Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ББК 60 Общественные науки в целом
В данной статье авторы рассматривают отдельные аспекты влияния процессов цифровизации на развитие права в России.
информатизация, цифровизация, право
Общеизвестно, что информатизация вошла во все сферы человеческой жизни и произвела за последние десятилетия глубокие ее изменения. Одним из важных факторов, влияющих на развитие общества стали информационно-коммуникационные технологии, повлекшие за собой, без преувеличения, информатизацию абсолютно всех сфер человеческой деятельности. Причем информатизация сегодня выступает не только как глобальная важная задача общества, но и как требование дальнейшего его социального развития.
На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнения, что построение современного правового государства невозможно без решения таких проблем, как реализация конституционного права граждан на получение информации, а также на контроль за исполнением своих обязанностей государственными органами и должностными лицами по предоставлению гражданам возможности на ознакомление с материалами, затрагивающими их права и законные интересы, что в свою очередь, предопределяет решение серьезной задачи - формирование в России единого информационного пространства в рамках правового поля, которое позволило бы обеспечить правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности.
Безусловно, информационно-коммуникационные технологии являются своеобразным толчком для дальнейшего развития новых социально-экономических отношений, а также для обеспечения безопасности страны. В настоящее время наблюдается воздействие информатизации во всех сферах жизнедеятельности, как личности, так и общества в целом, что свидетельствует о важной роли, как государства, так и права в данной сфере. На наш взгляд, именно право способно создать условия для гармоничного развития современной российской информационной инфраструктуры, которая обеспечит конституционные права человека в области получения и реализации информации. Правильно разработанный и выверенный механизм реализации этих положений, позволит обеспечить конституционный строй государства, сохранить политическую, экономическую и социальную стабильность, внести коррективы в обеспечение законности и правопорядка государства.
По мнению В.Д. Зорькина, в настоящее время появилось новый вид права – «право второго модерна», основной целью которого выступает регулирование социальных, экономических и политических правоотношений в мире цифр. А это означает, что права человека должны защищаться не только на государственном, но и на международном уровне.
В условиях всеобщей цифровизации сфера права трансформируется, что приводит к появления новых правовых явлений, например, к изменению субъектов и объектов правового регулирования, характера правоотношений. В свою очередь, основой для правового регулирования новых цифровых правоотношений выступают уже имеющиеся доктринальные идеи, которые находят свое отражение в различных отраслях современной системы права.
Анализ Доктрины информационной безопасности Российской Федерации позволяет выделить следующие цифровые права в информационном пространстве, которые, согласно концептуальных положений, должны обеспечиваться и соблюдаться:
во-первых, это активное и свободное использование информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе и сети Интернет;
во-вторых, это использование компьютеров и иных устройств;
в-третьих, свободное создание цифровых публикаций и произведений с возможностью их последующего опубликования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети Интернет.
Цифровизация права, появление новых прав в данной сфере послужили основанием для появления новых нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу жизни общества. Однако всеобщая цифровизация права, оказывая непосредственное положительное воздействие на развитие технологического процесса, породила некоторые проблемы правового характера в сети Интернет. В первую очередь, данные проблемы касаются повышения уровня защиты персональных данных, обеспечения кибербезопасности и защиты конституционных и иных прав человека и гражданина.
Цифровизация права привела к тому, что вся информация, зашифрованная в Интернете, может быть дешифрована. А это уже напрямую касается персональных данных физических лиц, ведь под персональными данными понимается информация, которая может прямо или косвенно определить личность, использующую сеть Интернет. В качестве таких данных выступают фамилия, имя, отчество, год и место рождения лица, адрес, семейное положение, место работы. Расширение возможностей в процессе цифровизации права привела к тому, что используемую личную информацию в сети Интернет можно сравнивать с имеющимися данными, не нарушая правил автоматической обработки данных.
В период цифровизации права отдельные нормы права, регулирующие определенную сферу правоотношений, устанавливающие или запрещающие определенные действия, интерпретируются под информационную среду. Так, например, государство обязывает устанавливать особый контроль за государственными служащими, в целях исключения коррупционного поведения с их стороны. В связи с чем, при назначении на должность государственный служащий должен предоставить информацию об адресах сайтов и страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе и сети Интернет. Работодатель, в свою очередь, изучая личность претендующего на должность лица, проверяет всю имеющуюся информацию в отношении него, размещенную в социальных сетях, после чего принимает соответствующее решение.
Получается, что само физическое лицо, как субъект права, в процессе цифровизации права было предано переосмыслению. Так, в традиционном праве любое физическое лицо обладает рядом следующих качеств и признаков: биометрические показатели; время и место рождения; время и место смерти; материальные и нематериальные блага; правоспособность и др.
В период традиционного права смерть физического лица предполагала наступление его биологической смерти. Жизнь человека оставалась в памяти других лиц лишь благодаря своим поступкам изобретениям искусства и культуры. Иначе говоря, возможность обретения жизни после смерти была только у избранных людей, обладающих выдающимися способностями, выделяющими его среди других людей. В настоящее время в эпоху цифровизации всех сфер жизни общества возможность продолжать «жизнь» после смерти появилась у людей благодаря тому, что они оставляют виртуальные следы в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети Интернет, еще при жизни. В связи с цифровизацией у людей появилось право забвения, в соответствии с которым каждый гражданин может обратиться к поисковику с целью удалить ссылки на его странице из списка поиска.
Помимо права на забвение, у лица появились и некоторые иные цифровые права, к числу которых относятся право на изображение, право на свободное посещение сети Интернет. Ранее признанные права (право на информацию, свободу слова, на доступ к информации) стали относиться к числу цифровых прав.
Вместе с тем, в связи с цифровизацией права, а также правового регулирования периода цифрового существования аккаунтов после смерти их владельцев, отдельными правоведами высказываются предложения на законодательном уровне закрепить право «на цифровую смерть». Предполагается, что данное право будет наравне с правом на соблюдение воли умершего по распоряжению его собственностью. Точно также, либо будет иметь право на соблюдение его воли по поводу дальнейшей судьбы персональных данных, размещенных на просторах информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе и сети Интернет. Таким образом, доверенные лица получат право распоряжения персональными данными в сети Интернет после его смерти.
Важнейшим компонентом права и правоотношений, наравне с субъектом права, выступают объекты права и правоотношений. Цифровизация права привела к тому, что в качестве самостоятельного объекта стала выступать информация.
Бесспорно, что информация имеет важнейшее значение, как в частном, так и в публичном праве, выступая объектом, как в экономических, так и в политических или общественных правоотношениях. При этом, объектом выступает не как таковая информация, расположенная в одном документе, а целые системы баз данных или взаимосвязанные документы.
Благодаря цифровизации и развития технологий, информация, как объект права, выступает не только в виде документов на бумажном носителе, но и в виде электронных документов и денег, в том числе и криптовалюты. Приведём интересный факт, что еще в 2016 году отношение к криптовалютам было негативным, предлагалось даже внести в категорию уголовно-наказуемых деяний действия по обращению с криптовалютой. В настоящее же время отношение к криптовалюте несколько изменилось. Так, в Федеральном законе Российской Федерации от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено понятие «цифровой валюты». В свою очередь, это привело к необходимости создания новых, специальных норм, регулирующих распространение виртуальных объектов. Поэтому законодатель прямо закрепил, что к правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право.
Последним, рассматриваемым нами компонентом права, претерпевающим определённые изменения в рамках цифровизации права, выступают правоотношения. Особенностью подобного рода правоотношений, на наш взгляд, является время их возникновения. Виртуальные правоотношения возникают в момент, когда одна сторона выразит свое согласие на заключение сделки в Интернете посредством клика, в связи с чем, в теории общепринята позиция, согласно которой виртуальные правоотношения возникают по правилам «двух кликов».
Таким образом, цифровизация, в определённом смысле, стала причиной стирания граней между отраслями права, что, в свою очередь, оказало непосредственное воздействие на всю правовую теорию. Это позволяет нам утверждать, что право стоит - на пороге перемен под влиянием технологического фактора. Тенденции развития права в период его цифровизации свидетельствует о том, что выделенные традиционные признаки права постепенно утрачивают свой смысл, поскольку появляется новый феномен, как виртуальные правоотношения, развивающиеся на просторах сети Интернет.
Соглашаясь с представителями научной общественности, отметим, что так называемая цифровая трансформация оказывает непосредственное воздействие на закрепление нового вида прав. Назовём их цифровые права человека и гражданина, как участника всемирного информационного, цифрового пространства. Что, в свою очередь, непременно потребует адекватного формулирования правового механизма регулирования, реализации и защиты уже существующих и вновь формирующихся прав человека в целях устойчивого социально-экономического развития, обеспечения реализации конституционных прав человека и гражданина. В дальнейшем, все эти изменения окажут самое непосредственное влияние на переосмысление структуры права, а, следовательно, и всей правовой теории.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // ЭПС «Система ГАРАНТ» : Мобильный ГАРАНТ онлайн. Интернет-версия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». - Текст : электронный. URL: http://internet.garant.ru (дата обращения: 15.07.2023).
2. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» /// ЭПС «Система ГАРАНТ» : Мобильный ГАРАНТ онлайн. Интернет-версия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». - Текст : электронный. URL: http://internet.garant.ru (дата обращения: 15.07.2023).
3. Зорькин, В.Д. Право в цифровом мире. Размышление на полях Петербургского международного юридического форума // Российская газета. 2018. Столичный выпуск № 7578 (115). - Текст : электронный URL: https://rg.ru/2018/05/29/zorkin-zadacha-gosudarstva-priznavat-i-zashchishchat-cifrovye-prava-grazhdan.html (дата обращения 16.07.2023 г.).
4. Карцхия, А.А. Цифровая трансформация и права человека // Русская политология. 2018. № 4 (9). - С. 33 - 38. - Текст: электронный URL:https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 14.07.2023).
5. Романова, А.Л. Технологии цифрового реинкарнирования личности в соотношении с правом на «цифровую смерть»// Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. № 4. - 2022. - С. 211-217. - Текст: электронный URL:https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 16.07.2023).