраструктурой по мере увеличения их людности. Так, при численности жителей менее 200 человек торговые объекты имеют до 20% населенных пунктов. В крупных населенных пунктах (2 тыс. человек и более) наличие розничного ретейла превышает 70 процентов [2].
По торговым площадям вектор обеспеченности положительный и в городе, и на селе, но темпы этой динамики резко различаются. В расчете на 1 тыс. жителей обеспеченность торговыми площадями в городе выросла в 2 раза при увеличении на селе в 1,2 раза. В результате сельско-городской разрыв по этому индикатору увеличился с 34,3% в 2011 г. до 60,2% в 2021 г.
И в городской, и в сельской местности практически одинаковым темпом идет процесс концентрации торговых площадей продовольственных магазинов. В частности, на селе в расчете на 1 объект приходилось в 2011 г. 57,7 м2 площади торгового зала продовольственных магазинов, в 2021 г. – 73,1 м2, что крайне неблагоприятно сказывается на физической доступности сельским жителям продуктов питания.
Несмотря на увеличение потребности в питании вне дома, количество объектов общественного питания в сельских поселениях сократилось с 15,6 тыс. в 2010 г. до 14,8 тыс. в 2021 г., а в расчете на 10 тыс. населения – с 4,2 до 4 единиц. По состоянию на 01.01.2022 г. объекты общественного питания имелись только в 15% сельских населенных пунктов [2]. В то же время в городе инфраструктура общественного питания интенсивно развивается. За анализируемый период количество столовых, кафе, ресторанов и баров в расчете на 10 тыс. населения увеличилось в 1,4 раза, количество посадочных мест – в 1,3 раза. При этом средний размер одного объекта уменьшился с 47,3 до 44,4 посадочного места. Это обусловило повышение доступности горожанам общепита в отличие от жителей сельских поселений, где идет процесс концентрации посадочных мест в объектах общественного питания (таблица 2).
Таблица 2 – Развитие инфраструктуры общественного питания в городской и сельской местности
Table2 – Development of public catering infrastructure in urban and rural areas
|
2010 г. |
2021 г. |
2021 г. к 2010 г. |
|
(+,-), ед., п.п. |
% |
|||
Количество объектов общественного питания (столовых, кафе, ресторанов, баров) |
|
|
|
|
В городской местности - всего, тыс. |
76,0 |
110,6 |
34,6 |
145,5 |
на 10 тыс. населения, ед. |
7,2 |
10,1 |
2,9 |
140,3 |
В сельской местности - всего, тыс. |
15,6 |
14,8 |
-0,8 |
94,9 |
на 10 тыс. населения, ед. |
4,2 |
4,0 |
-0,2 |
95,2 |
Число посадочных мест в них |
|
|
|
|
В городской местности – всего, тыс. |
3592,6 |
4912,2 |
1319,6 |
136,7 |
в расчете на 1 объект, ед. |
47,3 |
44,4 |
-2,9 |
93,9 |
на 1 тыс. жителей, ед. |
34,1 |
45,0 |
10,9 |
132,0 |
В сельской местности – всего, тыс. |
571,4 |
653,5 |
82,1 |
114,4 |
в расчете на 1 объект, ед. |
36,6 |
44,1 |
7,5 |
120,5 |
на 1 тыс. жителей, ед. |
15,2 |
17,8 |
2,6 |
117,1 |
Соотношение удельной обеспеченности сельского и городского населения, % |
|
|
|
|
объектами общественного питания |
58,3 |
39,6 |
-18,7 |
х |
посадочными местами |
44,6 |
39,6 |
-5,0 |
х |
Источник: рассчитана автором по данным Росстата.
Ухудшение физической доступности продовольствия сельскому населению во многом связано с деградацией потребительской кооперации, которая в дореформенный период играла ключевую роль в предоставлении торговых услуг сельскому населению. Только за последние 10 лет торговая сеть потребительской кооперации, расположенная в сельской местности, сократилась в 2,5 раза. В 2020 г. на сельских территориях действовало 12113 магазинов системы Центросоюза РФ против 30326 в 2010 г. Этот отрицательный тренд во многом обусловлен тем, что потребительская кооперация лишилась государственной поддержки на федеральном уровне, которая оказывалась в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства в 2008-2012 годах. Поддержка потребительских союзов в части торговой деятельности в сельской местности возлагается на органы государственной власти субъектов РФ [3]. Но на практике эта законодательная норма или не действует, или реализуется в незначительных объемах.
Сложившееся между городским и сельским населением неравенство по физической доступности продовольствия во многом обусловлено бездорожьем, которое не только экономически обременяет доставку товаров в глубинку, но не позволяет это делать круглогодично. Согласно Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 года [4], удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования, к 2030 г. должен быть доведен до 98%. Однако фактические масштабы их ввода не обеспечивают достижение целевого индикатора. В 2021 г. 42,1 тыс. (28,3%) сельских населенных пунктов не имели связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования, в том числе 40,3 тыс. (27,1%) находились в полной транспортной изоляции. В основном (86,4%) это населенные пункты с числом жителей до 50 человек. В данном секторе сельского расселения в транспортной изоляции находится 42,7% сельских населенных пунктов (рисунок 1).
Источник: составлен автором по данным Росавтодора.
Рисунок 1 – Доля сельских населенных пунктов, находящихся в транспортной изоляции, %
Figure 1 – The share of rural settlements that are in transport isolation, %
По данным проведенного Росстатом в 2022 г. комплексного наблюдения условий жизни населения, 30,4% жителей сельских поселений указали на проблему большой отдаленности торговых точек (в городе – 8,2%). При этом в городе и на селе сложились противоположные тенденции в изменении доли населения, озабоченного этим вопросом. В 2014 г. данный индикатор составлял на сельских территориях 19,4%, на городских – 8,9%.
В настоящее время в сельской местности приобретают продукты питания по месту проживания 77,8% населения, тогда как в городской – 96,3% практически без существенных различий в зависимости от численности проживающих в населенном пункте. В сельской местности в отличии от городской четко прослеживается тенденция доступности продуктового ретейла по мере увеличения людности населенного пункта. В населенных пунктах до 200 человек приобретают продукты питания по месту жительства 52,4% населения. В крупных населенных пунктах (более 5 тыс. человек) – 92,8 процента (таблица 3).
Таблица 3 – Основные места приобретения продуктов питания в городе и на селе, 2022 г.
(лица в возрасте 15 лет и более, %)
Table3 – The main places of food purchase in the city and in the countryside, 2022
(persons aged 15 years or more, %)
|
В своем населенном пункте (в районе своего проживания) |
В других близлежащих населенных пунктах, районах |
В других субъектах РФ |
За границей |
Не определено |
В городских населенных пунктах |
96,3 |
3,2 |
0,3 |
0,0 |
0,1 |
В сельских населенных пунктах – всего |
77,8 |
21,7 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
из них с численностью населения, человек: |
|
|
|
|
|
до 200 |
52,4 |
45,9 |
1,6 |
0,0 |
0,1 |
201 - 1000 |
68,4 |
31,2 |
0,3 |
0,1 |
0,0 |
1001 - 5000 |
83,0 |
16,4 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
более 5000 |
92,8 |
6,8 |
0,4 |
0,0 |
0,0 |
Источник: составлена автором по данным Росстата.
Общей для города и села тенденцией является повышение доли граждан, использующих для приобретения продовольствия современные формы розничного ретейла – почту и Интернет. Но в городской местности этот процесс идет опережающим темпом и сельско-городской разрыв по этому индикатору возрастает. В частности, в 2022 г. использовали для покупки продуктов питания почту или Интернет на постоянной основе 17,3% горожан и 9,4% сельчан, от случая к случаю – соответственно 49 и 41,5 процента (таблица 4).
Таблица 4 – Приобретение продуктов питания с использованием почты или Интернетав городе и на селе
(лица в возрасте 15 лет и более, %)
Table4 – Purchase of food products using mail or the Internet in the city and in the countryside
(persons aged 15 years or more, %)
Годы |
Город |
Село |
||
постоянно |
от случая к случаю |
постоянно |
от случая к случаю |
|
2016 |
4,5 |
28,4 |
3,9 |
27,5 |
2018 |
4,8 |
30,9 |
4,0 |
20,4 |
2020 |
10,8 |
42,8 |
5,5 |
33,5 |
2022 |
17,3 |
49,0 |
9,4 |
41,5 |
Источник: составлена автором по данным Росстата.
Таким образом, проведенный анализ показал, что по условиям реализации платежеспособного спроса населения на продукты питания между сельскими и городскими поселениями сложилось большое неравенство, имеющее тенденцию к нарастанию. При этом в государственном мониторинге реализации Доктрины продовольственной безопасности не предусмотрен сельско-городской ракурс оценки изменений в физической доступности продовольствия населению. Считаем, что это упущение необходимо незамедлительно ликвидировать и поселенческое неравенство физической доступности продовольствия должно стать объектом пристального внимания правительства.
Далее, для обеспечения динамичного устойчивого развития товаропроводящей инфраструктуры в сельской местности необходимо законодательно утвердить декларируемое в Доктрине продовольственной безопасности право граждан России на физическую доступность пищевой продукции независимо от места проживания. Для этого следует Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» [5], который устанавливает права граждан на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, дополнить статьей о праве на возможность приобретения товаров (по крайней мере первой необходимости) в пределах нормативных радиусов пешеходной и транспортной доступности объектов торговли. Для оценки реализации этого права потребуется разработать и утвердить региональные нормативы пространственной доступности торговых объектов, учитывающие конкретные географические и социально-экономические условия.
Другим важным направлением обеспечения физической доступности и городскому, и сельскому населению продовольствия является повсеместная реализация программно-целевого подхода к формированию товаропроводящей инфраструктуры. Во всех субъектах Российской Федерации необходимо разработать (или актуализировать) муниципальные и региональные средне- и долгосрочные программы развития розничного ретейла с учетом налаживания межмуниципальных организационных и экономических связей по торговому обслуживанию населения.
В малолюдных отдаленных сельских населенных пунктах, где физическая доступность товаров наиболее ограничена, генеральным направлением является формирование товаропроводящей инфраструктуры малых и средних форматов и организация мобильной розничной торговли. В этом плане важное значение имеет реализация принятого в 2021 г. распоряжения Правительства Российской Федерации [6], которым рекомендуется органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления оказывать содействие юридическим и физическим лицам в размещении нестационарных торговых объектов, в том числе мобильных, организации ярмарочной и рыночной торговли.
Решению анализируемой проблемы будет также способствовать право осуществлять на принадлежащих крестьянским (фермерским) хозяйствам (КФХ) и сельскохозяйственным потребительским кооперативам (СПОК) земельных участках в составе земель сельскохозяйственного назначения сбыт произведенной ими продукции с использованием для этой цели помещений, расположенных в зданиях, строениях, сооружениях, входящих в состав имущества КФХ и СПОК, а также нестационарных торговых объектов, установленное Федеральным законом «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7].
Для развития малоформатной торговли большие возможности создает организация самозанятости (малого семейного бизнеса) в сфере торговли на базе жилищного фонда. Жилищный кодекс Российской Федерации[8] допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами. Однако, несмотря на относительно невысокие стартовые вложения, эта деятельность пока не получила широкого распространения, что объясняется ее низкой доходностью или даже убыточностью.
В целях стимулирования самозанятости (малого семейного бизнеса) в сфере продуктового ретейла на селе и в малых городах, осуществляемого на базе использования собственного жилища без перевода его в нежилой фонд, рекомендуем вдвое снизить ставку уплачиваемого самозанятыми налога с доходов от реализации товаров(с 4 до 2%) [9]. Нужны налоговые преференции и для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих торговую деятельность в сельской местности.
Важное значение в обеспечении физической доступности продовольствия населению, особенно проживающему в сельской местности, может сыграть возрождение потребительской кооперации. Для укрепления ее финансовой устойчивости и более полной реализации возможностей в осуществлении продуктового ретейла необходимо усилить государственную поддержку потребительских обществ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В частности:
– восстановить участие потребительских обществ системы Центросоюза России в Госпрограмме развития сельского хозяйства и осуществлять их поддержку на паритетных началах с субъектами сельскохозяйственной потребительской кооперации;
–предоставить организациям потребительской кооперации поддержку в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;
– в субъектах РФ для организаций потребительской кооперации, осуществляющих торговую деятельность на сельских территориях, предусматривать: возмещение расходов по доставке товаров первой необходимости в сельские магазины, расположенные начиная с 11 км от пункта получения товаров; тарификацию оплаты тепловой и электрической энергии на уровне тарифов для предприятий агропромышленного комплекса; компенсацию затрат на содержание планово-убыточных предприятий розничной торговли, расположенных в глубинных малонаселенных поселениях.
Заключение. Решение задач по сближению города и села по уровню развития товаропроводящей инфраструктуры, обеспечению равенства в физической доступности продуктов питания независимо от места проживания является важной частью реализации стратегической цели развития сельских территорий, состоящей в формировании на селе условий жизни, труда и приложения капитала, качественно равных городским, на этой основе сближении социальной ценности жизнедеятельности в обоих типах поселений и создании предпосылок для выполнения селом его функции по обеспечению продовольственной безопасности страны и других общенациональных функций.
Благодарности. Статья опубликована по результатам конференции AGEGI 23, проведенной ВНИОПТУСХ-филиалом ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ 20-21 июня 2023 года.
1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 21 января 2020 г. № 20.
2. Доклад о результатах проведенного мониторинга состояния социально-экономического развития сельских территорий в 2022 году. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/9c3/xgyijsjd5ojj75xgv49n0rgnv2fgcviw.pdf (дата обращения: 15.06.2023).
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ (в ред. 02.07.2021 г.).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» от 2 февраля 2015 г. № 151-р.
5. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (в ред. от 05.12.2022 г.).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января 2021 г. № 208-р.
7. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации» от 06 декабря 2021 г. № 407-ФЗ.
8. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.
9. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ (в ред. от 28.12.2022 г.).