г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
Идея данной статьи заключается в том, что психологические компоненты играют важную роль в структуре правосознания. Познавательные, эмоциональные и мотивационно-поведенческие аспекты влияют на восприятие, понимание и применение правовых норм и ценностей. Рассмотрение этих компонентов помогает понять как психологические особенности каждого человека влияют на правосознание и восприятие политико-правовой действительности. В статье подчеркивается, что психологические компоненты являются неотъемлемой частью структуры правосознания и влияют на восприятие и понимание правовых норм и ценностей каждым человеком. Понимание того, как познавательные процессы, эмоции и мотивы связаны с правосознанием, может помочь в разработке эффективных методов и подходов к повышению осознанности граждан в правовой сфере и соблюдению правовых норм.
правовое сознание, право, психологический компонент
Правовое сознание играет важную роль в функционировании права и его социального действия. Правовые нормы не могут напрямую влиять на поведение людей, если они не осознаются и не принимаются индивидуальным правовым сознанием. Процесс осознания правовых норм и их преломления через призму правового сознания имеет индивидуальную психологическую природу.
Различия в поведении людей, даже при формально одинаковых представлениях о правовых нормах и их содержании, объясняются различной степенью восприятия и интериоризации этих норм в их индивидуальном сознании, особенно в правовом сознании. Мотивация разных типов поведения (законопослушное или противоправное) отражает различные проявления восприятия и отношения к правовым нормам в индивидуальном сознании.
Правосознание, как и любое гуманитарное смысловое понятие, относится к числу тех явлений, которые не могут быть полностью раскрыты в одной системе представлений. На начальном этапе внедрения в науку понятия «правовое сознание», оно еще не имело какого-либо совершенно отдельного содержания. В частности, в немецкой правовой школе продолжительное время использовались определения «правовое чувство» или «правовое переживание».
В XIX веке наблюдается рост интереса к психологическим аспектам права и правосознания. В этот период появляются работы, посвященные изучению моральных и эмоциональных оснований права. Одним из знаменитых научных деятелей, внесших вклад в изучение правового сознания, был Вильгельм Вундт, который рассматривал вопросы психологических аспектов правового сознания [1]. Хотя Вундт не разрабатывал специальной теории правосознания, в его работах, касающихся психологии и сознания, он выделял элементарные психологические процессы, такие как восприятие, внимание, память и мышление, которые играют важную роль в восприятии и интерпретации правовых норм, а также оказывают влияние на процессы принятия решений и формирования правовых убеждений.
Значительный вклад в изучение психологических аспектов правосознания внес Л.И. Петражицкий - основоположник психологической теории права, в соответствии с которой психика людей играет важную роль в развитии общества, включая его правовую сферу [4]. В данной теории категория права рассматривается с учетом психологических закономерностей, в частности, особое внимание уделяется правовым эмоциям людей. Правовые эмоции представляют собой переживания, которые связаны с ощущением правомочности владеть чем-то или иметь право на что-то, а также с чувством обязанности выполнять определенные действия.
В рамках рассматриваемой теории все правовые переживания можно разделить на два типа: позитивные и интуитивные. Позитивные переживания связаны с правами и обязанностями, которые установлены государством и закреплены в официальных правовых нормах. Интуитивные переживания, напротив, связаны с личными убеждениями и внутренними чувствами правильности и справедливости. Важно отметить, что именно интуитивное право играет регуляторную роль в поведении человека.
Основной акцент в данной теории делается на психологические факторы, в отличие от политических, социально-экономических и других аспектов. Это означает, что психологические состояния, эмоции и убеждения людей играют важную роль в формировании и понимании права. Такое понимание позволяет более глубоко исследовать влияние психологических факторов на правовое поведение и принятие решений в правовой сфере общества.
В своих работах И.А. Ильин отмечал, что «правосознание представляет собой «инстинктивное правочувствие», в котором реализуется собственная духовность и признается духовность других людей» [2, C. 310].
В современном понимании правовое сознание относится к системе представлений, знаний, убеждений, ценностей и ожиданий, связанных с правом и правовыми нормами и представляет собой сложную комбинацию когнитивных, эмоциональных и мотивационных аспектов, которые влияют на способ восприятия, понимания и принятия правовых норм и принципов.
Как отмечает В.А. Рыбаков «правосознание – это отражение правовой действительности, ее познание и отношение к ней» [4, C. 28]. Однако правосознание не ограничивается простым отражением или познанием правовой действительности. Оно также включает в себя субъективное восприятие и интерпретацию права, формирование ценностных ориентаций, установок и мотиваций, которые влияют на поведение и действия индивида в правовой сфере.
Такое понимание правосознания, как отражение правовой действительности, ее познание и выражение отношения к ней можно считать упрощенным, потому что оно не учитывает сложность и многогранность феномена правосознания. Правосознание – это многомерное и динамичное явление. Как справедливо отмечает В.П. Малахов, «правосознание – это сознание права правовым существом, т.е. самосознание правового существа» [3, C. 4]. Правосознание может быть рассмотрено как особая форма сознания, связанная с осознанием и осмыслением права как такового. Оно отражает специфическое самосознание индивида в качестве правового существа, его сознательное отношение к правовым нормам, ценностям и принципам. Автор также справедливо отмечает, что «правосознание – не средство познания и не механизм отражения» [3, C. 23].
Действительно, правосознание нельзя отождествлять исключительно с средством познания или механизмом отражения права. Правосознание формируется и развивается в процессе взаимодействия с правовой системой и правовыми нормами и представляет собой комплексное сознательное отношение индивида к правовой действительности, его сознательную ориентацию на соблюдение правовых норм и уважение правовых принципов. При этом право, как существующая правовая система, отражает и преломляет правосознание общества, его ценности, потребности и представления о справедливости. Правовые нормы и правовая практика могут быть продуктом формирования и реализации правосознания в обществе.
Таким образом, правосознание влияет на формирование и преобразование правовой системы, а не является лишь пассивным отражением права. Оно играет активную роль в формировании правовой практики и влияет на то, как право применяется и воспринимается в обществе.
Структура правового сознания как психологического явления включает несколько основных компонентов.
Во-первых, это познавательный компонент, связанный с когнитивной сферой личности. Он отражает уровень осведомленности и информированности о праве. В этом аспекте важно наличие правовой информативности и знаний о правовых нормах, процедурах и процессах.
Во-вторых, структура включает эмоционально-ценностный компонент, связанный с эмоционально-личностной сферой. Здесь важны личностные оценки, отношение и ценностные ориентации к праву и его применению, что включает эмоциональные реакции, чувства, отношение к правовым нормам и процессу правоприменения.
В-третьих, структура правового сознания включает поведенческий компонент, связанный с мотивационно-поведенческой сферой. Здесь речь идет о умении и готовности соблюдать правовые нормы, участвовать в правовых процедурах, проявлять иную активность в области права.
Таким образом, структура правового сознания включает познавательный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты. Они взаимосвязаны и влияют друг на друга, формируя осознанное отношение к праву и поведение в соответствии с ним.
Глубокое знание права играет ключевую роль в формировании и развитии эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов правового сознания. Правовая осведомленность, то есть понимание и знание правовых норм и процедур, является фундаментальным фактором для соблюдения права и поддержания правовой дисциплины.
Когда человек имеет глубокое знание права, он осознает свои права и обязанности, а также понимает как функционирует правовая система, что позволяет ему развивать эмоционально-ценностный компонент правового сознания. Знание права формирует эмоциональные связи и оценки, связанные с восприятием содержания правовых норм. Чем лучше человек осведомлен о праве, тем больше вероятность того, что у него сложится позитивное отношение к праву, ценностные ориентации и эмоциональные реакции, поддерживающие правовую дисциплину.
Кроме того, глубокое знание права является основой для развития поведенческого элемента правового сознания. Человек, обладающий углубленным знанием права, осознает как соблюдать правовые предписания и как правильно действовать в той или иной ситуации, охватывающейся сферой правового регулирования. Это способствует развитию навыков и готовности проявлять правовое поведение, что в свою очередь способствует поддержанию правовой дисциплины в целом.
Таким образом, глубокое знание права является основной предпосылкой для формирования и развития эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов правового сознания. Оно обеспечивает не только понимание правовых норм и процедур, но и способствует формированию позитивного отношения к праву, ценностных ориентаций и готовности к правовому поведению.
Второй компонент правового сознания включает в себя оценочные суждения, мнения и ориентации, которые формируются как на основе накопленных знаний о праве, так и под влиянием различных факторов, связанных с правовой сферой.
Эмоционально-ценностный компонент правового сознания отражает личные предпочтения, взгляды и суждения, связанные с правовыми аспектами. Он формируется на основе полученных знаний о праве и правовых нормах, а также под влиянием внешних факторов, таких как общественные ценности, моральные убеждения, социальные и культурные влияния.
Этот компонент правового сознания является индивидуальным для каждого человека. Он отражает его субъективные оценки и отношения к праву, которые могут быть сформированы под влиянием жизненного опыта, образования, ценностей и мировоззрения. Также данный компонент может формироваться посредством взаимодействия с другими людьми, общественными группами и социальными институтами.
В итоге, рассматриваемый компонент правового сознания представляет собой субъективные оценки и взгляды на право, которые формируются на основе знаний, опыта и влияния социальных факторов. Он играет важную роль в формировании отношения человека к праву, его мнений о правовых вопросах и ориентации в правовой сфере.
Мотивационно-поведенческий компонент в структуре правового сознания представляет собой завершающее звено всего механизма формирования правового сознания. Он включает готовность, способность и наличие навыков осознанного поведения, соответствующего предписаниям правовых норм
Данный компонент проявляется в реальных ситуациях, имеющих правовую значимость. Он не может существовать отдельно от других компонентов правового сознания и влияет на сам процесс формирования правового сознания. Рассматриваемый компонент отвечает за конкретное поведение человека, которое может быть как нормативно-конформным, так и девиантным.
Мотивационно-поведенческий компонент правового сознания определяет степень правовой социализации личности. Правовая социализация включает усвоение норм и ценностей правовой системы, формирование правомерного поведения и ответственности перед законом. Различные психологические факторы, такие как мотивация, эмоции, познавательные процессы и социальное влияние, оказывают непосредственное воздействие на мотивацию и поведение в отношении права, формируя различные уровни правовой социализации.
Данный компонент имеет широкий спектр возможных вариантов проявления, включая различные промежуточные формы поведения. Он зависит от множества факторов, таких как личные убеждения, ценности, мотивации, социальное окружение и контекст конкретной ситуации.
Поведенческий компонент структуры правового сознания представляет собой последний этап, где правовые знания, эмоционально-ценностные ориентации и мотивации превращаются в конкретное поведение человека. Этот компонент имеет важное значение для понимания влияния правового сознания на реальное поведение индивида в правовой сфере.
Таким образом, психологические компоненты, влияющие на правосознание, имеют сложную и многогранную природу. Они могут быть связаны с когнитивными, эмоциональными, мотивационными и личностными аспектами человека.
Психологические компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, формируя структуру правосознания. Они определяют, как человек воспринимает, понимает, оценивает и реагирует на право и правовые нормы. Определение роли психологических компонентов помогает лучше понять, почему люди по-разному относятся к праву и как психологические факторы могут влиять на их поведение в контексте правовой системы. Уровень эмоциональной стабильности, конформизм, склонность к риску или эмпатия могут влиять на то, как человек воспринимает и интерпретирует правовые нормы.
1. Вундт В. Этика: исследование фактов и законов нравственной жизни. СПб. 1887. Т. 1. - 284 с.
2. Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч. : в 10 т. Т. 4. М. 1994. - 624 с.
3. Малахов В.П. Теория правосознания: опыт формирования. Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2019. - 351 с.
4. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий. СПб.: Изд-во «Лань». 2000. - 608 с.
5. Рыбаков В.А. Правосознание: к вопросу о понятии // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 3 (44). С. 23-28.