Донецкая Народная Республика
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
На основе констелляции различных подходов к трактовке понятия «диверсификация», сформулировано авторское его понимание, выделены основные элементы диверсификации деятельности торгового предприятия и установлена логика взаимосвязи объектов, процессов и результатов, составляющих содержание исследуемой экономической категории, которая визуализирована в логико-содержательной схеме диверсификации деятельности торгового предприятия в контексте регионально-отраслевого развития экономики. Предложен процессно-ситуационный подход к диверсификации деятельности торгового предприятия, сущность которого состоит в интеграции особенностей регионально-отраслевой экономики, как ситуационной базы, и диверсификации деятельности торгового предприятия, как процесса. Использование такого подхода обеспечивает синергизацию особенностей регионально-отраслевой экономики и архитектоники процесса диверсификации деятельности торгового предприятия. Предложен научно-методический подход к определению экономической целесообразности проведения диверсификации деятельности предприятия розничной торговли, использование которого способствует повышению эффективности управленческих решений при планировании диверсификации деятельности торгового предприятия в турбулентных условиях развития регионально-отраслевой экономики. Усовершенствован научно-практический подход к идентификации уровня эффективности диверсификации видов деятельности торговых предприятий, конститутивной основой которого является расчет интегрального показателя эффективности диверсификации видов деятельности торгового предприятия, включающих показатель отдачи совокупных ресурсов, показатель доходности совокупных ресурсов, показатель прибыльности совокупных ресурсов.
диверсификация деятельности, регионально-отраслевая экономика, процессно-ситуационный подход
Введение
На протяжении многих десятилетий, цели и способы осуществления диверсификации, ее роли в развитии предприятий различных отраслей и сфер деятельности претерпевают существенные изменения. На начальном этапе развития диверсификация деятельности рассматривалась как процесс расширения деловой активности предприятия. Согласно взглядов одного из основателей этой концепции М. Горта, главная идея такого подхода состоит в том, что более приоритетной и успешной является фирма, которая постоянно развивается за счет расширения диапазона своей деятельности [1]. Именно такой взгляд на её сущность имеет концепция максимизации роста фирмы. Представители традиционного подхода отождествляют диверсификацию с интенсивным развитием предприятия. Так, Ж. Ламбен определяет диверсификацию как рост, основанный на возможностях вне зоны обычной деятельности [2].
Р. Питс конкретизирует понятие «расширение деятельности» и определяет диверсификацию как организацию нескольких направлений предпринимательской деятельности или видов бизнеса [3]. Но при этом автор в своих исследованиях не связывает особенности диверсификации со спецификой отрасли или сферы деятельности фирмы.
Регионально-отраслевой контекст диверсификации в условиях рыночных форм хозяйствования прослеживается в современных исследованиях зарубежных и отечественных ученых-экономистов Т. Сонга, Х.Лана, Х. П. Цзэна [4], Дж.Чжоу, Х.Джи [5], М.Авезова [6], И. Т.Меркуловой [7], Д.Акимкиной, Е.Хрусталева [8], Т.Корякиной [9], Н.Рыхтиковой, Н.Зориной [10] и др. Исследуя региональную диверсификацию в контексте импортозамещения, Л.В. Дегтярева, А.В.Панина и др. [11], обращают внимание на использование диферсификации производственных цепочек как инструмента управления рисками. Как способ минимизации рисков при распределении ресурсов по разным отраслям и сферам определяют диверсификацию в своих исследования Ж.В. Смирнова и В.Н.Копицы [12]. А.В. Цокол рассматривает диверсификации как один из видов стратегии развития бизнеса, направленной на повышение конкурентоспособности предприятия на рынке товаров и услуг [13]. В.В.Шабанов полагает, что диверсификация выступает главным фактором достижения устойчивости предприятия за счет освоения новых видов бизнеса [14].
Проведенный анализ различных подходов к определению дефиниции «диверсификация» дает основание сделать вывод о том, что диверсификация является многоаспектной категорией, а ее роль и особенности использования в практике деятельности отечественных предприятий зависят от целей и задач предприятия, обусловленных особенностями развития регионально-отраслевой экономики. Исходя из данного умозаключения, актуальным является исследование особенностей диверсификации деятельности торговых предприятий в контексте концепций регионально-отраслевого развития.
Материал и методы исследования
Методологической основой проведения исследования выступили общенаучные и специальные методы, позволившие комплексно исследовав теорию и методологию диверсификации и стратегических изменений в регионально-отраслевой экономике, разработать научно-методические подходы к диверсификации детальности торгового предприятия в контексте развития регионально-отраслевой экономики. В качестве информационной базы исследования использованы нормативные акты, регулирующие деятельность торговых предприятий и их взаимодействие, результаты аналитических обследований деятельности торговых предприятий и региональных особенностей сферы розничной торговли Донецкой Народной Республики.
В процессе исследования использованы такие методы: логико-когнитивного и контент-анализа – при проведении сравнительного анализа научных подходов к определению понятия «диверсификация»; структурно-логический метод – при составлении логико-содержательной схемы диверсификации деятельности торгового предприятия в контексте регионально-отраслевого развития экономики; комплексного и системного анализа – при разработке процессно-ситуационного подхода к диверсификации деятельности торгового предприятия; абстрактно-логический - при разработке научно-методического подхода к определению экономической целесообразности проведения диверсификации деятельности предприятия розничной торговли; таксономические методы – при разработке научно-практического подхода к идентификации уровня эффективности диверсификации деятельности торговых предприятий.
1. Gort M. Diversification and Integration in American Industry [Journal] / M. Gort. - Princeton, NJ: Princeton University Press, 1962.
2. Lambin, Jean-Jacques; Chumpitaz, Ruben; Schuiling, Isabelle Market-Driven Management, Second Edition: Strategic and Operational Marketing (2007); Palgrave Macmillan, p.496.
3. Pitts, R. A. Firm diversity: conceptualization and measurement / R. A. Pitts, H. D Hopkins // Academy of Management Review. - 1982. - № 7. - Р. 620-629.
4. Song, T.B., Lan, H.L. and Zeng, P. (2010) Regional Diversification or Product Diversification: Strategic Choice of Dominant Enterprises under the Constraints of Institutional Environment. Journal of Guangzhou University: Social Science Edition, No. 3, 45-52.
5. Zhou, J.H. and Ji, H.L. (2015) An Empirical Study on Diversified Management and Business Performance of Enterprises. Reform and Open, No. 22, 25-26, 28.
6. Авезова М. М. Приоритетные направления повышения диверсификации экономики региона / М.М.Авезова, М.Г. Мансурова // Управление. - 2021. - № 1. - С.5-15.
7. Меркулова Т.П. Инновационное развитие розничной торговли и ее оценка / Т.П. Меркулова // Региональная и отраслевая экономика. - 2021. - № 2. - С..30-34.
8. Акимкина Д.А. Проблемы диверсификации ОПК: анализ зарубежных и российских источников / Д.А.Акимкина, Е.Ю.Хрусталев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2021. - №172(08). - С .2-21.
9. Корякина Т.В. Регион и потенциал его развития в предлагаемых обстоятельствах / Т.В.Корякина // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. - 2022. - №1. - С.31-37.
10. Рыхтикова Н.А. Оценка возможностей и определение перспектив диверсификации деятельности организаций оптово розничной торговли / Н.А. Рыхтикова, Н.В. Зорина, А.С. Лычагина // Управленческий учет. - 2023 - №1. - С.231-237.
11. Дегтярева Л.В., Региональная диверсификация в контексте импортозамещения и ее влияние на развитие продуктовой сферы предпринимательства / Л.В.Дегтярева, А.В.Панин, Д.В.Тимохин, Л.А.Головина, О.В.Логачева // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2022. - №2. - С.28-41.
12. Смирнова Ж.В Теоретическое обоснование диверсификации бизнеса организации / Ж.В.Смирнова, В.Н.Копица // Московский экономический журнал. - 2020. - №3. - С.493-501.
13. Цокол А.В. Диверсификация как стратегия развития бизнеса / А.В. Цокол // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - №4(21). - С.375-376.
14. Шабанов В.В. Диверсификация производства как фактор повышения устойчивости предприятия в условиях рынка / В.В. Шабанов // Евразийский Союз Ученых. Серия: экономические и юридические науки. - 2021. - №4(85). - С. 15-17.
15. Каширин А.И. Диверсификация и уникальные технологические компетенции / А.И. Каширин, Е.А. Баранов, П.А.Каширин // Инновации. - 2019. - №1 (243). - С.18-25.
16. Синицына К.И. Cфера торговли подконтрольной и временно оккупированной территории Донецкой Народной Республики: анализ состояния, проблемы, пути решения и направления развития / К.И.Синицына, Н.В. Стельмахова // Вестник института экономических исследований. - 2022. - №3(27). - С.46-60.
17. Стельмахова Н.В. Сфера торговли Донецкой Народной Республики: проблемы, направления развития Н.В.Стельмахова // Вестник института экономических исследований. - 2021. - №2(22). - С.49-57.
18. Донец Л.И. Оценка состояния потребительского рынка Донецкой Народной Республики / Л.И.Донец, Я.А.Яковенко // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. - 2020. - №4. - С.97-106.
19. Колесник В.В. Перспективы развития торговой деятельности в Донецкой Народной Республике / В.В. Колесник // Вестник института экономических исследований. - 2021. - №2(22). - С.44-48.
20. Половян, А.В. Общее состояние экономики ДНР и основные тенденции развития / А.В.Половян, Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская, Н.В. Шемякина // Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения. - Донецк: ИЭИ, 2020. - С.11-23.