Тула, Тульская область, Россия
В настоящее время в России растет интерес к дворянской культуре. Многие дворянские усадьбы восстанавливаются и становятся объектами усадебного туризма. В Тульской области расположено около 300 старинных усадеб, но лишь немногие в настоящее время могут быть использованы как туристические объекты. В работе выделены наиболее известные усадьбы Тульской области, широко использующиеся в туристических программах, включенные в пилотную модель проекта «Туристический кластер «Русские усадьбы». Также показано распределение усадеб по районам области. Для оценки привлекательности дворянских усадеб Тульской области использована модель инвестиционного кадастра и изложены 25 факторов их инвестиционной привлекательности. На основе данной модели проведен анализ потенциала использования архитектурного наследия дворянских усадеб, а также возможности реализаций их функций. Выделены три наиболее перспективные в плане дальнейшего восстановления усадьбы и условия их функционального использования. В статье приводится картографическое представление данных о возможностях сохранения и дальнейшего использования дворянских усадеб в туристических программах. Особое внимание в работе отводится усадьбе железнодорожных «королей» - баронов фон Мекк. Дается краткая историческая справка о владельцах усадьбы, приводятся результаты анализа сохранности здания, возможностей его реставрации и дальнейшего использования. В работе показано, что восстановление дворянских усадеб будет способствовать значительной активизации регионального туризма.
дворянские усадьбы, туристическая привлекательность, усадебный туризм, архитектурное наследие, инвестиционный кадастр, региональный туризм, туристические программы, Тульская область.
После долгого забвения растет интерес общества к дворянской культуре, очагами которой были многие помещичьи усадьбы [3]. Наблюдается тенденция восстановления дворянских гнезд, особенно тех, с которыми были связаны деятели истории и культуры [7]. Таких имений в Тульской области немало, но лишь немногие из них используются как историко-мемориальные объекты и комплексы. Среди наиболее известных следует выделить 14 усадебных комплексов [6] (Табл. 1). Шесть действующих усадеб включены в пилотную модель проекта «Туристический кластер «Русские усадьбы», представленную на Координационном совете федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 гг.)» и рекомендованную для включения во 11-й этап вышеуказанной программы1. Они же являются и наиболее популярными по посещаемости туристами2. Расположение этих усадеб показано на рис. 1. Всего на территории Тульской области расположено около 300 усадеб, наибольшее их количество сосредоточено в г. Тула, Щекинском и Белевском районах. Дворянские усадьбы Тульской области все больше интересуют историков и краеведов, однако материалы по их исследованию недостаточно систематизированы.
1. История Венёва / Венёвский уезд: сайт Дениса Махеля. URL: http://www.veneva.ru/history.html (Дата обращения: 05.06.2015).
2. Краснобаев И. Б. Архитектурное наследие сельских дворянских усадеб Казанского Поволжья: потенциал сохранения и использования: Автореф.... канд. архитектуры. Казань, 2009. 24 с.
3. Морозова Н. Г. Чем интересен музей-усадьба для современного человека? К вопросу об истории музеев-усадеб в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 2. С. 86-91.
4. Пономарева И. Ю., Малафий А. С. Социальные функции устойчивого развития туризма в Тульской области. В кн.: «Факторы устойчивого развития регионов России: монография» / Под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010. С. 62-72.
5. Пономарева И. Ю., Малафий А. С. Использование историко-культурного наследия Тульского края в программах развития регионального туризма // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 218-222.
6. Пономарева И. Ю. и др. Развитие внутреннего и въездного туризма в Тульской области: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2011. 209 с.
7. Ponomareva I., Mishynina G., PukhanovS. The problems and the perspectives of tourism development in the Tula Region // Marketing w rozwoju turystyki. Koszalin: Uczelniane Politechniki Koszalinskiej, 2009. P. 163-176.